КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 74-75. ТЕМА: «Звук (Я), буква Я»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 74-75
ТЕМА: «Звук (Я), буква Я»
Цель:
- закрепить правильное произношение звука – «е»;
- научить определять позицию звука «Я» в слове;
- провести звуковой анализ слова – «рябина»;
- познакомить с буквой «Я»;
- научить печатать слова с буквой «Я»;
- научить правильно использовать глаголы единственного и множественного числа.
Оборудование:мяч, дидактический материал на звук «Я»;д/пособие «Весёлый поезд»;магнитные буквы; мольберт;звукослоговой анализ слова «рябина»; трафареты буквы «Я»; рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
Этап работы
| Деятельность
учителя-логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент.
| - Здравствуйте, ребята!
Игра с мячом «Продолжи слово»
Логопед произносит первый слог, дети называют всё слово:
Ка-ша, су-мка, ло-жка,
бу-лка, за-бор, ли-са
| - Дети здороваются.
Дети называют окончание и всё слово.
| 2. Знакомство со звуком.
| ЛОГОПЕД объясняет:
- Звук «Я» - гласный. Он смягчает согласные звуки, стоящие впереди.
При произношении звука «Я» язык поднимается вверх.
«Слушай внимательно»
Дети хлопают в ладоши, услышав звук (Я) среди гласных звуков:
О-Я-Ы-Э-Я-И-Я-О-Ы-Я
«Наоборот»
Логопед просит изменить слог так, чтобы он произносился мягко:
НА-НЯ, ТА-ТЯ
ЛА-ЛЯ, СА-СЯ
«Весёлый поезд»
Дети должны назвать картинки со звуком (Я) и расставить их в вагончики: ЯГОДА, ЯЩЕРИЦА, МОРЯК, ЗМЕЯ, ЯБЛОКО, ДЫНЯ, ЗАЯЦ, ЦАПЛЯ.
«Кто больше»
Дети соревнуются, кто назовёт как можно больше имен со звуком (Я) (девочки вспоминают женские имена, а мальчики – мужские): Мужские имена: ВАНЯ, КОЛЯ. Женские имена: ТАНЯ, АСЯ, ВАРЯ, ОЛЯ, СОФИЯ.
«Добавь словечко»
Дети должны закончить предложение словом, начинающимся на звук (Я):
- Мальчик бежал и упал в …. ЯМУ.
- Мы в саду собираем …. ЯБЛОКИ.
- Корабль возле берега бросил … ЯКОРЬ.
- Мою подругу зовут …ЯНА.
| Дети повторяют букву – Я.
Дети хлопают в ладоши, если услышат звук – Я.
Дети изменяют слог на мягкость.
Дети расставляют картинки по вагончикам.
Мальчики и девочки соревнуются между собой, кто назовёт больше всех женские и мужские имена.
Дети выполняют задание логопеда.
| 3. Физкультминутка
| «Дует ветер….»
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
(«Имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками»)
Ветер тише, тише, тише,
(«присесть»)
Деревцо все выше, выше, выше.
(«Встать и вытянуть руки вверх»)
| Дети выполняют физкульминутку за логопедом.
| 4. Знакомство с буквой «Е»
| Дети рассматривают иллюстрацию, с буквой «Я», учат стихотворение:
Я – бродяга с рюкзаком,
Путешествует пешком.
(Г. Виеру)
Выкладывают из букв слова на мольберте и печатают в тетради:
ЯМА, ЯЗЫК, МОРЯК.
Печатаю имена детей на мольберте и в тетради: Оля, Витя, Ваня.
Дети проводят звукослоговой анализ слова: РЯБИНА.
РЯ-БИ-НА – 2 СЛОГА
В слове – РЯБИНА – 6 букв. и 6 звуков.
Транскрипция слова: [р’иб’ина]
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий я — [и] — гласный, безударный б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий и — [и] — гласный, ударный н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый а — [а] — гласный, безударный
| Дети обводят трафарет буквы «Я», раскрашивают его.
Печатают строчки буквы «Я» по образцу.
Дети печатают слова и имена в тетради.
Дети проводят звукослоговой анализ слова – РЯБИНА.
| 5. Игра «Один-много»
| Логопед называет слово в единственном числе, а дети – во множественном числе:
- Снежинка падает, а снежинки падают.
- Дождь идёт, а дожди идут.
- Ветер дует, а ветры дуют.
| Дети называют слова во множественном числе.
| ИТОГ ЗАНЯТИЯ
| Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
Какие слова вы знаете на букву «Я» в начале, в середине или в конце. Назовите их?
| Дети отвечают:
Сегодня мы с вами изучали букву «Я». Я – гласный звук.
Слова: ящерица, яма, змея.
Имена: Ваня, Софья, Оля, Коля.
|
Источник:
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе к школе. 2 период обучения. – Москва, 2019 – 176с. (Занятие 74-75, стр. 125-128).
|