|
|||
Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагогаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Профессиональное становление и саморазвитие педагога. Пути овладения педагогической профессией. Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией: 1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров (среднее проф.обр, ВУЗ, послевузовское образов). 2. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь. 3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога. 4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога. 2. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь. Е.А. Климоввыделил этапы жизненного пути профессионала: 1 этап – этап выбора профессии (оптант); 2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент); 3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 - 5 лет) (адаптант); 4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал); 5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер); 6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет); 7 этап – педагог, у которого собственная школа (наставник). Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании: Непрерывность образования – обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов. Гуманизация образования– обращенность к человеку, удовлетворение высших его потребностей. Так же это формирование личностно - деятельностной активности человека, человечность образования. Гуманитаризация образования– повышение общекультурного уровня (психология, этика - мораль, эстетика - красота, этикет-нормы поведения, литература, история, история музыки, искусств, литературы). Демократизация образования - расширение прав участников образования: - изменение стиля обучения с учениками; - расширение форм получения образования; - развитие самоуправления и ученического и студенческого; - увеличение прав учебного заведения. В демократизации выделяют две тенденции: 1. Предоставление всем равных возможностей образования; 2. Удовлетворение потребности в выборе вариантов получения образования (очное, вечернее, заочное, экстернат). Качество образования обеспечивают установленные законы, государственный образовательный стандарт. Государственный стандарт – те программы, которые утверждены Департаментом образования и обязательны для исполнения всеми педагогами (в области дошкольного образования – это «Программа воспитания и обучения в детском саду»). Интеграция – группировка различных специальностей специализации. Это переход от системы узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий (В рамках получения дошкольного образования по специальности «Воспитатель» можно получить дополнительную специализацию «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития»). Интенсификация – внедрение интенсивных форм обучения, использование компьютерных форм обучения. 3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни. Самоопределение - ценностно-смысловой выбор человека. Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии. Основные составляющие самоопределения: самосознание, самопонимание (поиск своего «Я»), самоопределение в профессии: 1. Осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания (в юности следует задумываться уже об этом). 2. Познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного). 3. Построение цели и планов в профессиональной деятельности. 4. Определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма). 5. Соотнесение своих возможностей с данной профессией. 6. Разарботка программы профессионально – личностного самосовершенствования. 7. Овладение способами профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования. 8. Определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте. Самоопределение – основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.
|
|||
|