Конспект. родительского собрания. в подготовительной группе «Светлячки». Тема: «Наши пальчики играют» (мастер-класс). воспитатель. Колесова Н.А.. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.
Конспект
родительского собрания
в подготовительной группе «Светлячки»
Тема: «Наши пальчики играют» (мастер-класс)
Провела:
воспитатель
Колесова Н.А.
2014г.
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2.Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой
моторики рук.
3.Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.
4.Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.
Форма проведения:мастер-класс.
Участники: воспитатели, родители, дети группы.
Оборудование:
выставка детских работ по оригами, памятка «Советы родителям» на каждого, работы, выполненные в технике оригами, художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон), пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, гуашь, стаканы с водой, ватные палочки, схемы складывания гриба, клей-карадаш.
Предварительная работа:
организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания: 1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя) 3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика».
Ход собрания 1. Выступление воспитателя. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи. Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г.Доману, и Н.Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу» «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ. «Музыканты» Я на скрипочке играю, Тили-тили, тили-тили. (левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке) Скачут зайки на лужайке, Тили-тили, тили-тили. (энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.) А теперь на барабане, Бум-бум-бум, Трам-там-там (Энергичные удары ладонями по столу) В страхе зайки Разбежались по кустам (движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев)
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д. Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
2. Выступление воспитателя. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно. Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функция, а так же особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка, развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста. Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т.д. коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения. Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит». Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой.
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. Пальчиковая игра с пластилином «Горошина» Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость. Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции: А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой; Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами; В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: Мы горошину в двух пальцах помнём, О горошине зелёной мы споём. Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами: Катись, горошина, за окошко, Катись, горошина, к нам в лукошко. Ты катись, горошина, по столу, Развлекай горошина детвору.
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у Волшебного квадрата». Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми. Тема: грибы (оригами) Цели: учить детей складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику. Оформлять свою работу. Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, обобщающее слово; учить подбирать определения. Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее), прямоугольник 4*3 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4*3 см, гуашь белого цвета, ватные палочки (для нанесения мухоморам точек).
Ход занятия. - ребята, сегодня к нам пришёл в гости ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК. - а скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называется волшебным? - как вы думаете? - надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку:
Под кочкой крошка, только шляпка , да ножка (гриб)
- А какие вы грибы знаете? И подумал квадрат: «Здорово бы было стать грибочком. Но как?» - а давайте поможем ему? Алгоритм выполнения оригами «Гриб» Шляпка. Положите прямоугольник белой стороной к себе. 1. Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны (рис.1) 2. Опустите верхние углы к линии перегиба. Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе. 3. Отогните снизу полоску. Переверните деталь 4. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны. 5. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба. 6. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке 9. согнуть уголки. Перевернуть фигурку. 10. гриб готов.
- Ребята, волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает нам оформить выставку. (Работы помещаются на выставочный стенд). И предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет грибы» (играют сначала дети, а потом родители) Подводится итог занятия.
|