Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С первого взгляда ракетоплан



С первого взгляда ракетоплан

А.Решетникова (класс S4А) не привлекает внимания спортсменов — обычная «московская» схема. Но при внимательном рассмотрении, особенно — в полёте, видишь все особенности конструкции данной модели. Одна из них — большое (по сравнению с другими) удлинение крыла — около 11, а масса ракетоплана всего 18 г.

Фюзеляж — конусная балка из углепластика длиной 475 мм, выклеивается на оправке переменного сечения диаметром на концах 7,6 и 3,5 мм. Технология её формовки такова. Металлическую оправку нагревают и смазывают разделительной мастикой (эдельваксом). Дав остынуть оправке, наматывают на неё слой стеклоткани толщиной 0,03 мм, пропитанной эпоксидной смолой, затем — слой углеткани толщиной 0,14 мм. После непродолжительного высыхания смолы полученную заготовку обматывают магнитофонной лентой шириной 4 — 6 мм и помещают в сушильную камеру (температура от 70 до 80°С).

Через 2,5 — 3 часа, дав затвердеть смоле, полученную заготовку освобождают от ленты и, зажав в патрон токарного станка, обрабатывают и торцуют по длине 475 мм.

Внутрь балки вклеивают две бальзовые бобышки. Одну — на расстоянии 145 — 150 мм от переднего среза — для «грибка», в которой делают резьбу М2 для крепления крыла. Он же, «грибок», является и осью её поворота. Другую бобышку вклеивают на расстоянии 90 мм от переднего конца фюзеляжа — для усиления места крепления крючка возвратной резинки.

В носовую часть ставят обтекатель из липы и профилируют его как показано на виде сверху чертежа. Затем снизу крепят пилон для контейнера МРД. Он представляет собой бальзовую пластинку толщиной пять мм и размерами 12×30 мм. Спереди пилон заострён по контуру фюзеляжа. Снизу к пилону крепят контейнер МРД — пластиковую трубку длиной 32 мм с внутренним диаметром 10,2 мм и оживальным обтекателем.

В месте крепления обтекателя к контейнеру сверлят сквозное горизонтальное отверстие диаметром 1,5 мм. Оно служит для продевания фиксирующей нитки, удерживающей крыло в сложенном виде для взлёта, и способствует стравливанию газов при срабатывании вышибного заряда МРД в конце активного участка полёта.

На расстоянии 152,5 мм от обтекателя фюзеляжа (5) сверху приклеивают на смоле бальзовую пластину длиной 55 мм и шириной 12 мм. Нижнюю её поверхность профилируют в виде жёлоба по балке. Затем её верхнюю плоскость вышкуривают и выравнивают до толщины 1,5 мм — спереди и 1 мм — сзади. После чего покрывают тремя слоями нитролака. Данная пластинка служит посадочной площадкой (11) для пилона крыла (12). В её середине делают сквозное отверстие диаметром 3 мм и вклеивают в него ось поворота крыла — «грибок» из дюралюминия диаметром 3 мм и длиной 10 мм, с внутренней резьбой М2 для винта крепления. Во избежание продавливания центроплана в месте крепления сферическая головка болта имеет диаметр 6 мм.

Хвостовая часть балки фюзеляжа оканчивается оперением. Стабилизатор вырезают из бальзовой пластины толщиной 1,5 мм, слегка закругляют по контуру, покрывают лаком и крепят сверху фюзеляжа эпоксидной смолой. Киль — трапециевидной формы, также из бальзы, толщиной 1,5 мм, клеится сверху на стабилизатор.

Крыло состоит из центроплана и двух консолей, вырезанных из бальзовой пластины. Центроплан — прямоугольной формы размерами 310×55 мм с плоско-выпуклым профилем с наибольшей толщиной 3 мм, расположенной на 1/3 ширины от передней кромки. Консоли («ушки») — трапециевидные в плане; их размах — 140 мм, толщина — переменная: у комля — 3 мм, на узком конце — 2,5 мм. Крепление консолей к центроплану — шарнирное , выполнено из капроновой ленты шириной 20 мм. Шарниры приклеиваются снизу клеем БФ-2. Угол поперечного «V» — 20°. К середине нижней поверхности центроплана приклеен пилон — бальзовая пластинка шириной 12 мм переменной толщины: 4,5 мм — у передней кромки, 2 мм — у задней. Данная разница в толщине пилона обеспечивает необходимый установочный угол крыла. В передней части пилона на левой боковой плоскости закреплён упор-ограничитель из стальной проволоки диаметром 0,5 мм. В середине центроплана просверлено отверстие диаметром 3 мм под «грибок».

В центроплан вклеены три крючка для резинок возврата: два — на расстоянии 18 мм от торцов — для «ушек» и один — в переднюю кромку — для крепления резинки поворота крыла. Следует отметить, что только на модели А.Решетникова резинка поворота крыла очень короткая — расстояние между крючками всего 34 мм. По мнению конструктора, это обеспечивает быстрый и надёжный поворот и раскрытие крыла при переходе модели в режим планирования. На консолях установлено по крючку на расстоянии 18 мм от широкого торца. Причём на правом «ушке» свободный конец крючка загнут в форме полупетли. В неё входит нитка-фиксатор крыла во взлётном режиме. Места касания резинок возврата края консолей усилены накладками из эпоксидной смолы.

Крыло хорошо зашкурено и покрыто двумя слоями нитролака. «Ушки» для лучшей видимости выкрашены в малиновый цвет.

К полёту модель ракетного планера готовят следующим образом. Соприкасаемые поверхности пилона крыла и посадочной площадки фюзеляжа натирают карандашом или грифелем и ставят крыло, надевая его на ось поворота, и завинчивают винт (М2). От самопроизвольного отворачивания его фиксируют каплей клея «Момент». Затем надевают все резинки: поворота крыла и возврата «ушек», проверяют углы — установочные углы стабилизатора, крыла и поперечного «V» консолей. При необходимости вносят корректировку. Далее добиваются нужной центровки (на данной модели ЦТ находится на расстоянии 40 мм от передней кромки крыла). После этого регулируют модель на планирование, запуская с рук. Нет смысла в данный момент добиваться идеального планирования — с некоторым подвисанием в воздухе. Лучше сделать так, чтобы режим полёта был близок к небольшому (пологому) пикированию с любым виражом. Проведя данные операции, можно перейти к запуску ракетоплана на двигателе. Первые старты желательно выполнять на МРД с небольшим импульсом (от 1 до 2,5 н.с.).

Стартует ракетоплан с газодинамической установки типа «пистон».

Перед запуском модели консоли планера складывают под центроплан и поворачивают его против часовой стрелки на 90°, располагая вдоль фюзеляжа. И в таком положении фиксируют крыло временной монтажной ниткой, продевая её через петли фиксатора на балке и крючок-фиксатор, укреплённый на правом «ушке» крыла. Далее вставляют двигатель в контейнер, ставят шпильку-фиксатор. Она предотвращает отстрел МРД.

В воздухе, после срабатывания вышибного заряда МРД, огневой импульс пережигает нитку-фиксатор. Под действием резинки крыло поворачивается перпендикулярно фюзеляжу, открываются консоли и отклоняются в нормальное (панирующее) положение. Модель совершает планирующий полёт.

ф



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.