|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Исполнительское мастерство (лаковая миниатюра)»
Авторы: Моченова Н.В., Ильницкая И.Ю. - преподаватели спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»
Фалеев А.В. – член Союза художников РФ, заслуженный учитель РФ, преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом профессионального образования РФ по специальности № 070802 (повышенный уровень). Обучение на занятиях по предмету «Исполнительское мастерство. Лаковая миниатюра» должно следовать параллельно с занятиями по рисунку, специальной технологии лаковой живописи, а также изучением древнерусской живописи. В основе грамоты живописной миниатюры лежит стилизованный рисунок. Его изучение тесно переплетается с принципами академического рисунка. Однако в отличие от курсов рисунка и живописи, где преобладает работа с натуры, на занятиях по лаковой миниатюре главное место отводится копированию образцов миниатюрной живописи, выполненными мастерами прошлого, в том числе и канонические образцы древнерусской иконографии. Изучение лаковой миниатюрной живописи и основ древнерусской живописи направлено на развитие художественного образования и получение теоретических знаний, на овладение профессиональными навыками, освоение художественных средств изображения действительности. Задачей курса обучения является формирование образного мышления и развитие художественного вкуса учащихся. Практические задания постепенно усложняются, а также повышается уровень требований в отношении стилистически выдержанного рисунка и уровня живописной техники. В двух первых семестрах студенты изучают канонические образцы, третьем и последующих семестрах ставятся задачи более целесообразного размещения элементов пейзажа, архитектуры в заданном формате. При выполнении заданий требуется более свободное владение живописными техниками. На последних курсах предлагаются задания на самостоятельную разработку композиций в стиле русской лаковой миниатюры. Метод обучения лаковой миниатюре базируется на всестороннем обучении древнерусской живописи, иконографии, стилизованному рисунку, решению колористических цветовых и декоративных задач в тесной связи с изучением формы, тональных отношений. Освоение программного материала даёт возможность формировать эмоционально-эстетическое отношение к традиционной народной культуре, дает возможности строить образование с учетом многовекового, культурного наследия русского народа, реализовывать связь времен, не нарушать целостность художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, древнерусской живописи, по иному оценивать вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: ·историю зарождения лаковой миниатюры в Палехе, Мстёре, Холуе. ·стилевые традиции древнерусской живописи, технику письма лаковой миниатюры Палеха и Мстёры, ·технологию изготовления шкатулки из папье-маше, ·традиционную технологию изготовления сувенирной продукции в стиле русской миниатюрной живописи (начиная от живописи, заканчивая отделкой: лакировка, шлифовка, полировка), ·методику приготовления красок на основе сухого пигмента и яичной эмульсии, ·особенности написания элементов пейзажа, животных, архитектуры, ·теорию приготовления красок и творения сусального золота, ·различные способы нанесения пробелов, ·технологию прописывания лиц и других участков тела, ·теорию композиционного расположения изображения в зависимости от формы и назначения изделия.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: ·использовать теоретические знания и практические умения в области миниатюрной композиции, мастерства и специальной технологии при создании произведений декоративно - прикладного искусства. ·готовить яичную эмульсию, темперную краску к работе, ·работать темперными красками, знать технологию темперного письма и уметь применять его практически, ·владеть различными стилями лаковой миниатюры, ·шлифовать лаковый слой, ·освоить стилизованный рисунок и прорись, ·копировать произведения древнерусской живописи и лаковой миниатюры, ·скопировать с образца икону в традициях древнерусского искусства. ·стилизованно написать голову человека плавями, ·прорабатывать одежды, драпировки со складками золотом и тоном, ·копировать образец изделия (шкатулка, оформленная различными сюжетами); ·писать орнамент творённым золотом.
^ Программа рассчитана на 552
Содержание и задачи предмета. Организация рабочего места. Материалы и оборудование.
^ Студенты должны знать: cхемы построения простого геометрического орнамента Уметь: четко выполнять построение простого геометрического орнамента ^ Иметь представление: о стилизации простого геометрического орнамента 1. 1 Простой геометрический орнамент Содержание Графический рисунок. Освоение тонкого рисунка с передачей пропорций копируемого орнамента; выявление его характерных особенностей. Копирование орнамента, работа над рисунком его уменьшенного варианта Материал: бумага, карандаш. Практическая работа: Изучение и анализ общей конструкции орнамента. Общие закономерности построения орнамента. Система построения, симметрия, повтор и чередование составляющих его элементов. Понятия: модуль, сетка. ^ Самостоятельная работа. Изготовление подручной подставки, цировки.
Графический рисунок. Материл: бумага, карандаш. Содержание освоение тонкого рисунка с передачей пропорций копируемого орнамента; выявление его характерных особенностей. Копирование орнамента, работа над рисунком его уменьшенного варианта ^ Практическая работа: Изучение и анализ общей конструкции орнамента. Общие закономерности построения орнамента. Система построения, симметрия, повтор и чередование составляющих его элементов. Понятия: модуль, сетка. ^ Самостоятельная работа: изготовление подручной подставки, цировки.
Знать: cхемы построения несложного растительного орнамента Уметь: четко выполнять построение растительного орнамента ^ Иметь представление: о стилизации растительного орнамента
Материал: Бумага А4, карандаш Содержание: освоение тонкого рисунка с передачей пропорций копируемого орнамента; выявление его характерных особенностей. Копирование орнамента, выполнение рисунка уменьшенного варианта орнамента №3 ^ Практическая работа Получение представления о видах орнамента, декоративных элементах и мотивах, стилизации растений в миниатюре. Работа со сложными орнаментами. Анализ орнамента. Изучение отдельных деталей с учётом целостного сохранения рисунка. Пропорциональное соотношение отдельно взятого элемента со всей плоскостью орнамента. Тонкая и чёткая прорисовка линий ^ Самостоятельная работа: копия сложного орнамента «цировки»
Сложный растительный орнамент Знать: cхемы построения сложного растительного орнамента ^ Уметь: четко выполнять построение растительного орнамента Иметь представление: о стилизации растительного орнамента Графический рисунок (растительный мотив, иконографический орнамент). Материал: Бумага А4, карандаш Содержание: освоение тонкого рисунка с передачей пропорций копируемого орнамента; выявление его характерных особенностей. Копирование орнамента, выполнение рисунка уменьшенного варианта орнамента №3 ^ Практическая работа Получение представления о видах орнамента, декоративных элементах и мотивах, стилизации растений в миниатюре.Работа со сложными орнаментами. Анализ орнамента. Изучение отдельных деталей с учётом целостного сохранения рисунка. Пропорциональное соотношение отдельно взятого элемента со всей плоскостью орнамента.
Стилизованный букет цветов. ^ Знать: приемы стилизации цветов Уметь: четко графически выполнить стилизованный букет цветов Иметь представление: о цветовых нюансах Материал: бумага, карандаш, плакетка, темперные краски. Содержание: Графический рисунок, прорись, работа темперными красками в технологической последовательности техники темперного письма. ^ Практическая работа отработка навыков тонкого рисунка и прориси, освоение способа приготовления эмульсии, способов творения красок, формирование навыков нанесения белильной подкладки, роскрыши, работы плавями. Развивать навыки работы кистью при имитации золотого Выполнение хорошего рисунка и его перевод без искажений на кальку. Технология переноса рисунка на плакетку. Технологический процесс приготовления темперных красок. Яичная эмульсия. Процесс приготовления красок. Хранение готовых красок. Нанесение на поверхности плакетки сплошного белильного грунта. Технологический приём - роскрышь. Локальный цвет. Линейный контур. Теневая и световая роспись. Лессировочные краски. Пластичность линий орнамента, аккуратность нанесения плавей в пределах заданной формы. Использование подручной подставки. Имитация золотой работы на плакетке ведётся составленным на палитре светлым, тёплым цветом. ^ Самостоятельная работа: изготовление чашечек для красок, изготовление яичной эмульсии, творение красок, изготовление и чернение плакетки.
Заливка цветного фона ^ Знать: свойства лесcировочных красок Уметь: выполнить плавную цветовую растяжку Иметь представление: о цветовых контрастах и нюансах
Содержание:: освоение способа работы плавями.: овладение приёмами фоновой заливки ^ Практическая работа Процесс приготовления красок. Хранение готовых красок. Нанесение на поверхности плакетки сплошного белильного грунта. Технологический приём - роскрышь. Локальный цвет. Лессировочные краски. Аккуратность нанесения плавей в пределах заданной формы. Знакомство со скоростным методом нанесения фоновой заливки. Работа с цветовыми замесами различной плотности. ^ Самостоятельная работа: упражнения на освоение скоростных приёмов фоновой заливки, операции, связанные с сохранением готовых красок.
Элементы пейзажа.
6.1 Графический рисунок облаков;волн; 6.2 Прорись облаков; волн; 6.3 Живописное выполнение облаков, волн;
Уметь: выполнять четкий рисунок элементов пейзажа ^ Иметь представление: о разнообразных формах элементов пейзажа
Материал: бумага, карандаш., акварель: умбра, кадмий красный Содержание: освоение тонкого карандашного и кистевого рисунка при копировании деталей пейзажа с образцов, с соблюдением канонов древнерусской живописи 13-18 века;. ^ Практическая работа знакомство с системой характерных особенностей пластического строения формы, с особенностями линий; разница стилистических особенностей разных школ миниатюрной живописи Масштаб изображения и композиционно правильное размещение на листе бумаги. Понимание общей формы и второстепенных деталей. Передача степени стилизации того или иного элемента пейзажа. Передача условного объёма с помощью пластичности линий. Общий тональный рисунок. Тщательная проработка линейного рисунка карандашом на бумаге. Перевод рисунка на кальку. Использование подручной подставки. Вертикальное положение кисти. Выполнение прориси умброй и киноварью (красной краской). Изучение в прориси пластики форм будущего изображения. Перевод на бумагу с кальки хорошо проработанного рисунка. Контурная прорись по форме изображения, например, волны. Отработка теней тональной подплавкой умбры. Проплавка крупных масс освещенной волны слабым тоном красной краски. Более активным тоном выплавляют на ней завитки. Оживки (в полную силу красной краски на самых светлых местах). ^ Самостоятельная работа: изготовление и чернение плакеток, рисунки и прориси волн и облаков, характерных для миниатюры Палеха, изготовление эмульсии и красок.
1 . Вводная беседа Содержание Содержание и задачи предмета. Информация о плане работы на семестр Организация рабочего места. Материалы и оборудование. ^ Самостоятельная работа: работа по подготовке оборудования (чашки, подручные подставки)
Детали пейзажа ^ Студент должен знать: формы стилизации деталей пейзажа Студент должен уметь: четко графически изобразить горы в древнерусской живописи 14 - 18в Студент должен иметь представление: о деталях пейзажа различных времен ^ 1.1. Графический рисунок деталей пейзажа, (горы в древнерусской живописи 14 - 18в., деревья, растительность. Содержание. Грамотное композиционное размещение. Изучение традиций в стилизации гор и деревьев, ствола и кроны дерева, так же формы листьев на нем. Общий тон, рисунок кремешков, теневые части. Техника монохром ^ Практическая работа Выполнение копий с авторских прорисей признанных мастеров миниатюры, придерживаясь грамотного композиционного размещения изображений гор и деревьев в заданном формате. Тщательная проработка линейного рисунка карандашом на бумаге. Работа с калькой. Материал - карандаш, бумага. Самостоятельная работа: Анализ иллюстративного материала по альбомам, прорисей признанных мастеров миниатюристов. ^ 1.2. Детали пейзажа. Прорись. Горы, деревья, растительность Содержание. Горы, растительность, кистевой рисунок, приёмы работы кистью. Приемы письма в двух - трех тонах; в двух цветах (черный, красный) ^ Практическая работа Выполнение кистевого рисунка (копий) с авторских прорисей признанных мастеров миниатюры, придерживаясь грамотного стилизационного решения изображений гор и деревьев. Перевод с кальки на бумагу хорошо проработанного рисунка, контурная прорись по форме изображения. Использование подручной подставки. Положение кисти. Изучение в прориси пластики форм будущего изображения Отработка тени тональной подплавкой умбры, проплавка слабым тоном красной краски крупных масс лещадок. Выплавка более активным тоном кремешков на лещадках. Выполнение оживок. Материал: бумага, акварель, кисти Самостоятельная работа: работа с иллюстрированными альбомами, упражнения на овладение навыками кистевого рисунка. ^ 1.3. Детали пейзажа. Живопись. Горы, деревья, растительность Содержание выполнение живописных копий с образцов, проработка форм и деталей, особенностей рельефа, тонкость исполнения. ^ Практическая работа Технология переноса рисунка на плакетку. Технологический процесс приготовления темперных красок. Специальная яичная эмульсия. Процесс приготовления красок. Хранение готовых красок. Нанесение на поверхности плакетки сплошного белильного грунта. Технологический приём - роскрышь. Локальный цвет. Линейный контур, теневая и световая роспись, лессировочные краски. Пластичность линий прописи, аккуратность нанесения плавей в пределах заданной формы. Использование подручной подставки. Имитация золотой работы на плакетке ведётся составленным на палитре светлым, тёплым цветом. Материал: плакетка, темпера, кисти, эмульсия ^ Самостоятельная работа: изготовление и чернение плакеток, анализ рисунков и прорисей характерных для миниатюры Палеха, изготовление эмульсии и красок, работа с иллюстрированными альбомами,
^ Изображение животных в миниатюре. Лошадь. Птица. Знать: об особенностях стилизации животных в миниатюре Уметь: грамотно передавать четкие формы стилизации животных в миниатюре, владеть приёмами кистевого рисунка. Иметь представление: о простых деталях в стилизованном изображении животных в миниатюре ^ 2.1 Графический рисунок. Лошадь, птица. Содержание выполнение копии с образца изображения животного, изучение изображения лошади, её форм и движения, особенностей характера пробелов и отделки золотом. ^ Практическая работа Тщательная проработка линейного рисунка карандашом на бумаге. Передача анатомии животного с помощью приема живописной линии. Техника выполнения: особенное внимание нужно сосредоточить на построении формы в рисунке лошади, её общих пропорций, соотношении частей её тела и их движения Материал - карандаш, бумага. Самостоятельная работа: работа с иллюстрированными альбомами, упражнения на овладение навыками рисунка, выполнение копий с авторских работ признанных мастеров миниатюры, придерживаясь грамотного композиционного размещения изображений в заданном формате. ^ 2.2 Прорись. Лошадь, птица. Беседа о кистевом рисунке, приёмы работы кистью. Приемы письма в двух - трех тонах; в двух цветах (черный, красный) Содержание Выполнение кистевого рисунка (копий) с авторских прорисей признанных мастеров миниатюры, придерживаясь грамотного стилизационного решения изображений животных и птиц. ^ Практическая работа Работа с калькой. Перевод с кальки на бумагу хорошо проработанного рисунка, контурная пропись по форме изображения. Использование подручной подставки. Положение кисти. Изучение в прориси пластики форм будущего изображения. Приёмы выполнения условного объёма анатомических форм животного. Отработка тени тональной подплавкой умбры, проплавка слабым тоном красной краски крупных масс. Выплавка более активным тоном самых выпуклых мест. Выполнение оживок. Материал: бумага, акварель, кисти Самостоятельная работа: работа с иллюстрированными альбомами, упражнения на овладение навыками кистевого рисунка, упражнения на освоение приёмов выполнения условного объёма анатомических форм животного ^ 2.3 Живопись. Лошадь, птица. Содержание выполнение копий с образцов, форм и деталей, особенностей характера письма. Общий тон, анатомические нюансы, фактурное написание. ^ Содержание практической работы Технология переноса рисунка на плакетку. Технологический процесс приготовления темперных красок. Специальная яичная эмульсия. Процесс приготовления красок. Хранение готовых красок. Нанесение на поверхности плакетки сплошного белильного грунта. Технологический приём - роскрышь. Локальный цвет. Линейный контур, теневая и световая роспись, лессировочные краски. Пластичность линий, аккуратность нанесения плавей в пределах заданной формы. Пробела, выявляющие объем и подчеркивающие форму, но не ломающие её. Плавные и живые линии прописи, особенно на гриве и в хвосте. Использование подручной подставки. Имитация золотой работы на плакетке ведётся составленным на палитре светлым, тёплым цветом. Материал: плакетка, темпера, кисти, эмульсия. ^ Самостоятельная работа: изготовление и чернение плакеток, рисунки и прориси птиц и перьев, характерных для миниатюры Палеха, изготовление эмульсии и красок, работа с иллюстрированными альбомами.
Пейзаж с животным. Студент должен знать: о законах построения пейзажа и об особенностях стилизации животных в миниатюре ^ Студент должен уметь: грамотно передавать четкие формы элементов пейзажа и животных в миниатюре Студент должен иметь представление: о декорировании простых деталей в стилизованном пейзаже с животным ^ 3.1Графический рисунок. Содержание Изучить закономерности изображения животных и характер выполнения пробелов при выявлении объёма форм животного и его движения. ^ Практическая работа Выполнение набросков композиции пейзажа. Тщательная проработка линейного рисунка карандашом на бумаге. Верное композиционное решение сюжета. Передача анатомии животного с помощью приема живописной линии. Передача индивидуальных особенностей, характерных для того или иного животного. Материал: карандаш, бумага. Самостоятельная работа: работа с иллюстрированными альбомами, упражнения на овладение навыками рисунка, выполнение копий с авторских работ признанных мастеров миниатюры, придерживаясь грамотного композиционного размещения изображений в заданном формате. 3.2Прорись. Содержание: Выполнение кистевого рисунка, придерживаясь грамотного стилизационного решения изображений элементов пейзажа и животного. ^ Практическая работа Работа с калькой. Перевод с кальки на бумагу хорошо проработанного рисунка, контурная прорись по форме изображения, приёмы работы кистью, приемы письма в двух - трех тонах; в двух цветах (черный, красный). Использование подручной подставки. Положение кисти. Изучение в прориси пластики форм будущего изображения. Отработка тени тональной подплавкой умбры, проплавка слабым тоном красной краски крупных масс. Выплавка более активным тоном самых выпуклых мест. Выполнение оживок. Материал: бумага, акварель, кисти Самостоятельная работа: работа с иллюстрированными альбомами, упражнения на овладение навыками кистевого рисунка, упражнения на освоение приёмов выполнения условного объёма анатомических форм животного 3.3 Живопись. Содержание живописное выполнение работы, тщательная проработка крупных и мелких форм, копирование особенностей характера письма. Общий тон, анатомические нюансы, фактурное написание. ^ Практическая работа Технология переноса рисунка на плакетку. Технологический процесс приготовления темперных красок. Специальная яичная эмульсия. Процесс приготовления красок. Хранение готовых красок. Нанесение на поверхности плакетки сплошного белильного грунта. Технологический приём - роскрышь. Локальный цвет. Линейный контур, теневая и световая роспись, лессировочные краски. Пластичность линий, аккуратность нанесения плавей в пределах заданной формы. Пробела должны выявлять объем и подчеркивать форму, но не ломать её. Линии прописи должны быть плавными и живыми, особенно на гриве и в хвосте животного. Фактурное исполнение шерсти. Использование подручной подставки. Имитация золотой работы на плакетке ведётся составленным на палитре светлым, тёплым цветом. Материал: плакетка, темпера, кисти, эмульсия ^ Самостоятельная работа: изготовление и чернение плакеток, анализ рисунков и прорисей птиц и животных, характерных для миниатюры Палеха, изготовление эмульсии и красок, работа с иллюстрированными альбомами,
Архитектура. Палатное письмо.
Студент должен уметь: писать архитектуру, отводить прямые линии. Студент должен иметь представление: об обратной перспективе в изображении архитектуры. Материал: бумага, карандаш, акварель: умбра, красная. ^ Самостоятельная работа: упражнения на освоение приёмов проведения прямых: вертикалей и горизонталей, параллельных и горизонтальных, выполнение мелкой орнаментики и узоров на небольших архитектурных деталях. ^ 4.1Графический рисунок. Содержание Понятия симметрии и асимметрии. Освоение приёмов проведения прямых линий с помощью подручной подставки. Значение отрисованного рисунка и тщательно проработанной прориси. Имитация работы золотом. Особенности и различия в изображении построек на иконах новгородской и Строгановской школ. Простота, монументальность силуэта, пропорциональностью архитектурных построек в новгородских иконах. Более сложная по формам, дробна и узорочная архитектура в Строгановских письмах. ^ Практическая работа Тщательная проработка линейного рисунка карандашом на бумаге. Верное композиционное решение, освоение тонкого рисунка, передача стилизации архитектурных форм в миниатюре, развитие остроты глазомера и чувства пропорций, навыков в проведении устойчивых вертикалей и горизонталей, выработка мастерства живой линии. Материал: карандаш, бумага. Самостоятельная работа: работа с иллюстрированными альбомами, упражнения на овладение навыками рисунка, выполнение копий с авторских работ признанных мастеров миниатюры, придерживаясь грамотного композиционного размещения изображений в заданном формате. 4.2Прорись. Содержание: Выполнение кистевого рисунка, придерживаясь грамотного стилизационного решения изображений элементов. Значение отрисованного рисунка и тщательно проработанной прориси. Имитация работы золотом. ^ Практическая работа Работа с калькой. Перевод с кальки на бумагу хорошо проработанного рисунка, контурная пропись по форме изображения, приёмы работы кистью, приемы письма в двух - трех тонах; в двух цветах (черный, красный). Отработка навыков в проведении устойчивых вертикалей и горизонталей, выработка мастерства живой линии. Использование подручной подставки. Положение кисти. Выполнение оживок. Материал: бумага, акварель, кисти Самостоятельная работа: анализ прорисей, упражнения на овладение навыками кистевого рисунка в отведении прямых линий, упражнения на освоение приёмов выполнения орнаментального декора архитектуры. Раздел 5 . Пейзаж с элементами архитектуры. ^ Студент должен знать: приёмы построения пейзажа включающего архитектуру Студент должен уметь: выполнить пейзаж с элементами архитектуры Студент должен иметь представление: о современном стиле выполнения архитектуры. ^ 5.1Графический рисунок. Содержание: изучение и копирование современных работ мастеров русской миниатюры, формы, стилевых особенностей построек в традициях миниатюрной живописи. Условная передача объёма, условность изображения архитектурных элементов, орнаментальных украшений. ^ Практическая работа Изготовление плакетки или подготовка полуфабриката (пемзование). Наброск
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|