Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 8.4 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА



ТЕМА 8.4 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Глоссарий

Нарушения правил безопасности движения – различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством.

Нарушения правил эксплуатации транспорта – различные отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц в состоянии опьянения или лиц, не обладающих соответствующей квалификацией, перегрузка пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте и др.

 

Вопросы для изучения:

1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2. Отдельные виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

 

 

1. Понятие «транспорт» (от лат. transportare – перевозить, перемещать) означает отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Оно охватывает наземный, воздушный, водный транспорт и метрополитен. К наземным видам транспорта относятся автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт. Водными являются морской и речной виды транспорта, а воздушным – авиационный транспорт.

Родовым объектом транспортных преступлений является общественная безопасность, т.е. состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом, видовым объектом – состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Непосредственный объект рассматриваемых преступлений – состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения, эксплуатации ее пользования отдельными видами транспорта.

Предметом транспортных преступлений могут быть подвижной состав железнодорожного транспорта (тепловозы, электровозы, дрезины, вагоны и др., в  том  числе  используемые  на  внутренних  подъездных  путях  отдельных  пред- приятий, наземного и подземного применения), воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты, мотодельтопланы и др.), средства морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации, связи, иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.

Объективная сторона транспортных преступлений может выполняться путем совершения как действий, так и бездействия, которое проявляется в нарушении установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного водного, автомобильного транспорта и электротранспорта, а также магистральных трубопроводов.

Большинство составов транспортных преступлений являются материальными, поскольку в диспозициях соответствующих норм УК РФ указывается на наступление определенных преступных последствий как результат нарушения тех или иных правил движения и эксплуатации транспортного средства либо иной противоправной деятельности. Обязательным признаком этих составов выступают и причинная связь между нарушением тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, предметов транспортного оборудования и т.п., с одной стороны, и наступившими общественно опасными последствиями – с другой.

Субъектами ряда транспортных преступлений могут быть только работники соответствующих транспортных организаций и предприятий, прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере обеспечения безопасного функционирования соответствующих видов транспорта (ст. 263, 266, 269, 270 УК РФ). Субъектами некоторых транспортных преступлений могут быть как работники транспортных организаций, так и другие лица, т.е. не являющиеся работниками транспортных организаций (ст. 264, 267, 268 УК РФ).

Ответственность за большинство транспортных преступлений установлена с 16 лет. Единственным исключением является приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), ответственность за которое наступает с 14 лет.

Субъективная сторона большинства транспортных преступлений характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Однако такие преступления, как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), с субъективной стороны характеризуются умышленной виной.

Транспортные преступления классифицируются следующим образом:

 

1) непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263–266, 271 УК РФ);

2) непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267–270 УК РФ).

 

2. Наиболее распространенным среди преступлений, непосредственно связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

 

Основной объект данного преступления – состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций. Причем здоровье или жизнь человека являются обязательным дополнительным объектом.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, выражается в: 1) деянии (действиях или бездействии), сопряженном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством; 2) последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и 3) причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

К транспортным средствам, в смысле ст. 264 УК РФ, относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию, к этой статье под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним относятся все дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (автокраны, автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры, скреперы, экскаваторы, комбайны и т.п.). Все эти специальные машины рассматриваются в качестве транспортных средств только во время их движения по улицам и дорогам. Если же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин допускаются при выполнении ими транспортных, дорожных, погрузочно- разгрузочных или иных производственных работ, повлекших причинение вреда здоровью человека, то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за нарушение правил при производстве определенных работ.

К транспортным средствам в смысле ст. 264 УК РФ не относятся мопеды и велосипеды. В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения» разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Состав, предусмотренный ст. 264 УК РФ, предусматривает нарушение правил либо дорожного движения, либо правил эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости, неправильном обгоне других транспортных средств, переезде перекрестков, при запрещенном сигнале, невыполнении требований дорожных знаков, управлении транспортным средством в состоянии опьянения и др.

К последствиям преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, относится причинение тяжкого вреда здоровью человека. А между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии такой причинной связи можно вести речь лишь об административной ответственности лица, нарушившего соответствующее правило.

Составы преступлений, регламентированных в ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, предусматривают одни и те же последствия – причинение тяжкого вреда здоровью человека. Различие состоит лишь в том, что в ч. 2 этой статьи предусматривается повышенная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. Поэтому же принципу законодатель дифференцирует ответственность лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии опьянения в ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ в сторону ее повышения, если соответствующее нарушение повлекло смерть человека (ч. 4) или смерть двух или более лиц (ч. 6).

Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством.

В ч. 2, 4 и 6 анализируемой статьи предусмотрен специальный субъект преступления – лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Характер опьянения следует определять исходя из ст. 23 УК РФ, т.е. оно может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В качестве квалифицирующих признаков указаны: в ч. 3 ст. 264 УК РФ последствие в виде смерти одного человека; в ч. 4 – указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 5 ст. 264 УК РФ указано последствие в виде смерти двух или более лиц, а в ч. 6 – указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, то должны вменяться в вину все последствия, однако содеянное может квалифицироваться лишь по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия. В то же время, если различные последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, эти деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Одним из преступлений, непосредственно не связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств является приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

 

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что эти действия создают угрозу транспортной системе, а следовательно, жизни и здоровью людей. Они также причиняют имущественный вред государственным, муниципальным, коммерческим организациям либо иным собственникам. Эти действия нередко дезорганизуют нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта, городского электротранспорта.

Основным объектом данного преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств, путей сообщения, а также блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительным объектом могут выступать жизнь и здоровье людей, чужая собственность, порядок управления и др.

Предмет рассматриваемого преступления – это транспортные средства, а также средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте – это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном – взлетно- посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте – пути следования судна из одного географического пункта (например, порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные реки, заливы, озера, каналы и др.

Средства сигнализации – это устройства, подающие условную информацию (команду, оповещение, управление и т.д.), которые могут быть звуковыми, световыми и т.д. К ним, например, можно отнести семафоры, маяки, путевые и маркировочные знаки, бакены и т.д.

К средствам связи относятся технические устройства, которые обеспечивают передачу и прием различных видов сообщений. Ими может обеспечиваться телефонная, телеграфная, телевизионная, факсимильная или другая связь. По характеру и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, оптическую, лазерную, космическую и т.д.

Транспортное оборудование – это совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации – это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, характеризуется: 1) действиями (разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в диспозиции этой нормы предметов, а равно блокирование транспортных коммуникаций); 2) последствиями – причинением тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба и 3) причинной связью между указанными действиями и по- следствиями.

Под разрушением понимается приведение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в полную негодность. Повреждение предполагает возможность их восстановления путем ремонта.

Иные способы приведения указанных средств в негодное для эксплуатации состояние могут заключаться, например, в загромождении железнодорожных путей, взлетно-посадочных полос и др. Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий для движения транспортных средств, например, преграждение железнодорожных путей, взлетно-посадочной полосы большими группами людей, создание «завалов» из бревен, шпал, камней и т.п.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, является причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрыто при анализе ст. 111 УК РФ. Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления – понятие оценочное. Судебная практика при этом исходит как из оценки реального материального ущерба в виде уничтожения или повреждения указанных в этой норме предметов, так и из наступления организационного вреда, который может выражаться, например, в дезорганизации движения на длительный срок, а также из причинения существенного экологического вреда и т.д.

 

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 14 лет.

 

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Преступление (ч. 1 ст. 267 УК) признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе.

Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 267 УК РФ). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения.

Особо квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 267 УК РФ).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.