Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. к проекту федерального закона О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. о создании национальной системы прослеживаемости товаров)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации

(о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"

 

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца пятого пункта 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № ММ-П14-821.

Законопроект направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЗ) (далее - Соглашение).

Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.

Соглашением установлено, что национальная система прослеживаемости - информационная система государства - члена
Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

В целях обеспечения готовности национальной системы прослеживаемости в Российской Федерации и апробации контрольных функций необходимо обеспечить начало осуществления прослеживаемости в Российской Федерации до вступления в силу Соглашения.

В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие общие положения о прослеживаемости, а также:

обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;

порядок уведомления налогоплательщиками об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.

Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.

Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ).

В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

В отношении товаров, ввозимых с территории государств - членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории Российской Федерации, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.

Законопроектом предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий РНПТ включается налогоплательщиком в счет-фактуру (для плательщиков налога на добавленную стоимость (далее - НДС) или документ об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемые в электронной форме.

Согласно законопроекту прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также в случаях:

выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанного с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;

реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

фактического вывоза с территории Российской Федерации товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС.

При этом законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в случае возврата товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, а также возврата в торговый оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее переданных или отчужденных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в личных, семейных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Информацию об окончании прослеживаемости товара по причинам его утилизации, переработки или реализации физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган.

Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или вышеуказанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и представляться в налоговый орган ежеквартально.

В части мер ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, предусмотренных законопроектом, необходимо отметить, что неотражение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в документе об отгрузке выводит из-под контроля партию товара, подлежащего прослеживаемости, что, в свою очередь, может привести к необоснованным потерям доходов федерального бюджета в виде неуплаты НДС.

Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.