Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога



 

 

Профессиональное становление и саморазвитие педагога. Пути овладения педагогической профессией.

Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:

1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров (среднее проф.обр, ВУЗ, послевузовское образов).

2. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.

3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога.

4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога.

2. Профессиональное становление длительный процесс, путь длиною в жизнь. Е.А. Климоввыделил этапы жизненного пути профессионала:

1 этап – этап выбора профессии (оптант);

2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент);

3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 - 5 лет) (адаптант);

4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал);

5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер);

6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет);

7 этап – педагог, у которого собственная школа (наставник).

Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании:

Непрерывность образования – обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов.

 Гуманизация образования– обращенность к человеку, удовлетворение высших его потребностей. Так же это формирование личностно - деятельностной активности человека, человечность образования.

Гуманитаризация образования– повышение общекультурного уровня (психология, этика - мораль, эстетика - красота, этикет-нормы поведения, литература, история, история музыки, искусств, литературы).

Демократизация образования - расширение прав участников образования:

- изменение стиля обучения с учениками;

- расширение форм получения образования;

- развитие самоуправления и ученического и студенческого;

- увеличение прав учебного заведения.

В демократизации выделяют две тенденции:

1. Предоставление всем равных возможностей образования;

2. Удовлетворение потребности в выборе вариантов получения образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).

Качество образования обеспечивают установленные законы, государственный образовательный стандарт.

 Государственный стандарт – те программы, которые утверждены Департаментом образования и обязательны для исполнения всеми педагогами (в области дошкольного образования – это «Программа воспитания и обучения в детском саду»).

Интеграция – группировка различных специальностей специализации. Это переход от системы узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий (В рамках получения дошкольного образования по специальности «Воспитатель» можно получить дополнительную специализацию «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития»).

Интенсификация – внедрение интенсивных форм обучения, использование компьютерных форм обучения.

3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни.

Самоопределение - ценностно-смысловой выбор человека.

Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии.

Основные составляющие самоопределения: самосознание, самопонимание (поиск своего «Я»), самоопределение в профессии:

1. Осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания (в юности следует задумываться уже об этом).

2. Познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного).

3. Построение цели и планов в профессиональной деятельности.

4. Определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма).

5. Соотнесение своих возможностей с данной профессией.

6. Разарботка программы профессионально – личностного самосовершенствования.

7. Овладение способами профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.

8. Определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте.

Самоопределение – основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.