Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Резолюция



Резолюция

веб-конференции «Казачий язык: проблемы и перспективы»,

состоявшейся 29 августа 2020 г.

 

Веб-конференция «Казачий язык: проблемы и перспективы», собравшая на своей площадке исследователей и специалистов, занимающихся вопросами изучения, восстановления и популяризации казачьего языка (гутора и балачки), состоялась. На конференции были рассмотрены различные аспекты данной тематики, включившей в себя основные на данный момент вопросы лингвокультуры казаков: сохранения и развития казачьего языка, педагогические, литературные, издательские и иные аспекты.

По результатам конференции нами, природными (этническими) казаками, занимающимися восстановлением и распространением живой казачьей речи в современный казачий социум, в лингвистическую, педагогическую и иные смежные гуманитарные науки, была выработана и принята следующая резолюция:

1. Исходя из фактологических данных, участники конференции считают необходимым признать живую казачью речь, восстанавливающуюся и развивающуюся в XXI в. в этнической казачьей среде, самостоятельным казачьим (общеказачьим) языком, имеющим собственные диалекты (гутор, балачку и др.).

2. Так как живых носителей гутора и балачки практически не осталось, а оставшиеся разрознены, считаем единственно верным способом решения проблемы сохранения и популяризации казачьего языка – осуществление унификации различных говоров в гуторе, а также унификацию говоров в балачке в две литературных нормы единого казачьего языка; и объединения казачьей речи посредством электронного казачьего словаря (ЭКС), опираясь на него как на единый (и единственный) обобщенный источник.

3. Ввиду наличия различий в казачьих диалектах и говорах, учитывать динамику и корреляцию казачьего языка, ведущих к оформлению литературной формы казачьего языка («письмённого гутара»). Считаем предтечей этой формы «письмённого» казачьего языка литературные произведения казаков-классиков (П.С. Полякова, Ф.Д. Крюкова, П.Ф. Крюкова, Н.Н. Евсеева и т.д.), написанные живым казачьим языком.

4. Считаем возможным решать проблему письменной фиксации и передачи звуков живой казачьей речи посредством знаков, предложенных в системе «гутарица» и казачья «азбучка», в основу которой положен фонетический принцип, разработанный Ю.А. Чиранковым. *

*Примечание: Данный вид алфавита назван «гутарицей» по аналогии с другими алфавитами (кириллица, латиница, арабица, эллиница) от слова «гутарить» – говорить по-казачьи. Данная система удобна в обращении, прошла длительную апробацию в очной школе казачьего языка под руководством В.Н. Бублеева (этнический казак, поэт, писатель, носитель казачьего языка). Под руководством Ю.А. Чиранкова была разработана электронная раскладка клавиатуры для «гутарицы», которая успешно используется в казачьей молодёжной среде для письменного и электронного общения на родном языке.

5. Участники конференции и казаки школы В.Н. Бублеева опытным путем убедились в том, что все звуки живой казачьей речи в полной мере отражаются знаками гутарицы – казачьего алфавита, в которых значительно больше специфических возможностей для четкого озвучивания нативной речи казаков, нежели в остальных системах знаков, типа азбуки Шахматова и др.

6. Участники конференции считают целесообразным принять вектор развития казачьего языка, предложенный «гутарицей», как основной в вопросе сохранения казачьих традиций и культуры, в сохранении казачьего народа**.

**Примечание: Расхожие фразы и утверждения, дескать, казак без всего не казак: без веры, песни, шашки, коня и так далее – являются штампами и стереотипами, не имеющими смысла в современности. В современных реалиях казакам, как этносу, для нашего сохранения нужно во главу угла поставить возрождение, развитие и повсеместное использование казачьего языка. Современный этнический казачий социум не терпит пренебрежительного отношения и недооценивания роли языка в развитии и гармоничном сосуществовании казаков с остальными народами.

7. Участники конференции сошлись во мнении, что те природные казаки, кто пренебрегает изучением родного языка предков, в исторической перспективе не смогут в полной мере считаться полноценными, социально адаптированными в казачьей среде, как личности, утратившие связь со своим народом. Так как потеря родной речи (исторически сложившегося языка) способствует окончательной ассимиляции и исчезновению самобытного казачьего народа. Современная казачья молодёжь имеет право и должна развивать свою культуру, сохраняя связь с исторической родиной и предками посредством казачьей речи.

8. Считаем, что для более продуктивного сохранения и популяризации казачьего языка необходимо:

- создание общеказачьей ассоциации по сохранению и популяризации живой казачьей речи;

- повсеместное создание казаками различных пабликов и групп в соцсетях, занимающихся обучением этнических казаков «письмённому» гутору, издание соответствующей учебной литературы и словарей;

- издание периодической печати и книг на «письмённом» гуторе, в том числе литературных произведений казачьих авторов прошлых столетий и современных авторов, а также переводов на «письмённый» гутор литературных произведений казачьих авторов и авторов других народов.

9. Участники конференции считают целесообразным проведение семинаров, форумов, научно-практических конференций на темы, связанные с вопросами восстановления, сохранения и развития казачьего языка и предлагают созвать очередную конференцию на эту тему в 2021 г. с привлечением специалистов и заинтересованных лиц.

 

29.08.2020 г.                                         



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.