КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 42. ТЕМА: «Звук (Л, Ль), буква Л»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 42
ТЕМА: «Звук (Л, Ль), буква Л»
Цель:
- закрепить навык различения и четкого произношения звука – Л, Ль;
- научить подбирать слова к схемам звукового анализа;
- повторить букву – Л;
- проверить насколько усвоили дети понятие «слова-антонимы».
Оборудование:мяч, дидактический материал на звук (Л, Ль), слогоряд, звуковой анализ слова «лампа», касса букв, печатание в тетради словосочетания; рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
Этап работы
| Деятельность
учителя-логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент.
| - Здравствуйте, ребята!
Игра с мячом «Большой - маленький»
Логопед проверяет умение детей образовывать уменьшительную форму существительных с помощью суффиксов:
Платье – платьице
Брюки – брючки
Носок – носочек
Рубашка – рубашечка
Юбка – юбочка
Куртка – курточка
Жилет – жилеточка
Туфли – туфельки
Сапоги - сапожки
| - Дети здороваются.
Ответы детей.
| 2. Знакомство со звуками.
| Логопед дает сравнительную характеристику звуков:
- Звук «Л» - согласный, звонкий, твердый. Обозначается синим цветом.
- Звук «Ль» - согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
При произношении звука – «Л» язык упирается в верхние зубы.
«Наоборот»
Дети произносят по рядам слоги:
1-й рядсо звуком «Л»,
2-й рядсо звуком - «Ль»
ЛА-ЛЯ; ЛУ-ЛЮ; ЛЫ-ЛИ;
ЛО-ЛЁ. (и наоборот).
«Синий - зеленый»
Дети должны разложить одежду и обувь, головные уборы в два шкафчика (синий и зеленый). Со звуком «Л» - в синий, со звуком «Ль» - в зеленый в словах:
На звук «Л» - халат, плащ, платье, платок.
На звук «Ль» - пальто, туфли, жилет.
«Подушка – камень»
Дети показывают «подушку» или «камень», выделив звуки «Л-Ль» в стихотворении:
- Ёжик, еж, ты что колючий?
- Это я на всякий случай,
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
Б. Заходер
Дети рассматривают сюжетную картину и называют все слова со звуками «Л-Ль».
| Дети произносят звук – Л, Ль.
Дети произносят по рядом слоги.
Дети раскладывают в шкафчики (синий и зеленый) одежду и обувь, головные уборы по соотношению звуков.
Дети выполняют задание логопеда.
.
| 3. Физкультминутка
| «Нос, пол, потолок»
дети по команде логопеда указательным пальчиком показывают нос, опускают палец вниз и показывают пол, поднимают палец вверх – показывают потолок. Логопед увеличивает темп речи, меняет порядок команд и делает обманные движения. Дети должны выполнять только словесные инструкции, не обращая внимания на обманные движения логопеда.
| Дети выполняют задание логопеда.
| 4. Повторение буквы «Л»
| Дети повторяют написание буквы «Л», вспоминают стихотворение:
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
В. Степанов
Выкладывают в кассе слова: ЛУК, ЛИМОН, ЛИСА.
Проводят звукослоговой анализ слов: ЛУК, ЛИМОН, ЛИСА.
Составляют и печатают предложение: У папы пила.
| Дети повторяют букву «Л» и вспоминают стихотворение.
| 5. Игра «Сравни»
| Дети сравнивают пары картинок с изображениями одежды и обуви:
Длинный шарф – короткий шарф
Маленькая шапка – большая шапка
Чистые сапоги – грязные сапоги
| Дети подбирают слова-антонимы.
| ИТОГ ЗАНЯТИЯ
| Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
| Дети отвечают:
Сегодня мы с вами изучали звук и букву «Ы». А также учились составлять легкие предложения о диких животных.
|
Источник: Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй период обучения. Занятие № 42 (стр. 83-84)
|