Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание туристско-краеведческой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования



Содержание туристско-краеведческой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования

Любое туристско-краеведческое объединение представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всевозрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро - протекающие в подростковом возрасте.

Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры. Задачи, которыми достигается цель создания туристско- краеведческих объединений, можно поделить на следующие.

 Обучающие:

– обучение навыкам туризма, спортивного ориентирования и краеведения;

– обучение элементам физической культуры и основам различных видов спорта, органично связанных с туризмом;

– привитие первичных обязательных туристско-краеведческих знаний, умений и навыков – поведенческих, опознавательных, преобразовательных;

– получение разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности, обеспечения безопасности;

– выполнение спортивных нормативов и званий.

 Развивающие:

– формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;

– развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей учащихся;

– развитие психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в туристических походах;

– развитие основных физических качеств туриста: силовой подготовки, быстроты, выносливости, терпимости.

 Воспитательные:

– воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;


– воспитание у туристов добросовестного отношения к труду и общественной собственности, дисциплины, чувства долга, товарищества и взаимопомощи;

– воспитание у туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;

– воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к при- родному и культурному наследию малой родины.

 

 Типовые программы туристско-краеведческих объединений

1. Программы туристско-краеведческой направленности:

– «Туристы-проводники»;

– «Юные инструкторы туризма»;

– «Юные судьи туристских соревнований»;

– «Юный турист»;

– «Туризм и основы поисково-спасательных работ»;

– «Инструкторы детско-юношеского туризма»;

– «Начальная туристско-краеведческая подготовка»;

– «Школьный музей».

2. Программы физкультурно-спортивной направленности:

– «Спортивный туризм, дистанции пешеходные»;

– «Спортивное ориентирование».

3. Программы естественнонаучной направленности:

– «Эколог-краевед».

Главными принципами реализации программявляются:

· добровольность участия воспитанников во всех предлагаемых занятиях и мероприятиях – никакого принуждения, лишь самостоятельное добровольное решение, основанное на осознании полезности предлагаемых упражнений;

· постепенность – изучение всех учебных тем осуществляется по схеме «от простого – к сложному». Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки воспитанников.

В ходе первого этапа основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в массовых спортивных мероприятиях, участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности. Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях и массовых мероприятиях по лыжному туризму. Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств,


совершенствование навыков, помогающих овладению техникой туризма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в горном туризме, участие в туристических походах и т.д. Правом участия в многодневном туристическом походе пользуются воспитанники, активно участвующие в работе группы, участвующие в отборочных соревнованиях и мероприятиях, успешно освоившие программу 1 года обучения.

 

Примерный учебный план для начальной подготовки воспитанников по программе «Начальная туристско-краеведческая подготовка» Содержание

занятий в подготовительный и основной периоды.

Таблица 1



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.