|
|||
Содержание туристско-краеведческой деятельности в условиях учреждения дополнительного образованияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание туристско-краеведческой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования Любое туристско-краеведческое объединение представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всевозрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро - протекающие в подростковом возрасте. Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры. Задачи, которыми достигается цель создания туристско- краеведческих объединений, можно поделить на следующие. Обучающие: – обучение навыкам туризма, спортивного ориентирования и краеведения; – обучение элементам физической культуры и основам различных видов спорта, органично связанных с туризмом; – привитие первичных обязательных туристско-краеведческих знаний, умений и навыков – поведенческих, опознавательных, преобразовательных; – получение разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности, обеспечения безопасности; – выполнение спортивных нормативов и званий. Развивающие: – формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях; – развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей учащихся; – развитие психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в туристических походах; – развитие основных физических качеств туриста: силовой подготовки, быстроты, выносливости, терпимости. Воспитательные: – воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений; – воспитание у туристов добросовестного отношения к труду и общественной собственности, дисциплины, чувства долга, товарищества и взаимопомощи; – воспитание у туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания; – воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к при- родному и культурному наследию малой родины.
Типовые программы туристско-краеведческих объединений 1. Программы туристско-краеведческой направленности: – «Туристы-проводники»; – «Юные инструкторы туризма»; – «Юные судьи туристских соревнований»; – «Юный турист»; – «Туризм и основы поисково-спасательных работ»; – «Инструкторы детско-юношеского туризма»; – «Начальная туристско-краеведческая подготовка»; – «Школьный музей». 2. Программы физкультурно-спортивной направленности: – «Спортивный туризм, дистанции пешеходные»; – «Спортивное ориентирование». 3. Программы естественнонаучной направленности: – «Эколог-краевед». Главными принципами реализации программявляются: · добровольность участия воспитанников во всех предлагаемых занятиях и мероприятиях – никакого принуждения, лишь самостоятельное добровольное решение, основанное на осознании полезности предлагаемых упражнений; · постепенность – изучение всех учебных тем осуществляется по схеме «от простого – к сложному». Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки воспитанников. В ходе первого этапа основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в массовых спортивных мероприятиях, участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности. Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях и массовых мероприятиях по лыжному туризму. Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой туризма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в горном туризме, участие в туристических походах и т.д. Правом участия в многодневном туристическом походе пользуются воспитанники, активно участвующие в работе группы, участвующие в отборочных соревнованиях и мероприятиях, успешно освоившие программу 1 года обучения.
Примерный учебный план для начальной подготовки воспитанников по программе «Начальная туристско-краеведческая подготовка» Содержание занятий в подготовительный и основной периоды. Таблица 1 |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|