КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 61. ТЕМА: «Звук (д, дь), буква Д»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 61
ТЕМА: «Звук (д, дь), буква Д»
Цель:
- закрепить навык различения звуков – «д, дь» в речи;
- научить выполнять синтез звуков в слова;
- печатать слова и предложения с буквой «д»;
- научить правильно употреблять слова с противоположным значением.
Оборудование:мяч, дидактический материал на звук («Д-дь»), дидактическое пособие (синие и зеленые кружочки; «подушка-камень»); иллюстрация на букву «Д» в стихотворении, слогоряд, мольберт, магнитные буквы, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
Этап работы
| Деятельность
учителя-логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент.
| - Здравствуйте, ребята!
Игра с мячом «Назови последний звук»
Логопед произносит слова без последнего звука. Дети должны догадаться и назвать его: молото-к, шка-ф, дива-н, сто-л, буке-т.
| - Дети здороваются.
Ответы детей.
| 2. Знакомство со звуками.
| Логопед дает сравнительную характеристику звуков:
- Звук «Д» - согласный, звонкий, твердый.
- Звук «Дь» - согласный, звонкий, мягкий.
При произношении звука – «Д» язычок стучит за верхними зубами.
«Синий-зеленый»
Дети должны показать синий и зеленый кружок. Если звук «д» - к синему кружку, а если «дь» - к зеленому:
«д» - дом, дым, дыня, дверь, джинсы.
«дь» - день, девочка, дерево.
«Твёрдо-мягко»
Логопед произносит слоги со звуком (Д), а дети называют со звуком (дь), затем наоборот:
ДА-ДЯ; ДЫ-ДИ; ДО-ДЁ; ДЭ-ДЕ; ДУ-ДЮ.
«Подушка-камень»
На доске «подушка» и «камень». Дети расставляют к ним картинки со звуками (д-дь):
Камень (д) – посуда, домик, ведро, карандаш.
Подушка (дь) – дельфин, дерево, диван.
«Составь предложение»
Дети составляют предложения по опорным словам:
- дятел, сидеть, дереве, на
- Даши, у, карандаш, красный
- дедушка, лежать, на, диван
- ягоды, поспеть, саду, в
| Дети произносят звук – «Д».
Дети выполняют задания логопеда.
Дети выполняют задание логопеда.
Дети расставляют картинки со звуками д-дь.
Дети выполняют задание логопеда.
- Дятел сидит на дереве.
- У Даши красный карандаш.
- Дедушка лежит на диване.
- В саду поспели ягоды.
| 3. Физкультминутка
| «Имена»
Логопед называет имена.
МАША, ПАША, САША, АЛЕКСАНДРА, ГРИША, КСЮША, МАРГАРИТА, МИША.
| Все мальчики приседают, если услышали мужское имя, а все девочки приседают, услышав женское имя.
| 4. Повторение буквы «Д»
| Дети повторяют написание буквы Д, вспоминают стихотворение:
Буква Д как будто дом,
Поселились дети в нём.
Е. Торшенко, Л.Малявина,
С. Самусенко
«Составь имя»
Дети составляют из слогов имена на мольберте и печатают их в тетради:
Даша, Лида, Дима.
Из букв дети составляют предложение: У дома дубок.
| Дети вспоминают стихотворение на букву (Д).
Дети выполняют задание логопеда на мольберте и в тетради.
Дети составляют предложение на мольберте и записывают в тетрадь.
| 5. Игра «Сравни»
| Дети сравнивают предметы мебели:
- Тумбочка низкая, а шкаф высокий.
- Диван узкий, а кровать широкая.
- Стул жесткий, а кресло мягкое.
- Полка висит, а зеркало низко.
| Дети выполняют задания логопеда.
| ИТОГ ЗАНЯТИЯ
| Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
| Дети отвечают:
Сегодня мы с вами изучали звук и букву «Д».
| Источник: Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй период обучения. Занятие № 62 (стр. 109-110)
|