Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Солнечная улыбка души



Солнечная улыбка души

 

    Говорят судьба – это характер. Но характер непременно начинается с детства, с молоком матери впитывается из той самой среды, в которой довелось появится на свет.

    У бога на каждого свои планы. Оле Деменевой, ее сестрам, брату и родителям не довелось участвовать в боях. Куса, где жила их большая семья, находилась в глубоком тылу. Своих пятерых детей Мария Александровна и Петр Лаврентьевич учили простым и важным правилам этикета: «Почитай старших, живи своим трудом, не бери чужого, думай головой, не обижай слабого, возлюби ближнего…».

    Ребятишки работяг – родителей постоянно состояли при деле. Знали, как хлеб родится, как корову подоить, как сена накосить и огород обиходить.

А еще с ранних лет Оля очень много читала. В 7 лет ее отдали в первый класс не полной средней школы №6. После семилетки пошла в 8 класс средней школы №1. Из воспоминаний одноклассницы Светланы Осиповой: «Девушка отличалась светлой улыбкой, добротой, приветливостью, какой-то удивительно милой открытостью и неравнодушием».

Получив свидетельство о неполном среднем образовании, Ольга отправилась в Уфалей и держала экзамен на поступление в филиал Челябинского библиотечного техникума. Вскоре ее зачислили на 1 курс. Годы учебы промчались, как вагоны скорого поезда. Дипломированный специалист вернулась в родной город и начала трудиться по профессии.

В 1972 году в библиотеку нашего интерната пришла новая хозяйка. Ею стала Ольга Петровна Рудакова. За короткий срок в книжном царстве был наведен порядок. Помещение стало более уютным. Хозяйство молодого специалиста насчитывало более 16 тыс. томов, полтора десятка наименований различной перегородки. Сюда валом повалили читатели. Всем Ольга Петровна уделяла достаточное внимание, умела выполнить любую просьбу, найти нужную литературу, подобрать необходимый материал для организации учебной и внеклассной работы. Тщательно следила библиотекарь за тем, чтобы все воспитанники детского дома были активными читателями в ее вотчине, удивительно быстро она находила подход к самым нерадивым ученикам, умела заинтересовать их чтением. Для этого в библиотеке устраивались литературные конференции, беседы о книгах по классам, викторины, выставки книжных новинок, выпуск газет. Ольга Петровна участвовала в проведении всех внеклассных мероприятий в детском доме.

Помню, как в 6 классе она провела для нас викторину по повести Анатолия Рыбатова «Приключения Кроша». Вот вопросы, на которые нам предстояло тогда ответить:

1. Где школьник проходил практику? (на автобазе).

2. Что произвело впечатление на рабочих? (детские права Кроша).

3. Что предложил Игорь на собрании класса? (восстановить старый автомобиль).

4. Как провинился Лагутин? (своровал подшипники).

5. Куда поехали ребята за списанным автомобилем? (в Липки).

6. Кто не остался ночевать в перевернутой машине? (Игорь).

7. С кем танцует Майка? (с Лагутиным).

8. Куда поехали купаться ребята? (в Серебряный бор).

9. Кто украл амортизаторы? (Лагутин).

10. Что ребята сделали с машиной в последний день практики? (починили).

Попробуйте, уважаемые читатели, задать их своим детям школьного возраста. Обязательно прочтите с ними книги Анатолия Рыбатова «Приключения Кроша». На примере главного героя подрастающее поколение научится понимать, что такое справедливость и отстаивать ее.

А коллеги Ольги Петровны видели в ней помощника, готового уделить время и учителю, и воспитателю в их методической работе в организации досуга детей.

Наша героиня с успехом вела библиотечный кружок. Его члены были самыми активными помощниками библиотекаря. Они вместе ремонтировали книги и учебники, готовили беседы о книгах и писателях, ходили вместе с наставником на классные часы с беседами на интересные и познавательные темы, сами в них участвовали. Было интересно наблюдать, как Ольга Петровна выдает книги ребятам. Библиотекарь следовала четкому плану в разговоре с читателями, расспрашивала каждого, о чем говорится в прочитанной книге, что понравилось, а что нет, потом давала совет, какую книгу выбрать на этот раз. Для этого она интересовалась, чем увлекается юный читатель, о чем думает и мечтает. Многие воспитанники шли в библиотеку просто поговорить с замечательным собеседником, полистать журналы и газеты. У стола Ольги Петровны обычно толпились дети, потихоньку беседуя с ней. У этой замечательной женщины разносторонние увлечения и таланты. Она отлично вяжет. Довольно быстро сумела организовать в интернате кружок по вязанию. Долгие годы обучала этому интересному и увлекательному ремеслу наших девчонок. Надо сказать, что для некоторых из них это стало занятием на всю жизнь.

В ее гардеробе и сегодня – изумительной красоты вещи. А в садоводстве равных ей по мастерству и умению среди сотрудников детского дома, пожалуй, и не было. Она питает любовь к любому ростку, ко всему живому в природе.

И все-таки работа была для нее всегда на первом месте, все остальное к ней лишь прилагалось. Библиотечная профессия привлекала ее еще и тем, что каждый день несла в себе что-то новое – новые книги, свежие газеты и журналы. Все это требовало от Ольги Петровны постоянного совершенствования и саморазвития. Она никогда не позволяла себе стоять на месте, являя собой пример специалиста, который много знает и умело пользуется багажом этих знаний, умений и навыков. Я глубоко убежден, что людям данной профессии непременно должны быть присущи такие качества характера, как чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Всем этим арсеналом наша героиня владела в полной мере. Не припомню случая, когда Ольга Петровна повышала голос. Она имела обыкновение делать абсолютно все основательно, не торопясь. Это означает лишь одно: Рудакова сделала верный выбор специальности. Ведь, если библиотекарь - человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникает чувство раздражения, скука, апатия, значит, он явно находится не на своем месте. Ему следует подыскать для себя иной вид трудовой деятельности. В Ольге Петровне многих поражала ее способность помнить многие истории, факты, опубликованные в книгах, газетах и журналах. Она могла рассказать о многих интересных вещах и известных людях, не заглядывая в печатный источник и обходясь без помощи компьютера. Кстати, таких устройств в те далекие годы в нашей стране еще не было. Именно в ту пору мне приходилось готовить различные лекции и беседы практически для всех классов нашей школы. Я отвечал за идеологическую работу в детском доме. Именно поэтому мои контакты с заведующей библиотекой носили постоянный характер.

По моей просьбе она подбирала материалы для лекций, бесед и диспутов. Как правило, сначала Ольга Петровна рассказывала все, что знала на заданную тему и лишь после этого вручала целую стопку книг, журналов и газет. Так было весной 1981 года, когда по плану мне предстояло прочитать лекцию о Владимире Шаинском. Вот, что я узнал о творчестве знаменитого советского композитора от нашего библиотекаря: «Родился Владимир Шаинский в столице Украины, городе Киеве 12 декабря 1925 года в еврейской семье. Отец Яков Шаинский работал инженером-химиком, мама – Ита Шаинская, по образованию микробиолог, трудилась в Киевском институте микробиологии и эпидемиологии, писала научные труды.

В 9 лет Володю записали в музыкальную школу, по классу скрипки. Спустя четыре года он начал обучение в спец.школе при Киевской консерватории. В годы войны Шаинские эвакуировались в Ташкент. Володя поступил в Ташкенскую консерваторию, в 1943-м его призвали в армию. Служить ему довелось в полку связи, который дислоцировался в Средней Азии. Именно там и началась его творческая биография, он написал свою первую композицию о военных связистах.

В 1945 году Шаинский продолжил обучение на оркестровом факультете Московской консерватории. После этого 3 года работал в оркестре Утесова, потом перешел преподавателем в музыкальную школу. Владимир продолжал писать музыку, но, чтобы считать себя настоящим профи, поступил в Бакинскую консерваторию на композиторский факультет. По окончанию вернулся в столицу. В 1963 году Шаинский стал автором первого струнного квартета, в 1965 году написал симфонию. Ему нравилась музыка Чайковского, он пытался разгадать, в чем секрет великого маэстро, сам хотел прославиться в области классики. Но он был слишком жизнерадостным и темпераментным, любил озорничать, проводить время в кругу детей-дошколят, и это в итоге пересилило любовь к строгой классике. Во время одного из посещений студии «Мелодия», Шаинский познакомился с Юрием Энтиным, который тогда возглавлял детскую редакцию. Эта встреча стала переломной в карьере композитора. За каких-то пять минут общения Владимир сочинил песню на стихи Энтина про Антошку, и они вместе отправились на «Союзмультфильм». В то время там снимали мультипликационный журнал «Карусель», к которому Шаинский придумал музыкальную заставку. С этого и началась его карьера детского композитора. Он написал оперу «Трое против Марабука», мюзиклы «Путешествие Нильса» и «Аз, Буки, Веди». Потом была череда песен для мультфильмов – «Шапокляк», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Катерок», «Трям! Здравствуйте!». Его композиции звучат и в художественном кино – «Анискин и фантомас», «Школьный вальс», «Завтрак на траве», «Финист – ясный сокол». Композитор жил полной жизнью. Он писал детские и взрослые песни, выступал с концертами, снимался в кино (эпизод в картине «ДМБ»). Шаинский никогда не унывал, на всех фото он запечатлен улыбающимся и жизнерадостным. Кроме того, композитор был абсолютно самодостаточным человеком. Его не интересовало, что о нем думают другие люди. Он мог явиться на деловую встречу в спортивном костюме и в тапочках на босу ногу».

Завершив свой короткий рассказ, Ольга Петровна вручила мне несколько журналов с более подробной биографией Шаинского и пластинки с записями его песен. Эта ее помощь оказалась весьма кстати. Лекции прошли успехом. В некоторых классах ребята просили продолжить цикл бесед о творчестве известных деятелей искусств – артистов, композиторов, художников. Созданная нами лекторская группа, большое внимание уделяла патриотическому воспитанию. В частности, мы старались донести правду о Великой Отечественной войне.

Она унесла миллионы жизней. Самое страшное заключалось в том, что в их числе оказались ни в чем неповинные люди, которые не принимали участия в боевых действиях против фашизма.

В 1982 году мне довелось готовить лекцию о тяжелой участи жителей Белорусской деревни Хатынь. Вот какую историческую справку дала мне Ольга Петровна: «Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км. от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем неповинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми, столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один годик. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Комено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Ни один взрослый не мог остаться незамеченным. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-летнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семьи Климовичей и Федоровичей – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли. Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы – семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом, люди бегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненная женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненный в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г. п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжелый удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни – один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг.) на белорусской земле».

Читая незамысловатые строки повествования простого школьного библиотекаря, понимаешь, сколь ужасна война во всех ее проявлениях. Нашему народу она принесла только горе и боль невосполнимых утрат. Вот о чем говорят цифры статистики: за годы Великой Отечественной Войны на советской территории было разрушено более 1 710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень. Оккупация продолжалась больше 4 лет с 22 июня 1941 года по 7 ноября 1944 года.

За четыре года, что длилась Великая Отечественная война, на территории Советского Союза были разрушены более 1700 городов и 70 тысяч сел и деревень. Полностью или частично уничтожены 1,5 миллиона зданий. На оккупированных территориях немецкие войска уничтожили почти половину жилого фонда.

Они уничтожили около 32 тысяч промышленных предприятий, 84 тысячи школ и других учебных заведений, разрушили и разграбили 98 тысяч колхозов.

Наша героиня – представительница детей войны. С ранних лет на ее долю выпало много трудиться. С той поры она привыкла заполнять работой весь свой день. И так потом жила всю жизнь, честно делая все, что умела и могла. За добросовестный труд награждена множеством почетных грамот, удостоена почетного звания «Отличник социального обеспечения РСФСР» и медали «Ветеран труда».

Из воспоминаний Ларисы Кардаш (выпуск 1980г.): «С Ольгой Петровной мне приходилось встречаться очень часто. Я много читала и обычно брала в библиотеке сразу несколько книг. Особенно любила приключенческую литературу английских авторов. Толстый том могла осилить за день. Сначала это удивляло нашего любимого библиотекаря, потом она оценила мою истинную любовь к чтению и книге. Старалась всячески его поддерживать. С лица Ольги Петровны никогда не сходила лучезарная улыбка. Она неизменно была добра и вежлива с нами. Охотно делилась с ребятами всем, что знала и умела сама».

У Ольги Петровны Рудаковой есть, пожалуй, все основания считать себя счастливой. Она добилась всего, о чем мечтала. Вместе с супругом Иваном Пантелемоновичем вырастила и воспитала прекрасную дочь Наталью, которая без особого труда нашла в жизни свое место, подарив на радость родителям внука и внучку. Ребята не подвели, унаследовав лучшие черты семейного клана: доброту, тактичность, трудолюбие, упорство в достижении цели, порядочность. Когда в жизни все сложилось так удачно, остается пожелать Ольге Петровне и ее близким только здоровья и долгих лет жизни.

 

Николай Шукшин

г. Челябинск.

Татьяна Ефимова

г. Курган.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.