|
|||
Практическая работа №2. Б1.0.27.08 Умный город
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт развития города Департамент архитектуры и градостроительства
Практическая работа №2 ЭССЕ
на тему: Основные проблемы Севастополя и их взаимосвязь. Возможные способы решения основных проблем Севастополя на основе подхода «умного города» по дисциплине Б1.0.27.08 Умный город
Направление подготовки 08.03.01 Строительство 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Выполнил: студент группы ГМУ/б-19- 1-з Ф.И.О Бондарев Евгений Сергеевич
№ зачетной книжки 341279
Проверил: доцент Фатеева И.В. Национальная шкала ______________________
Количество баллов: ____Оценка: ECTS ______
Севастополь 2020 Количество городов в современном мире исчисляется тысячами. Но лишь единицы из них активно внедряют в свою жизнь новейшие технологии. Самые современные города в мире – какие они? По каким признакам их можно узнать? В этой статье мы расскажем вам о самых «умных» и высокотехнологичных мегаполисах планеты, которые умеют и хотят идти в ногу со временем. Эволюция города Сегодня около половины земного населения проживает в городах. Эксперты предрекают, что к 2030 году доля городских жителей достигнет 60%, а к середине нынешнего столетия – превысит отметку в 70%. Уже далеко не одно десятилетие именно города выступают локомотивами мировой экономики, сюда стекается самый качественный «человеческий капитал». На сегодняшний день во многих странах на города и мегаполисы приходится около 80% ВВП. При этом современные города мира активно развиваются и эволюционируют. Урбанисты выделяют три стадии, через которые проходит любой городской населенный пункт: Первый этап – «индустриальный город». В нем активно развивается промышленность, размещаются крупные предприятия (зачастую не отличающиеся экологической чистотой). Индустриальные города отличаются четкой планировкой и разделением городского пространства на определенные зоны – промышленные, жилые, парковые, рекреационные. Второй этап – «гуманистический город». В нем тяжелая промышленность постепенно вытесняется легкой и пищевой, а также предприятиями сферы услуг. Впервые концепция подобного города была предложена американкой Джейн Джекобс в начале 60-х годов. Третий этап – «постиндустриальный город». Это крупный образовательный, культурный и научно-технический центр. На первый план здесь выходят финансовые рынки, научно-исследовательские институты и экономика знаний. Какой город можно назвать «умным» и высокотехнологичным? Специалисты выделяют следующие признаки smart city. В их числе: Рациональное использование природных и земельных ресурсов. Энергоэффективность и эксплуатация возобновляемых источников энергии. Экологичный и «умный» транспорт. Комплексная переработка отходов. Оптимизация уличного движения и работы паркингов. Широкое распространение свободного wi-fi. Но основная особенность «умного города» – это вовлеченность так называемых интеллектуальных сервисов в функционирование ключевых городских систем (водоснабжения, газоснабжения, муниципального транспорта и т. д.). Севастополь город федерального значения, переживает сейчас третий этап – как «постиндустриальный город» - город на юго-западе Крымского полуострова, на побережье Чёрного моря. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Основные проблемы городов Проблем у Севастополя, как т у любого крупного города, как известно немало. Есть они и у крупных населенных пунктов, и у сравнительно маленьких. Исследование недостатков и анализ их влияния на человеческую жизнь – важная работа, позволяющая определить оптимальную линию развития и улучшения ситуации. Характер и масштаб проблем сильно разнятся. Конечно, в текущих условиях, даже если к этому будут все возможности, полностью недостатки не устранить, но некоторые исключить можно, а другие есть возможность ослабить. Для этого нужно знать, с чем и в каком направлении следует работать в первую очередь. Существенная проблема современных городов – пространство для социальной жизни. Что ответит городской житель, если спросить его о предпочтениях в организации свободного времени? Многие расскажут, что они проводят освободившиеся от домашних хлопот и работы часы в торговых центрах. Действительно, такие объекты предлагают все необходимое для развлечения человека. Тут можно посмотреть кинофильм на большом экране, развлечь себя в роллердроме, покушать в ресторане и потратить деньги в магазинах разнообразного толка и направления. Что еще, казалось бы, может понадобиться человеку? Но не все так просто. Торговые центры разрабатывают, дабы привлекать граждан. Они организованы таким образом, чтобы люди проводили на территории центра максимально продолжительное время, ведь это выгодно с точки зрения построения бизнеса, но для конкретного человека гораздо приятнее и полезнее было бы времяпрепровождение на свежем воздухе. Многие не согласны: внутри помещений есть климатические системы, поэтому воздух всегда приятен, есть развлечения, а вот снаружи заняться нечем. Как считают лица, занимающиеся изучением социальных проблем городов, люди просто не понимают, что крупные населенные пункты в некотором смысле сами походят на один большой развлекательный центр, и граждане вольны выбирать, куда сходить, ведь происходит много всего любопытного. Количество площадок, притягивающих посетителей, в любом большом городе постоянно растет, а вот их качество оставляет желать лучшего. Задача разработки таких территорий – сфера работы урбанистов. Если удастся решить проблему с обустройством территорий, организацией привлекательных и комфортных мест, люди будут проводить больше времени в интересных местах, не ограничиваясь торговыми центрами. Общение, взаимодействие личностей станет активнее и насыщеннее. В рамках населенного пункта организация привлекательных пространств – сфера ответственности специально обученных людей. Может ли сделать что-то обыватель, не располагающий большими деньгами и правами? Иным кажется, что нет. Все не так: граждане могут обустроить площадки вблизи своих домов, скверы и дворы жилых комплексов, в которых обитают. Это улучшает среду обитания и частично решает проблему организации пространства в городе. Еще одна проблема современных городов – реклама. Ее обилие поистине ужасает. Как говорят некоторые, реклама – это своеобразный паразит, отрицательно влияющий на среду обитания и пожирающий красоту окружающего пространства. Баннеры и щиты, экраны и световые короба, таблички, которые можно видеть на домах, заборах и даже деревьях – все это создает угнетающую атмосферу и формирует отрицательное впечатление. Давно известно, что обилие рекламной информации сильно утомляет, изматывает, раздражает человека. Конечно, большинство наших соотечественников прекрасно понимает, что полностью исключить рекламу не получится, по крайней мере на текущем этапе развития цивилизации, да и нужды в полном отказе от нее тоже нет – важно лишь ограничить объемы и очистить среду обитания от визуального и звукового мусора. Как считают специалисты по организации жилого пространства, следует для каждого города создать собственный дизайн-код, которому будут подчинены все рекламные объявления. Предложение по введению дизайн-кода для решения проблемы города предполагает введение стандартов оформления среды обитания. Такой код создается применительно к населенному пункту, включает важные ограничения, регламентирует параметры рекламных объявлений, четко устанавливает возможное количество. Одновременно кодом фиксируется гармоничность застройки. Ответственность за принятие такого кода возлагается на администрацию населенного пункта. Задача чиновников – взять под контроль размещение рекламы, убрать из пространства многочисленные таблички, заменив их корректной и эстетичной вывеской, вписывающейся в оформление здания, улицы. Такая реклама менее агрессивна и не так утомляет. Работа с рекламой как решение проблемы крупных городов, как видно из практики, усложнена обилием нелегальных объявлений. Многие таблички, столь режущие глаз, размещаются вовсе не специалистами и не рекламными агентствами, а частными лицами, которые не обращают внимания на положения закона. Такие люди знать не знают о дизайн-коде и не желают понимать его важность. Им не важна организованность и красота окружающего пространств. Основная цель таких персон – заявить о своем предложении. Нелегальная реклама – общественная проблема, в том числе социальная, поскольку авторы таких объявлений, конструкций и установок нередко убеждены, что улицы – это нечто общее, а значит, принадлежащее им самим, то есть делать можно все, что хочется. Именно стараниями таких лиц появляется проблема визуальной замусоренности общего жилого пространства. К проблемам крупных городов принадлежит еще одна, связанная с внешним видом. Многие наши соотечественники ставят в квартирах системы для контроля климата, не задумываясь, как отрицательно сказывается на внешнем виде здания коробка кондиционера. Еще сильнее внешний облик здания страдает, когда владелец отдельной квартиры решает поставить контрастное утепление с внешней стороны. Конечно, для обитателя отдельно взятого жилого помещения это выгодно и удобно, но строение, в котором многие граждане решили таким образом наладить свой быт, кажется неопрятным. Чем больше таких зданий вокруг, тем более угнетающая атмосфера хаоса формируется, отрицательно влияя на любого человека, вынужденного наблюдать картину со стороны. Сознательно вредя внешнему виду собственного города, люди не считают, что это действительно важно. В настоящее время не ведется активной работы по продвижению идеи красивого фасада, нет общепринятых систем оформления или запретов на самовольное «благоустройство». Пока таковых не примут, города будут сохранять хаотичный вид. Не менее значимая социальная проблема города, связанная со строениями, – специфика барьеров. Она наиболее актуальна для малоподвижных людей, вынужденных пользоваться специальными дополнительными средствами передвижения. Во многих городах, особенно крупных, построены подземные переходы, причем не везде обоснованно, но нет пандусов, благодаря которым такие элементы городской среды были бы доступны всем и каждому. Пандусов зачастую нет и в жилых домах, в иных многоэтажных зданиях, ими не оборудованы входные участки магазинов и других общественных учреждений. В домах зачастую нет лифтов, а тротуары не оборудованы съездами. Если возможности персоны к передвижению ограничены, такой человек зачастую ведет затворническую жизнь именно из-за проблемы среды. Оказавшись на улице, он сталкивается с риском попасть в тупик, в такое место, выбраться откуда с его возможностями мобильности крайне сложно. Как считается, проблема больших городов – малая мобильность граждан, постоянно пользующихся транспортом, и избыток машин. Для ее решения предлагается продвигать езду на велосипеде. Конечно, вариант привлекательный, положительно влияет на здоровье человека, ослабляет вредное воздействие на экологию и снижает загруженность улиц, но и тут не обошлось без недостатков. В большинстве городов нашей страны инфраструктура для велосипедистов развита катастрофически плохо. Идеальный город, в котором граждане пользуются велосипедами, был бы прекрасен, но права, даже закрепленные за таким человеком законами, соблюдаются далеко не всегда. Задача велосипедиста – соблюдать правила дорожного движения, пользоваться автомобильной дорогой, а не тротуаром, да только вот езда вблизи машин может закончиться трагедией. Уже давно придумано решение проблемы: создание специальных велосипедных дорожек. В некоторых более прогрессивных городах они есть, в других же люди вынуждены либо нарушать закон, либо рисковать жизнью, соседствуя с высокоскоростным автомобильным транспортом. Из полицейской статистики известно, что количество случаев дорожных происшествий с участием велосипедистов довольно велико, поэтому нехватку инфраструктуры для таких людей можно смело назвать важной проблемой городов – больших и маленьких. Для ее решения активисты призывают проводить организованные общественные акции, дабы привлечь внимание чиновников и широких слоев общества к текущей ситуации. Предполагается, что такими пусть и мирными, но достаточно громкими методами можно добиться изменения ситуации в лучшую сторону. Внушительный процент людей обитает в достаточно крупных населенных пунктах, территории многих городов сильно перегружены. Условия жизни постепенно становятся хуже, среди обитателей таких мест повышается частота встречаемости болезней, а трудовая деятельность многих ухудшается. Понижается длительность жизни, экология становится хуже, климат меняется в худшую сторону. Урбанизация – это фактор, влияющий на земную литосферу. Как следствие, меняется рельеф. Формируются карстовые пустоты. Зафиксировано агрессивное влияние на речные бассейны, приводящее к их деформации. Отдельные территории подверглись опустыниванию, жить там невозможно, животный и растительный мир отступил полностью. Не менее значимая беда связана с ландшафтными изменениями, деградацией в этом аспекте. Человек агрессивен по отношению к животному миру, растительности, видовое разнообразие ухудшается, особи гибнут, формируется специфическая природа, которую назвали городской. В последние годы наблюдается существенное снижение числа рекреационных участков и природных зон, становится все меньше зелени. Сильно отрицательное воздействие автомобильного транспорта, в избытке присутствующего в крупном городе и поблизости. Нельзя упускать из внимания проблемы городов России, связанные с водной системой. Реки, озера сильно загрязнены, и постепенно ситуация становится все хуже. Основные источники вредных включений – сточные воды промышленных объектов, бытовые. Акватории становятся меньше. Обитающие в водах растения, животные погибают. Водные ресурсы всех уровней и масштабов, от самых мелких водоемов до крупнейших океанов, ощущают на себе такое воздействие. Ущерб наносится водам под землей, внутри континента, страдает Мировой океан. Как следствие, сокращаются объемы доступной для питья воды, и постоянно сотни тысяч людей в разных уголках земли испытывают нехватку живительной жидкости. Если обратиться к статистическим сводкам, можно узнать, что ежегодно тысячи людей гибнут именно из-за нехватки воды для питья. Еще одна существенная проблема города – низкое качество воздуха. Именно эта экологическая сложность была первой замеченной человечеством. Атмосфера загрязняется выбросами автомобильного транспорта и многочисленных промышленных предприятий, в обилии присутствующих на всех континентах. Воздух загрязнен пылью, химическими и механическими включениями, осадки имеют ненормальный уровень кислотности, агрессивный для живых форм жизни. Загрязненный воздух – причина высокого уровня заболеваемости животных. Он сильно влияет на здоровье человека. Вместе с тем присутствует проблема вырубки зеленых насаждений, которые могли бы помочь в очистке воздуха, поэтому существенно снижается разнообразие и число растений, способных трансформировать углекислый газ. Если спросить экологов, какие проблемы городов чаще всего уходят из фокуса внимания общественности, специалисты наверняка расскажут об отходах. Мусор – фактор загрязнения грунта, атмосферы, водных систем. Многие материалы, активно используемые человечеством, в природных условиях разлагаются десятки, сотни лет, а срок разложения некоторых столь велик, что они считаются неперерабатываемыми в естественной среде в принципе. Процесс распада сопровождается генерированием вредоносных соединений. Они дополнительно отравляют грунт, воду и воздух. Все эти соединения способны провоцировать болезни животных и растений, приводят к вымиранию некоторых форм жизни. Последние годы в развитых державах активно продвигается идея раздельного сбора мусора и организации предприятий по переработке отходов. Рекламируется использование вторичного сырья, разрабатываются социальные программы, направленные на повышение образованности и ответственности широких слоев населения. Выше было упомянуто о транспортных проблемах городов. Вариантов их решения несколько, и одно довольно перспективное предложение было выдвинуто канадским специалистом Тодерианом. Этот профессионал, работающий в сфере благоустройства и организации жизненного пространства, посчитал, что перспективным будет оформление населенного пункта с сохранением приоритета за передвигающимися пешком и на велосипедах, а не за машинами. Такая идея полностью удовлетворяет общественным настроениям. Не так давно случился очередной скачок стоимости машинного топлива, и активисты из разных стран заговорили о перспективе электрических автомобилей, которые менее агрессивны для экологии планеты. Впрочем, как посчитал канадец, не столько топливо является проблемой, сколько сам способ передвижения, ведь станции, генерирующие электричество, не менее опасны для экологии. Об этом нередко молчат, но абсолютно чистой энергии пока еще не выявлено, все разновидности, даже альтернативные, в той или иной степени негативно влияют на среду, разве что воздействие это несколько варьируется по силе. Чтобы решить эту одну из основных проблем города, необходимо использовать минимум энергии – такое поведение должно быть индивидуальным, осознанным, выбранным конкретным человеком. Чем чаще люди придвигаются пешком или пользуются велосипедом, тем меньше они вредят окружающему пространству. Власти должны поощрять такое поведение и прикладывать усилия для его продвижения – именно так посчитал канадский специалист. Кроме того, как он обратил внимание, не менее важно правильно оформить застройку и места общего пользования – это существенно снизит проблематику современного города и дискомфорта обитания в нем. Машины – это не только источник выбросов, но еще и многочисленные объекты, требующие огромного количества места для своего размещения. Автомобили нуждаются в пространстве для парковки, им нужны трассы для движения. Как подсчитали специалисты, внушительный процент городской территории – это инфраструктура для машин, а вовсе не для человека. Переход на электрические автомобили не может стать решением проблемы города. Чтобы найти выход, нужно рассмотреть возможность использования велосипедов и организации пространства таким образом, чтобы людям было проще добираться в нужный пункт пешком. Перспективное направление работы – мультимодальные городские системы. Мобильность и пространство – связанные явления. Их взаимность была осознана еще в середине прошлого столетия. И в те времена, и сегодня можно видеть разнообразные рекламные плакаты, демонстрирующие, насколько больше места занимает равное количество человек, пользующихся личными машинами, нежели городским общественным транспортом. Если же заменить все машины на автобусы, а в качестве личного транспорта использовать велосипеды, парковки которых намного компактнее, получится сэкономить место и одновременно снизить негативную нагрузку на окружающую среду. Не так давно сиднейский транспортный департамент организовал рекламную кампанию, посвященную этой проблеме города. Как наглядно показывают материалы проекта, для перемещения тысячи человек в центр города необходимо восемь вагонов поезда или полтора десятка автобусов. Альтернатива – тысяча машин, для паркования которых нужно выделить полтора гектара земли. Для движения этого объема транспорта нужно еще больше места. Одна из проблем городов (малых, крупных) – благотворительность, а точнее, недостаточность ее развития. Эта ценность универсальна, она общая для всех людей и важна как элемент гражданского общества. Она является базой партнерства в социуме. Благотворительность не зависит от государства, хотя и поощряется им. В некоторой степени она может быть решением ряда экономических проблем городов – бедности граждан, нехватки жилья и питания, необходимых бытовых предметов. Благотворительность позволяет перераспределять средства на пользу общества, руководствуясь особенно значимыми программами. В нашей стране такая деятельность – это традиция. Хотя сегодня ее недостаточность стала проблемой городов (малых, больших), в которых люди зачастую недостаточно сопереживают друг другу, исторические корни явления глубоки. Ситуация сильно изменилась в советскую эпоху, когда такое явление почти исчезло, но в настоящее время оно постепенно восстанавливается. Благотворительность можно рассматривать как средство решения экономических проблем городов, поскольку продвигаются и воплощаются в реальность проекты, популяризующие эту деятельность, она становится общественной технологией удовлетворения потребностей социума. Благотворительность – средство взаимной работы предпринимательства, социума и властей. Одна из важных проблем промышленных городов – правильная организация функциональной городской структуры. Любой населенный пункт имеет определенный потенциал народного хозяйства, который можно реализовать с некоторой долей эффективности. Чтобы результативно решить проблемы развития городов, нужно внедрять проекты функционального планирования, максимально соответствующего реалиям конкретного населенного пункта. Такие должны охватывать аспекты расселения и регионального развития. Для этого необходима трансформация функциональной структуры за счет рационального применения ресурсов населенного пункта. Не менее важно социальное разнообразие. Населенный пункт, оформленный и измененный в соответствии с такой идеей, не только получает новый производственный профиль, но и более здоровую среду обитания людей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ITU News Magazine [Электронный ресурс] // «Умные» города. - (https://itunews.itu.int/ru/Note.aspx?Note=4231.) 2. Журнал Европея-Life [Электронный ресурс] // 10 самых умных городов мира. – ( http://europeya-life.ru/10-samyx-umnyx-gorodov-mira/.) 3. ИТ-журнал Intelligent Enterprise [Электронный ресурс] // Умные города. Перспективы развития в России. – (http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=34007.) 4. О.Б. Ганин [Электронный ресурс] // Умный город: перспективы и тенденции развития. – (http://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-perspektivyi-tendentsii-razvitiya.) 5. Компания Умный Город [Электронный ресурс] // Главное об умном. –(http://city-smart.ru/.) 6. Компания Green Capacity [Электронный ресурс] // Умные города. – (http://greencapacity.ru/ru/information/smart-cities.) 7. М.К. Акагеев [Электронный ресурс] // Концепция умных городов. – (http://www.energosovet.ru/stat850.html.) 8. Павел Лебедев [Электронный ресурс] // Нужны ли России умные города? - (http://www.cnews.ru/reviews/infrastructure2014/articles/nuzhny_li_rossii_umnye _goroda/.)
|
|||
|