Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Художественное слово о медведях



 

Муниципал


ьное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2».

Группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста


 

 

Познавательно-исследовательская деятельность детей

старшей группы

Тема: «Почему медведь зимой спит»?

 

 

Автор исследования:

Козьмина Вероника  5 лет

 

Научный руководитель:

Козьмина Наталья Витальевна

Воспитатель МБОУ «СОШ №2»

 

Югорск

 

Участники исследовательской деятельности: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель: Расширить представления об образе медведя, и найти ответ на вопрос «Почему медведь зимой спит»? на уровне восприятия старшего дошкольника.

Задачи:

1. Дать представления детям о потребностях медведей для их роста и развития;

2. Формировать знания детей о диких животных – медведях, их видах. Познакомить с разновидностью игрушек, изображаемых медведей;

3. Закреплять умения делать элементарные выводы и умозаключения;

4. Воспитывать чувство сопереживания животным;

5. Формировать заинтересованное, бережное отношение к диким животным (медведям) и игрушкам;

6. Привлечь родителей к созданию мини – музея в группе.

Актуальность:

Медведи – милые друзья детства. Наши дети начинают знакомиться с ними с раннего возраста. Плюшевые, резиновые, пластмассовые – они были и остаются любимыми игрушками наших детей. Кувырканье медвежат и медведей в руках скоморохов, в цирках и зоопарках всегда привлекали и привлекают большое число и юных и взрослых зрителей. Фигурки зверей, вырезанные из дерева, камня, кости, оттиснутые на монетах, гербах, на протяжении тысячелетий служили у многих племён и народов особыми амулетами, символами мощи и власти.

В центре нашей маленькой вселенной – МЕДВЕДЬ. Это и экспонат на полке отдела природы – грозный житель и самое сильное животное северного леса. И плюшевый медвежонок – лучший друг детства или гордость семейной коллекции. И созвездие Большой и Малой Медведицы на карте звёздного неба. И олимпийский мишка. И виртуальный медвежонок, который оставил разноцветные отпечатки своих лап в нашем музее, подсказывая тем самым ответы на трудные вопросы игры – путешествия «Где Мишка наследил?». Это, наконец, герой всех портретов, нарисованных юными художниками в творческой мастерской. Одна из главных особенностей медвежьего племени, которую знают все, – зимняя спячка. Этой теме посвящены сказки и детские песенки. В зимнюю спячку ложатся медведи, живущие в климатических поясах от умеренного до арктического. То есть там, где снег ложится плотно и надолго. Это связано с особенностями питания медведей. Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. В зависимости от вида, вес медведя составляет 150-350 кг, у медведей гризли и камчатских медведей этот показатель доходит до 700 кг. Длина тела от головы до кончика хвоста – 150-250 см, высота в холке – 100-130 см. Этой махине необходимо большое количество пищи, чтобы поддерживать свою роскошную форму. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи с значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев

Интеграция областей знаний в ходе проекта:

1. Познавательное развитие;

2. Безопасность;

3. Социально-коммуникативное развитие;

4. Художественно-эстетическое;

5. Физическое развитие.

Медведи как условный образ проекта проходит через следующие направления проекта:

1. Образовательно – развивающие ситуации на игровой основе;

2. Совместная деятельность;

3. Самостоятельная деятельность.

Перечень выбранных тем и содержание деятельности:

1. Беседа о том, что они знают о медведях «Медведи бывают разные», «Что мы знаем о созвездии Большой и Малой медведицы», «Знакомство с Олимпийским мишкой», «День плюшевого медведя», интерактивная игра – путешествие «Где мишка наследил?».

2. Рассказывание детей на тему «Моё любимое животное», «Моя любимая игрушка»; рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и составление по ней рассказа.

3. Знакомство с памятниками, посвященных медведям, коллекциями монет, марок разных городов и государств.

4. Продуктивная деятельность: лепка по сказке «Три медведя», рисование «Весёлые медвежата», «По следам русских народных сказок», аппликация «Медвежья семья».

5. Чтение научно – популярной и художественной литературы: В. Драгунский «Друг детства»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Смотрины зимы», «Пора спать»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; Л. Квитко «Медведь в лесу»; А. Броцкий «Белый мишка»; Н. Сладков «Зимний запас»; Э. Шим «Медведь и сорока»; Т Нуждина «Чудо – всюду»; Е. Чарушин «Медвежонок»; В. Дуров «Мои звери»; В. Чаплина «Фомка белый медвежонок»» и т.д.

6. Заучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о медведях, пальчиковые игры.

7. Просмотр мультфильмов «Машенька и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Смешарики», «Маугли», «Братец Медвежонок», «Эти забавные животные».

8. Сюжетно-ролевые игры, игры с модулями: «Зоопарк», «В гостях у белого медведя»; дидактические: «Золото», «Загадки о животных», «Угадай животных», «Животное домашнее или дикое?», «Где чей домик?», «Найди медведя на глобусе и карте мира», «Что сначала, что потом?»; игровые упражнения: «Составь животное», «Дорисуй животное», «Нарисуй животное по точкам» и т.д.; игры – драматизации по сказкам «Три медведя», «Машенька и медведь».

9. Знакомство с народными подвижными играми: «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору».

10. Оформление фотовыставки рисунков и поделок «Медведи бывают разные».

11. Выставка медвежат из семейных коллекций «Всё равно его не брошу, потому что он хороший».

12. Составление книг «стихи и загадки о медведях».

Реализация этапов проекта:

1 этап – подготовительный:

1. Опрос детей с целью выявить знания детей о медведе, как о представителе диких животных;

2. Помощь родителей в создании мини – музея в группе;

3. Подготовка материала для реализации проекта:

4. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

5. Подготовка материалов для изобразительной деятельности: (пластилин, стеки, бумагу, креп-бумагу,  различный природный материал, клей, краски, кисти и т.д.).

2 этап – основной:

1. Метод – коллекция;

2. Образовательные ситуации на игровой основе;

3. «Играли» в мини – музей в группе: дети с интересом рассказывали о музейных экспонатах. Такая форма работы способствует формированию осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, вызывает чувство радости открытия удивительного в мире природы.

3 этап – итоговый:

1. Оформление выставки рисунков и поделок по материалам проекта;

2. Оформление книг: «Стихи о медведе», «Загадки про медведя»

3. Оформление презентации «Почему медведь зимой спит»?

Результат проекта:

В ходе исследования, у наших детей сформировались следующие интегративные качества личности:

1. Любознательность, активность;

2. Эмоциональная отзывчивость;

3. Интерес к окружающему миру;

4. Представления дошкольников о природе;

 

Научные данные о медведе.

Медведи относятся к семейству млекопитающих отряда хищных. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Медведи могут достигать длины тела до 3 метров при массе до 1000 килограммов. Все медведи – мощные звери с короткими ногами и маленьким хвостом. Широкие плоские лапы снабжены пятью длинными и острыми когтями. Тело зверя покрыто густым мехом разной окраски и длины. Глаза и круглые уши небольшие.

Обычно медведь передвигается на всех четырех лапах, хотя иногда может сделать на задних лапах несколько шагов. Если нужно, он может бежать со скоростью до 60 километров в час. Медведи хорошо лазают и часто даже спят на деревьях. Все они умеют плавать, особенно преуспевает в этом белый медведь. Медведи практически не имеют врагов. Так, они даже не восприимчивы к пчелиным укусам. А вот человека медведи обычно боятся, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Активны медведи, в основном, ночью, белый же медведь – преимущественно дневное животное.

Считается, что медведи – хищники, но на самом деле, в основном, они питаются растительной пищей. Медведи едят плоды, ягоды, грибы, орехи и желуди, иногда насекомых, мед и личинки диких пчел. Исключение составляет белый медведь. На заснеженных просторах полярного круга нет достаточно пищи и медведь стал искусным охотником, особенно на тюленей.

С приходом холодов медведь отыскивает удобное местечко для берлоги, куда натаскивает сухую траву, листья и мох. Для убежища подойдет пещера или расщелина в скале, но бывает, что медведь и сам выкапывает берлогу. Зверь на долгие недели погружается в глубокий сон, но в теплый денек может проснуться и выйти на поиски пищи. Многие слышали, что медведь сосет лапу. Но на самом деле это не так. Просто кожа на лапе шелушится, и медведь всего лишь лижет лапу, чтобы смягчить её. Проспав около шести месяцев, медведь весной выбирается на поверхность. В спячку впадают бурый, гималайский медведи и медведь-барибал; остальные виды медведей зимой не спят.

Медведи достаточно сообразительны и смышлены: они успешно выступают в цирке (катаются на велосипедах, пляшут, играют на балалайке). А еще медведи бывают смелыми и не очень. Самым опасным медведем считается настоящий хищник – белый медведь. Бурый медведь не обладает большой смелостью, поэтому его легко испугать. Но по настоящему трусливым является медведь барибал.

Продолжительность жизни медведя большая, 25 – 40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе свыше 45 лет. Медведи водятся на всех континентах за исключением Австралии, Антарктиды и Африки.

Среди медведей различают несколько отдельных видов:

Бурый медведь

Белый медведь

Гималайский медведь

Малайский медведь

Барибал

Медведь-губач

Очковый медведь.

Одна из главных особенностей медвежьего племени, которую знают все, – зимняя спячка. Этой теме посвящены сказки и детские песенки. В зимнюю спячку ложатся медведи, живущие в климатических поясах от умеренного до арктического. То есть там, где снег ложится плотно и надолго. Это связано с особенностями питания медведей. Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. В зависимости от вида, вес медведя составляет 150-350 кг, у медведей гризли и камчатских медведей этот показатель доходит до 700 кг. Длина тела от головы до кончика хвоста – 150-250 см, высота в холке – 100-130 см. Этой махине необходимо большое количество пищи, чтобы поддерживать свою роскошную форму. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи с значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.

В отличие от бурых, у белых медведей в спячку уходят только медведицы с медвежатами. Самцы белых медведей обходятся без сна. Это тоже обуславливается пищевым рационом. Белый медведь, в отличие от бурого медведя, может перекрывать свою потребность в пище, питаясь рыбой и жиром тюленей (мясо тюленей они едят редко).

Сон у медведя чуткий, скорее дрема, а не сон. Это не анабиоз грызунов и других животных, которые ложатся в зимнюю спячку. Медведя очень легко побеспокоить во время сна, он быстро просыпается. Правда, бывает очень недоволен тем, что разбудили. Тогда случается такая неприятность, как медведь-шатун. Разбуженный медведь очень опасен.


 

Художественное слово о медведях

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.