Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Источники литературы: 1. https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/979-psihologiya-lichnosti/18122-psihologiya-zhiznennogo-puti.html 2. cyberleninka.ru. www..aspectpress.ru



 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                                                 «Курганский базовый медицинский колледж»

                                                                                                               Лекция 1

Психология жизненного пути

 

Метафора. Жизнь (жизненный путь) - река, чье русло формируется местностью, по которой она протекает. В свою очередь, река оказывает определенное воздействие на местность.

Жизненный путь – индивидуальная история развития личности. Всеобщие внешние события – войны, катастрофы, революции и, напротив, - стабилизация и консервация общественного бытия делают жизни многих людей похожими. Принадлежность к определенному поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращают судьбы людей в социально типичные. Кроме того, нельзя забывать и о необходимости каждого человека проходить через определенные стадии развития, как биологического существа, то, что мы называем детство, юность, зрелость, старость. Но сквозь типичное и универсальное не то что пробиваются, а таки прорываются особенность и уникальность каждого конкретного жизненного пути. Так что мы можем сказать, что психология жизненного пути – это наука не только и не столько о типологии, но о непохожести человеческих судеб.

Психология жизненного пути

Надо отметить, что понятие «жизненный путь» не является строго научным термином. Это понятие никак не определено в словаре, хотя употребляется достаточно часто и в быту, и в научной литературе. Каждый автор наполняет термин тем или иным индивидуальным содержанием в зависимости от своей научной концепции. В первую очередь, понятие жизненного пути ассоциируется с процессом существования, который проходит личность (человек) от рождения до смерти. То есть это некоторый временной отрезок, отпущенный каждому человеку. Здесь мы используем критерий времени. Но жизнь, как форма существования человека, не является статичной, т.е., она подвержена изменению и развитию. Эту динамику мы наблюдаем в непреложной смене таких возрастных фаз, как детство, юность, зрелость и старость. В этом представлении доминирующим становится критерий движения, динамики. Говоря о динамике, сразу следует оговорить не только биологическое, но и психическое и социальное развитие человека. Т. е. изменения человека на протяжении его жизни идут в нескольких направлениях. При этом сразу оговорим, что динамика присуща не только самому человеку, но и тем условиям, той среде, в которой он существует. Говоря об изменении внешней среды, мы имеем в виду, в первую очередь, тот исторический фон, на котором разворачивается жизнь конкретного человека. До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире. Сегодня ясно, что изучать надо развивающегося человека в изменяющемся мире. Далее, каждый человек уникален, индивидуален, его жизнь, даже при условии необходимости смены общих для всех фаз – детства, юности и т. д., при условии общих для одного поколения исторических событий наполнена своим рисунком событий, и то, что случается в жизни одного не имеет места в жизни другого. Здесь мы вводим критерий индивидуальности. Именно сейчас уместно сказать, что иногда жизненный путь определяют как индивидуальную историю развития человека, т. е. биографию.

Говоря об индивидуальности, невольно возникает вопрос: а с чем связана эта неповторимость человеческой судьбы? Что ее определяет? Под воздействием каких факторов или групп факторов складывается уникальная конкретная жизнь? Здесь для нас важно введение принципа детерминизма – принципа закономерности и причинной обусловленности.

На человеческую жизнь непреложно влияют некоторые внешние, не зависящие от человека факторы, а также собственные человеческие решения, зависящие от таких свойств личности, как характер, направленность, желания, мотивы, активность и т. д. Делая логический вывод из этих рассуждений, можно сказать, что неповторимость человеческой жизни – это результат того, как он распорядиться тем, что имеет. И здесь возникает критерий субъектности, т. е. человека, как активно действующей силы. Достаточно тесно к критерию субъектности примыкает критерий субъективности, т. е. личностной оценки и «окраски». Дело в том, что одни и те внешние данности и события могут иметь для человека свой субъективный, личностный смысл, наполняться собственным содержанием и соответственно по-разному влиять на решения человека и, как следствие, на течение его жизненного пути. Подводя итог, можно ввести рабочее определение: Жизненный путь – это индивидуальный процесс биологического, психического, социального развития и движения человека во времени, в изменяющихся обстоятельствах, где он (человек) выступает как субъект, активно влияющий и направляющий это движение и развитие, а также наполняющий его (этот процесс) смыслом и содержанием. Соответственно, психология жизненного пути – это область знания, которая описывает, изучает и объясняет те причины и закономерности, что влияют на протекание жизненного пути человека. Психология жизненного пути – наука об индивидуальной жизни; наука, раскрывающая психический мир индивида в становлении и развитии, в непосредственной связи с индивидуальным содержанием его жизненного процесса. Эта область знания призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе, что влияет на течение его жизненного пути; как человек может (и всегда ли может?) распорядиться временем своей жизни и даже смерти, это наука о разнообразии и типологии человеческих жизней. Психология жизненного пути – дисциплина интегративная. Она тесно граничит, более того, вобрала в себя и переработала данные возрастной психологии, психологии развития, психологии личности, экзистенциальной психологии.

Смысловое пространство.

В психологии жизненного пути, описывающей индивидуальное развитие помимо понятия «жизненный путь» используются такие понятия, как «время жизни» и «жизненный цикл».

«Время жизни», протяженность, пространство обозначает временной интервал между рождением и смертью. Эти понятия, как и понятие «жизненного пути», используются преимущественно при описании и объяснении онтогенетических (связанных с возрастом) поведенческих изменений от рождения до смерти. Это понятие более формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию.

«Жизненный цикл» - более определенное и содержательное понятие. Оно предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Идея цикличности жизни подобна цикличности природных процессов (смена дня и ночи, времен года и т. д.) – одному из древнейших (архитипичных) образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Так, организм нормально проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и умирания. Личность сначала усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей, а затем этот цикл жизни личности повторяют его потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, потом социализируют младших. Цикличность справедливо усматривается и в аналогии между восходящей и нисходящей стадией развития человека. Образ «впадающей в детство» старости – не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных психофизиологических процессов ослабления сознательного контроля, изменения временной перспективы, ослабления половой дифференциации и т. д. Но наиболее емким и употребительным является все же термин «жизненный путь». Термин «жизненный путь» отличается многомерностью, предполагает множество автономных тенденций, линий и возможностей развития.

Методы психологии жизненного пути.

Биографический метод – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Начал разрабатываться в первой четверти ХХ века. Первоначально ограничивался ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека (если человек жив) или всего жизненного пути (если это исторический персонаж). В дальнейшем стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (биографии дополнительные, линии отношений субъекта). Современные биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими; направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Этот метод предполагает получение обширной информации, источники которой – это следующие методики: опросники (анкеты), интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников, писем, мемуаров).

Метод лонгитюдного исследования – предполагает работу с одной и той же группой людей – или с одним человеком, - регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени – отслеживается развитие, осуществляется «продольный срез». Для исследований в области психологии жизненного пути метод лонгитюда интересен в сочетании с методом сравнительного анализа в следующем варианте. Собирается материал о двух группах людей в течение, например, 20, а то и более, лет. Одна группа людей – это дети, родившиеся в Окленде в 1927-28 гг., а вторая группа – это дети, родившиеся в Беркли в 1937-38 гг. В жизни и той и другой возрастной когорты (группа людей, родившихся в один и тот же период) были и война и экономический кризис. Но так как эти события пришлись на разные возрастные периоды когорт, то и повлияли на них по-разному, соответственно по-разному сложились их судьбы.

Метод срезов (метод поперечных срезов) – организуется как работа с людьми разных возрастных групп – как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития. Иногда этот метод противопоставляется лонгитюдному. Но каждый из них имеет свои преимущества. Если метод поперечных срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому получить более надежные данные, то метод лонгитюда позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития. Практически эти методы выступают как взаимно дополнительными.

Каузометрия – метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Направлен не только на описание и оценку прошедших, но и предполагаемых этапов жизненного пути. Каузометрия проводится в форме интервью, состоящего из нескольких процедур: 1) биографическая разминка 2) формирование списка значимых событий 3) их датировка 4) причинный анализ межсобытийных отношений 5) целевой анализ 6) обозначение сфер принадлежности событий. Используются и дополнительные процедуры: 1) оценка эмоциональной привлекательности событий 2) их удаленность в прошлое или будущее 3) значимость «для себя» и «для других». Результаты интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в физическом и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни, о структуре взаимосвязи событий. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профессиональных, семейных, индивидуальных консультациях. Но чтобы изучать жизненный путь необходимо вычленить некоторую структуру, взять точку опору, отталкиваясь от которой можно выстроить стройную и связную концепцию жизненного пути. И в разное время разные авторы, психологи, исследователи предлагали разные варианты той «сущности», опираясь на которую выводили закономерности формирования жизненного пути личности.

Ориентируясь на то, что авторы брали, как отправную точку, все концепции можно разделить на несколько условных направлений:

1. жизненный путь как событийная последовательность

2. жизненный путь как целостность

3. жизненный путь как целостность-событийность

4. жизненный путь, где единицей измерения является возраст 5. жизненный путь, где единицей измерения выступает оригинальная авторская категория.

Первое направление, где жизненный путь рассматривается как событийная последовательность, за основу объяснения жизни берет «события», которые представляют собой эволюцию человека в виде последовательного ряда фактов биографии, безусловно, включенных в процесс возрастного развития. Этих взглядов придерживались Ш. Бюлер, П. Жане, Д. Холтчем, К. Племенсон. Второе направление рассматривало жизненный путь как некую целостность, но где организующими единицами этого целого выступали: для С.Л. Рубинштейна – жизненные отношения личности (мотивационные регуляторы); отношения к предметному миру, к другим людям, к себе; для К.А. Абульхановой–Славской – этой единицей является активность личности, т. е. активное управление потоком жизненных событий, активное отношение человека к жизни, которое подчиняет эту жизнь определенной цели (целям), организуя в целостный органичный поток. Именно в связи с концепцией Абульхановой появилось определение «Человек – автор своей жизни». Здесь же следует упомянуть Ханса Томе с его теорией целостного жизненного пути личности, но для понимания которого вычленяются и более дробные единицы – периоды жизни и события жизни. Третье направления, представителями которого являются украинские исследователи Е. И. Головаха, А.А. Кроник, Л.В. Сохань предлагают рассматривать жизненный путь как «целостность-событийность», т. е. организация целостного пути определяется способом и фактом переживания личностью событий своей жизни и связей между ними, анализом субъективной картины жизни человека. Представители четвертого направления за единицу измерения жизненного пути взяли возраст и изменения, следующие из возрастных фаз. К таким ученым можно отнести Б. Г. Ананьева, В. В. Бочарова, Р. Хавигурста, Б. Ногартена. Наконец, рассматривая пятое направление, следует упомянуть В.А. Дружинина, который исходит из организации жизненного пути, как реализации определенного «варианта жизни», С. В. Ковалев предлагает рассматривать жизненный путь, исходя из способов организации прошлого, настоящего и будущего; в этом же ряду следует упомянуть В. В. Клименко, который важными в организации жизненного пути полагал сенситивные периоды в жизни человека и их коды (числа Фибоначчи).

Отдельно упомянем Э. Эриксона, которого по нашей классификации можно отнести и к четвертому и пятому направлениям. С одной стороны, он очень четко опирался на возраст; его возрастная периодизация развития личности стала хрестоматийной, а с другой стороны, важным для организации жизни человека он полагал становление «идентичности» - телесной, социальной, личностной самоидентификации – ощущения тождественности самому себе. Конечно, следует иметь в виду, что все эти деления некоторая научная абстракция, в каждой из упомянутых теорий присутствует зависимость развития от возраста, отслеживается важность внешних и внутренних событий в жизни человека, развертывание жизненного процесса признается индивидуальной историей человека, но акцент делается на той или иной системообразующей единице.

Концепция жизненного пути Шарлотты Бюлер.

Несколько особняком в ряду концепций жизненного пути стоит теория немецкого психолога Шарлотты Бюлер, которая впервые ввела в широкий научный обиход термин «жизненный путь личности». Ш. Бюлер установила закономерности («регулярности) в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций (мотиваций), в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста. Движущей силой развития, по Ш. Бюлер является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда ценности и цели, к которым стремится человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию. Самоосуществление достигается целеустремленностью, благодаря творчеству, созиданию. Понятие самоосуществления близко по смыслу понятию самореализации или самоактуализации у экзистенциалистов. Но самореализация является только моментом самоосуществления.

Самоосуществление понимается как результат и как процесс, которое в каждом возрасте имеет свои особенности:

1) хорошее самочувствие (0-1,5 года)

2) переживание завершения детства (12-18 лет)

3) самореализация (25(30) – 45(50) лет)

4) самозавершенность (65(70) – 80(85) лет).

Полнота, степень исполненности себя зависит от способности индивида ставить такие цели, которые адекватны его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Но, по Шарлотте Бюлер, эта способность к самоопределению не всегда проявляется в жизни конкретного человека четко, ясно, что, соответственно, не приводит к полному самоосуществлению; или, точнее, реализация человека происходит в отношении тех целей, которые не предназначены ему «Богом», некой «природной данностью». Одним словом, самоопределение – это некие интенции (намерения), человеком не осознаваемые и важно эти интенции уловить и следовать по жизни согласно им. Становление целевых структур (зависящих от имманентно присущих человеку интенций) является определяющим в индивидуальном развитии и его можно понять, изучая основные закономерности и динамику целей жизни личности. Владение жизненными целями – условие сохранения психического здоровья личности. Причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы (как это понимал Фрейд) или чувство неполноценности (по Адлеру), сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение целей жизни приводит к интеграции личности. Для обоснования своей концепции самоосуществления через самоопределение Ш. Бюлер использует теорию систем Л. Берталанфи. И особенно его идею о свойственной живым системам тенденции к подъему напряжения, необходимого для активного преодоления среды. Ведь биологические процессы, направленные на повышение напряжения в открытой системе «личность», дают энергию для достижения самоосуществления. Концепция спонтанной активности психофизиологического организма противоречит фрейдистскому пониманию движущих сил поведения человека как стремления к снятию напряжения. · Людвиг фон Берталанфи (1901-1972 гг.) – австрийский биолог-теоретик. Выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой – разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания.

Изучая сотни биографий разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр.,

Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на его прерывность. Изучению в биографиях подвергались три аспекта:

1. внешний, объективный ход событий жизни

2. история творческой деятельности человека

3. возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз.

Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем. Фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения.

Всего ею было выделено и описано пять фаз жизни.

Первая фаза (возраст до 16-20 лет) – период, предшествующий самоопределению. В этом возрасте у индивида, как правило, нет собственной семьи и профессиональной деятельности. Этот период характеризуется также неявностью целей, нерасчлененностью будущего. В это время человек живет настоящим, развивая физические и умственные способности, набирает силы для реальных дел. Поэтому данная фаза выносится Ш. Бюлер за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (с 16-20 до 25-3о) – период проб. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни. Множество проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, которая сначала носит предварительный, диффузный характер. Поэтому особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – прогнозы возможных путей в дальнейшей жизни. Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности и в то же время к жажде значительных дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет). Это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда у него возникает собственная семья. Периоду зрелости человека свойственны: 1. реальные ожидания от жизни 2. трезвая оценка возможностей 3. субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В период зрелости происходит спецификация самоопределения – человек ставит конкретные жизненные цели и имеет некоторые реальные результаты, стойкое продвижение к своему желанному самоопределению. В 40 лет устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни, как процесса решения задачи, т. е. подводятся первые итоги жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) – фаза стареющего человека. В этой фазе он завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный» возраст душевного кризиса вследствие биологического увядания, потери трудоспособности, сокращения времени жизни. У стареющих людей усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. В конце этого периода завершается путь к самоосуществлению, исчезает и самоопределение, постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (от 65-70 лет до смерти) – старость. В это время большинство людей оставляет совершенно профессиональную деятельность и заменяет ее хобби. Ослабевают и сходят на нет все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Человек в этом возрасте влачит бесцельное существование. Поэтому пятая фаза не причисляется к жизненному пути. Следует заметить, что понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной и творческой старости.

Объясняя фазы жизни, Ш. Бюлер использует понятие типа развития. «Витальный» тип развития определяется доминированием биологического фактора. В этом случае пик творческих достижений совпадает с биологическим оптимумом.

«Ментальный» тип развития или психологический характеризуется тем, что творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума или в период увядания организма. Итак, по Ш. Бюлер детерминанта, определяющая сила, жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. Саморазвитие его духовной сущности ведет к развертыванию фаз жизни, к самоосуществлению изначально присущих, вложенных в человека возможностей. Следовательно, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремлению к самоосуществлению, которые составляют основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени представляется результатом саморазвития духа. Но при этом в нем (в жизненном пути) можно выделить: 1) объективную логику жизни – последовательность внешних событий; 2) смену переживаний как эволюцию внутреннего мира человека; 3) результаты его деятельности. Очень важным, ключевым для Ш. Бюлер стало понятие «событие»: внешнее и внутреннее. Оказалось, что субъективные «внутренние» события не соответствовали ряду «внешних» событий, а те, в свою очередь - этапам достижений личности. Линии внешних и внутренних событий тянутся параллельно, не пересекаясь, и найти их связь не удается. Это и порождает затруднения в ее научной работе. Но ее понимание жизненного пути содержит главное: жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению.

 Концепция жизненного пути С.Л. Рубинштейна Параллельно с Бюлер в середине 30-х годов понятие жизненного пути было предложено советским психологом С. Л. Рубинштейном. Если Бюлер стремилась выделить в качестве структур жизни и единиц анализа жизненного пути события, то С. Л. Рубинштейн предложил в качестве основных понятий целостность жизненного пути и рассмотрение жизненного пути через личностное развитие.

Целостность личностного пути – это взгляд на жизнь как на индивидуальную историю человека, не распадающуюся на отдельные события, фрагменты, а внутренне соединенную в единую цепь логикой становления личности, становления ее направленности, ее жизненных отношений к предметному миру, к другим людям и к себе. В своей книге "Основы психологии" С. Л. Рубинштейн приходит к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как единое целое, хотя в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки. Для раскрытия целостности, непреложности жизненного пути Рубинштейн предложил не просто выделить его отдельные этапы (возрастные), но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Одна из основных идей его концепции состоит в том, что в отличие от живых существ, человек имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития. Жизненный путь человека Рубинштейн рассматривал через призму его личностного становления. Если рассматривать личность, как феномен общественного развития, конкретного человека, обладающего сознанием и самосознанием, то Рубинштейн «прирастил» к этому пониманию определение личности, как субъекта жизни, т. е. как источника многоплановой сознательной, произвольной и непроизвольной деятельности. Поэтому очень важно, с его точки зрения, изучение потребностей, интересов, идеалов, установок, тенденций, мотивов, вообще направленности личности, что дает возможность прогнозировать жизненный путь человека и тем самым упреждать ошибки. Личностью, как утверждает Рубинштейн, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от просто развития организма, совершающегося в процессе органического созревания. Сущность человеческой личности как раз и находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и творцом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю.

ДЗ: конспект, ключевые значения, описать пять фаз жизни по Ш. Бюлер.

 

Источники литературы: 1. https://studizba.com/lectures/61-psihologiya/979-psihologiya-lichnosti/18122-psihologiya-zhiznennogo-puti.html 2. cyberleninka.ru

3. www..aspectpress.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.