![]()
|
|||
Американская литература: элитарная и массовая
25.09. 2020 Проектная деятельность учащихся на материале зарубежной литературы ХХ века. Лекция. Американская литература в ХХ веке. 1. Особенности национального и культурного развития Америки в ХХ веке. 2. Роль европейской традиции в формировании американской литературы. 3. Основные представители. Э. Хемингуэй. У. Фолкнер.
Важнейшие события, определившие развитие С/ША в ХХ веке – Первая и Вторая мировые войны, а также «великая депрессия» В Первую мировую войну СМША вступили 6 апреля 1917 г, во Вторую- после налета японской авиации на Пирл Харбор 7 декабря 1941. «Великая депрессия» началась с момента краха нью-йоркской биржи 24 октября 1929 года и продолжилась вплоть до 1939 года . В межвоенный период в США сменилось пять президентов, был принят «сухой закон» (1919). Особую роль сыграл Франклин Делано Рузвельт, переизбранный в 1940 и 1944 гг на третий и четвертый сроки президентства. В начале ХХ века американская литература еще оставалась довольно провинциальной, развивалась в русле традиции, сформировавшейся в конце 80-х гг. Х1Х в.В 20-е годы благодаря художественным открытиям Э.Хемингуэя, Ф.С Фицджеральда, У.Фолкнера, Р.Фроста американская литература стремительно переходит от «родного2, местного, ко вселенскому. (Толмачев В.М., с.252)К середине ХХ века американская литература стала фактором мировой литературы. Нобелевскую премию в области литературы получают Юджин о Нил (1936), Фолкнер (1950), Хемингуэй (1954), Стейнбек (1962). Особым смыслом в американской литературе наполнились 20-е годы, благодаря усилиям Э.Хемингуэя, У.Фолкнера. Романы Э.Хемингуэя «Фиеста», « Прощай, оружие!» открыли тему потерянного поколения в западноевропейской литературе. Чуждый патетики, ложного патриотизма взгляд на войну – открытие Хемингуэя. Он создает особый тип «своего героя», который следует стоическому поведенческому кодексу. «Под влиянием Хемингуэя «потерянность» стала универсальной характеристикой, имеющей, имеющей отношение как к тем, кто, возвращаясь домой с фронта, не видит больше отличий между «войной» и «миром», так и к тем, кто, пережив трагедию разочарования в «мире» без всякой войны, оказывается «посторонним»» (Толмачев В.М.С.279). Яркость и своеобразие присущи прозе У. Фолкнера (1897-1962).Особенности художественного языка Фолкнера уходят своими корнями в устную повествовательную традицию Юга США. Своеобразие Фолкнера определяется тем, что «на материале регионального прошлого он ставит проблему современного человека, мучительно переживающего «закат Европы». (Толмачев, с.306). Ключевое произведение Фолкнера – «Шум и ярость». Роман состоит из 4 частей, первые три выполнены в технике потока сознания, четвертая – повествование от лица негритянки Дилси, подводящее итог.
Литература Зарубежная литература ХХ века. Под. Ред. В. М. Толмачева. – М., 203.
Англо-американская фантастика ХХ века. Практическое занятие. Вопросы: 1. Жанр антиутопии в английской литературе ХХ века. 2. Двоемыслие как факторы формирования социального сознания в романе Дж. Оруэлла «1984». 3. Моделирование действительности в романе Оруэлла. Литература: Оруэлл Дж. «1984». Любое издание. Хаксли. О дивный новый мир. Любое издание. Мэмфорд М. Невидимая машина //Утопия и утопическое мышление. М 1990.
Задание. Ознакомьтесь с материалами лекции. Прочитайте один из романов-антиутопий (на выбор слушателя) Сформулируйте различия между утопией и антиутопией. Американская литература: элитарная и массовая В одном из своих публичных выступлений известный американский писатель Если писателям школы «горячей крови» - от Американской литературой за несколько последних десятилетий - с конца 40-х до 90-х - было сделано важное открытие: кризис - одно из жизненных явлений, и его следует признавать как факт и выдержать, прежде чем удастся его преодолеть. 1940 год, когда вышел роман Хемингуэя Творчество Хемингуэя стало определяющим для нового поколения писателей, которые объединились в общую школу «новой прозы», - Тем не менее, моральные искания, паломничество к правде, к своему внутреннему «я» всегда находились в фокусе творчества писателей послевоенного периода - Большое влияние на американскую литературу 50-70-х гг. годов оказала философия Знаковой фигурой среди Керуак сравнивал все свои прозаические произведения с прустовской эпопеей Изобретенный писателем «спонтанный» метод - писатель записывает мысли в том порядке, в котором они приходят ему в голову, - способствует, по мнению автора, достижению максимальной психологической правдивости, сокращению дистанции между жизнью и искусством. «Спонтанный» метод роднит Керуака с Прустом. В большинстве произведений Керуака герой предстает в облике бродяги, убегающего от общества, нарушающего законы этого общества. Путешествие В произведениях Керуака почти ничего не происходит, хотя герои находятся в постоянном движении. Герой-рассказчик - личность, идентичная автору. Но в романах Керуака почти всегда присутствует и второй герой, за которым ведет свое наблюдение повествователь. В романе Благодаря наблюдениям Сола читатель имеет возможность увидеть всю страну: природу дикого Запада, жизнь ковбоев, фермеров, простого народа. Главным символом и стержнем, на который нанизывается повествование, становится дорога. Именно в дороге к нему приходит желание жить «как все». Он встречает мексиканскую девушку, работает на сборе хлопка, но его возврат в Нью-Йорк неизбежен. Вторая часть произведения повествует о совместном путешествии Дина и Сола. Америка здесь предстает в несколько ином качестве - через обновленный взгляд Сола - как «страна одиноких изгнанников и эксцентричных любовников». В совершенно новом качестве предстает перед читателями и образ Дина Мориарти. За внешней бравадой и неуемным желанием жить вдруг проявляются безграничный эгоизм, полное неумение и нежелание считаться с друзьями и близкими. Внутренний мир Мориарти оказывается уродливым и надломленным. Бесконечные связи с женщинами начинают выглядеть болезненными, шутовскими. Мир жизнерадостного героя-индивидуалиста развенчивается. Становится ясно, что героев Керуака гонит по дорогам не жажда жизни, а боязнь пустоты, страх смерти. Керуаку удается добиться несомненной правдивости в воссоздании образа главного героя. Автор находит удачный угол зрения - немного со стороны и сверху. С той точки зрения герои Керуака предстают в постоянном движении, но их поиск обычно оканчивается пустотой и одиночеством. В этом сказывается протест писателя против благополучия как выражения духовной смерти, но положительного идеала для своих героев автор при этом не предлагает. Дин Мориарти в творчестве Керуака становится архетипом американца. Он появляется и в других произведениях - Попытки писателя найти положительный идеал в окружающей жизни заставляет его обратить взор к восточной философии. Герой романа В более поздних произведениях Керуака происходит некое объединение темы дороги и буддизма. В романе «Биг Сур» мы сталкиваемся с неким Дюлуозом, королем Последний роман Керуака
Юлий Цезарь предстает перед читателем через восприятие его непосредственного окружения: Корнелия Непота, Цицерона, Брута, Клеопатры, актрисы Кифериды, домашней челяди. Грядущую гибель Цезарь воспринимает как решающую проверку, способную дать ответ на важный вопрос: существует ли во вселенной или над ней Высший Разум, который за нами следит? В 1979 г. вышел посмертный сборник очерков Уайлдера Два последних романа Уайлдера посвящены Америке. Уайлдер создает в романе собирательный тип личности XX в., который воплощается в фигуре доктора Гиллиза. С этим образом связан смысл заглавия романа. Теория, провозглашаемая Гиллизом, разделяет историю человечества на две части: «до» и «после». «До» - это семь дней творения земли и человечества, предыстория становления. Американскому индивидуализму автор противопоставляет русскую соборность. Патриотизм и любовь к своему народу изображаются как высшее кредо русского человека и как идеал для человека будущего. Автору удается придать повествованию занимательность, поскольку в основе сюжета - детективная история: убийство, арест, побег. Форма романа примечательна тем, что в ходе повествования писатель расширяет временные и пространственные рамки, охватывая события нескольких десятилетий и включая в действие различные страны мира - от США до Чили. Как истинный американец одинок главный герой последнего романа Уайлдера Сенсацию в американской литературной жизни произвел роман Книга под названием «Олений парк» (1955) дает объективную оценку нравственной анемии «средней» Америки времен маккартизма. В этом произведении впервые заявлена мейлеровская концепция «хипстера» (hipster - тот, кто повергнут в уныние, подавлен морально), положившая начало идеологии Знаковым произведением для поколения 60-х гг., эпохи, когда Основной мотив «Американской мечты» - духовное паломничество героя, стремление проникнуть в самые укромные уголки подсознания. Для этого герой погружается на самое дно Нью-Йорка. Но вхождение героя в заповедный мир инстинктов приводит к распаду личности. Герой стремится опытным путем освоить «таинственные бездны убийства и самоубийства, инцеста, оргии и оргазма». Таким образом, ставится вопрос о том, что весь книжный, философский опыт не в состоянии помочь Стивену в психологическом плане. Динамика путешествия героя внутрь себя приобретает у писателя форму пульсирующего процесса сновидения. В произведении намечен путь внутреннего возрождения личности, который открывает доступ к ресурсам подсознания или мистического сверхсознания. В последние годы вышли романы Мейлера Проблема тотального одиночества западного интеллигента - главная тема творчества лауреата Нобелевской премии 1978 г., писателя Главный герой романа Не чувствуя твердой почвы под ногами, Мозес ищет контакты с миром. Одной из странных форм таких контактов становятся письма разнообразным адресатам - живым и мертвым: Кьеркегору, Д. Эйзенхауэру, Спинозе, Ницше, Л. Толстому, родным, любимым, Богу. Письма, впрочем, остаются неотправленными. Женщины, окружающие Мозеса, также не могут дать ему духовного удовлетворения. Бывшая жена Мозеса Мадлен, как перчатки, меняет свои интеллектуальные пристрастия: Соловьев, де Местр, Элеонора Аквитанская, - но побеждает чтение детективных романов. Любовница Мозеса Района - воплощение чувственности. Герой мечется в пространстве, из города в город, но искупления или успокоения не происходит. Мир книг и чужих суждений, в котором живет Герцог, взрывается, соприкоснувшись с действительностью. Стремление привести мысли и знания в соответствие с окружающим миром оканчивается для героя срывом. В финале романа Мозес остается в одиночестве, в заброшенном доме, и, наконец, перестает строчить письма и погружается в интеллектуальное безмолвие. Но это безмолвие не может заменить ему подлинной жизни. Мозес у Беллоу - мученик и рыцарь современного духа. В итоге своего духовного паломничества он приходит к отречению от рационалистического конструирования. Герцог воскресает и начинает радоваться жизни: чувствовать тепло солнца, различать краски, любить. Отказ от ложных претензий, отсутствие высокомерных претензий к повседневности - к такому финалу приходит Герцог. В определенном смысле «Герцог» можно рассматривать как «роман воспитания». Но в таком прочтении видится определенная доля иронии, поскольку воспитываемым оказывается воспитатель. Действительность преподает профессору урок - жесткий, болезненный, в чем-то разрушительный. Моралью здесь служит мысль Беллоу о том, что современное сознание вообще требует постоянной встряски. Роман заканчивается в иронической тональности, которая позволяет не отождествлять героя и автора, правдиво показавшего трагедию американского интеллигента. В 70-х гг. происходит углубление философских основ прозы Беллоу. В романе Написав первую книгу, Чарли приобрел известность, затмившую учителя, а Гумбольдт упрекал Цитрина в том, что он якобы украл у него личность, построив из личности Цитрина своего героя. Успех к Цитрину пришел с постановкой на Бродвее пьесы, написанной о международном авантюристе XVIII в., который представляет собой собирательный образ Казаковы и маркиза де Сада. Прослыв либералом, Цитрин утвердил свою репутацию одного из видных американских «интеллектуалов». Герой выступает в качестве внимательного и вдумчивого наблюдателя нравов своего времени. Но его «серьезные разговоры», которые составляют главный вид деятельности Цитрина, давно уже проложили между ним и реальной жизнью глухой кордон. Калейдоскопичность его сентенций затеняет главную проблему героя - отсутствие эмоционального и духовного равновесия. К моменту начала повествования Цитрин находится в творческом тупике, из которого не видит выхода. Проблема крушения иллюзий художника ставится исходя не только из образа Цитрина. Мотив «дара Гумбольдта» становится объединяющим в судьбе обоих героев. Посмертный удел его учителя Гумбольдта - забвение. Гумбольдт погибает в безвестности, потому что Америке не нужно искусство. Смерть Гумбольдта отражает капитуляцию творческой интеллигенции перед обществом. Судьба «дара» Гумбольдта исполнена горкой иронии. В кризисный час Цитрин получает наследство от своего покойного друга в виде двух киносценариев. Они чудесным образом приносят Чарли деньги, расположение друзей, веру в себя. Превратившись в бизнесмена, герой Беллоу переживает полную трансформацию. Происходит «падение Чарли Цитрина», автор подвергает позицию героя, не сумевшего противостоять пошлости, строгому осуждению. Примирение героя с окружающим миром происходит в более позднем произведении Беллоу - романе В критике не затихают споры по поводу природы творчества Стиль произведений некоторые критики определяют как «телеграфно-шизофренический». Фантастика, гротеск, бурлеск, эксцентриада сплавлены в его романах с острым сюжетом. Ирония и сатира сосуществуют с трогательными и глубокими по своей откровенности страницами. В фантастическом романе Пародией на научную фантастику является роман В романе Автор широко пользуется сатирическими красками при описании режима на острове Сан-Лоренцо, что вызывает прямые ассоциации с островом Гаити. На острове властвует над умами духовный лидер Боконон, который проповедует новую религию под названием «боконизм». С одной стороны, боконизм отвлекает людей от ужасов жизни. С другой - религия провозглашает ценность в мире бездушной цивилизации. В результате на острове происходит катастрофа. Остров гибнет из-за случайности, применения «льда девять». Спасаются лишь журналист, Боконон и еще несколько человек. В романе В лагере, куда доставлены взятые в плен американцы, есть привилегированный барак. Отсюда американцев переводят в Дрезден и содержат их на уже не действующей городской бойне номер пять. Там их настигла страшная бомбежка авиации в феврале 1945 г. Город превращается в пылающий костер, и людей при этом погибает больше, чем во время атомной бомбежки в Хиросиме. После войны, несмотря на то что жизнь участвовавшего в войне главного героя Билли Пилигрима упорядочивается, его начинает мучить память о дрезденской трагедии. Он пытается рассказать об этом соотечественникам, пробить стену равнодушия, но его считают помешанным. Среди друзей Пилигрима - писатель-фантаст Килгор Траут. Траут рассказывает герою сюжет: в новом Евангелии, подаренном жителям Земли инопланетянами, Иисус не сын Божий, а простой бродяга. Его можно распинать безнаказанно. Лишь перед смертью его может усыновить высшая сила. Остается открытым вопрос: свершится ли акт усыновления или страдания людей бессмысленны? В романе В «Завтраке для чемпионов» основной мишенью сатиры Воннегута становится положение дел на его собственной родине. Прозаик говорит, например, что «в той части планеты, на которой жил Двейн, любой человек, хотевший иметь такую штучку (речь идет о револьвере. - С.Т.), мог купить ее в местной скобяной лавке». Нужно ли доказывать, что «та часть планеты» - это именно США? О последствиях взрыва нейтронной бомбы - уничтожении американского города в 100 тысяч человек - повествуется в романе Курта Воннегута не перестает волновать вопрос, связанный с однобоким развитием цивилизации, когда нравственные принципы явно отстают от накопления знаний. Эта тема развивается писателем в романе В американской литературе последних десятилетий Около пятидесяти лет Буковски прожил в Лос-Анджелесе. Именно этот город - место действия большинства его произведений. Первый рассказ Буковски опубликовал в двадцать три года, а в тридцать пять он начал заниматься поэзией. За всю жизнь из-под его пера вышло более сорока пяти прозаических и поэтических книг. Отчасти идейная и эстетическая позиция Буковски близка к нонконформизму эпохи битничества. Его творчество по многим параметрам сближается с произведениями Художественный мир Буковски отчасти раздвоен, превратившись в метафору трансатлантического художественного сознания. Подобно Убийственная ирония Буковски по отношению к профессиональным писателям, погрязшим в дрязгах и разборках, коренится в его принципиальном нонконформизме. В 1970 г., когда писателю исполнилось пятьдесят, он все еще служил почтовым чиновником, а писал в свободное от работы время. Произведения Буковски автобиографичны. Исповедален, примеру, роман Известность к Буковски пришла после того, как фильмы по его сценариям были отмечены на кинофестивалях. Экранизация литературного произведения для Америки всегда была признаком, указывающим на успех писателя. Так, в 1981 г. фильм Герой Буковски по внешним признакам жизни - деклассированный элемент: алкоголик, бездельник, чаще безработный. Мир, в котором он существует, имеет ограниченное количество измерений. Сфера обитания героя - бары, меблированные комнаты. Своеобразен и временной ритм жизни героя: полуночные выпивки, бесконечные разговоры, сон. Это жизнь человека, выпавшего из социума. Зачастую герой выступает в роли интеллигентного человека, ведущего напряженную духовную жизнь: выступает с лекциями в университетах, пишет по случайным заказам статьи, но вмест
|
|||
|