Практическая работа
Практическая работа
Тема: "Пневматический тормозной привод." Цель: Разборка(сборка) тормозного крана. Задачи: 1) Изучить назначение, устройство тормозного крана. 2) Изучить устройство пневматического привода тормозной системы. 3) Проанализировать неисправности пневматического привод тормозной системы. 4) Рассмотреть особенности работ при замене тормозного крана.
Введение:
Для уменьшения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии автомобили оборудуют тормозной системой. Тормозная система состоит из тормозного механизма и привода. В современных автомобилях применяют два типа тормозных механизмов: колесный и центральный.
Пневматический привод широко используется в тормозной системе тягачей, грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусов. В тормозной системе с пневматическим приводом тормозные механизмы включаются за счет использования энергии сжатого воздуха.
Основная часть:
Двухсекционный тормозной кран служит для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля.
1- педаль; 2 - регулировочный болт; 3 - защитный чехол; 4 - ось ролика; 5 - ролик; 6 - толкатель; 7 - опорная плита; 8 -гайка; 9 - тарелка; 10,16, 19, 27 - уплотнительные кольца; 11 - шпилька; 12 - пружина следящего поршня; 13, 24 -пружины клапанов; 14, 20 - тарелки пружин клапанов; 15 - малый поршень; 17 - клапан нижней секции; 18 -толкатель малого поршня; 21 - атмосферный клапан; 22 -упорное кольцо; 23 - корпус атмосферного клапана; 25 -нижний корпус; 26 - пружина малого поршня; 28 -большой поршень; 29 - клапан верхней секции; 30 -следящий поршень; 31 - упругий элемент; 32 - верхний корпус; А - отверстие; В - полость над большим поршнем; I, II - ввод от ресивера; III, IV - вывод к тормозным камерам соответственно задних и передних колес
Схема пневмопривода тормозной системы:
1 - водоотделитель; 2 - компрессор; 3 - охладитель; 4 - четырехконтурный защитный клапан; 5 -автоматической регулятор тормозных сил; 6 - регулятор давления; 7 - выключатель сигнала торможения; 8 - тормозной кран; 9 - пневмоцилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 - кран управления стояночной тормозной системой; 11 - пропорциональный клапан; 12 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 13 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 14 - манометр; 15 - тормозные камеры типа 30/30; 16 - ресивер контура 1Y; 17 - ресиверы контура 11; 18 - кран слива конденсата; 19 - тормозные камеры типа 20/20; 20,24 - ускорительные клапаны; 21- двухмагистральный перепускной клапан; 26 выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 - ресивер контура III; 25 - ресивер контура I; 26 - выключатель контрольной лампы падения давления воздуха в контуре III; 27 - кран экстренного растормаживания.
Неисправности пневматического привода.
К числу основных неисправностей относятся: нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и приборов, износ деталей (тормозных камер, тормозного крана, предохранительного клапана и т. д.), нарушение регулировок, замерзание конденсата в воздушных баллонах. Поэтому, при обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля необходимо убедиться, прежде всего, в герметичности системы. Особое внимание следует обратить на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, так как здесь чаще всего и возникают утечки воздуха. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а слабой — с помощью мыльной эмульсии.
Особенности замены крана: Для замены двухсекционного тормозного крана КАМАЗ 5320 необходимо спустить давление из системы. Далее откручиваются наконечники пневмопроводов. После этого откручиваются гайки крепёжных болтов, удерживающих агрегат. Новый или восстановленный агрегат устанавливается на кронштейн лонжерона и закрепляется болтами. Не рекомендуется использовать старые, плохие по качеству крепежные элементы. В конце происходит подсоединение крана к рукояти вилки задней тяги и пневмопроводов. После запуска двигателя необходимо заполнить систему воздухом и проверить герметичность агрегата и всех пневмомагистралей.
Кран тормозной КамАЗ расположен на левом лонжероне рамы на специальном кронштейне. Усилие от педали передается к нему через систему тяг на автомобилях КамАЗ. Признаки того, что кран тормозной КамАЗ неисправен: потеря воздуха в системе, не полное растормаживание автомобиля.
Для ремонта двухсекционного тормозного крана следует придерживаться следующей последовательности (постовая карта № 1).
Постовая технологическая карта №1
Разборки и сборкидвухсекционного тормозного крана
Количество специализированных постов в зоне на поточной линии (вид обслуживания)
Пост № 1
Содержание работ: ____________________________________________
Трудоемкость работ: 1,67 (чел.-час.). Количество исполнителей на посту 1 чел
| №
| Наименование и содержание работ (операций)
| Место выполнения операций
| Кол. мест
| Трудоемкость
(чел.-ч)
| Приборы, инструмент, приспособл. (модель, тип, код)
| Технические требования и указания
|
| Расшплинтовать и вынуть палец тяги привода
| Тех. мастерская
|
|
| пассатижи
| Карта эскизов рис.№1
|
| Отвернуть 4 болта крепления крана к кронштейну и отвернуть подходящие к крану воздушные магистрали.
| Тех. мастерская
|
|
| Ключ на 14
руками
| Карта эскизов рис.№1
|
| 1. Кернером пометить все три съемные части.
| Тех. мастерская
|
|
| отверткой
|
|
| Отвернуть 4 болта стягивающие корпус с опорной плитой.
| Тех. мастерская
|
|
| Ключ на 12
|
|
| 2. Снять верхнюю часть крана в сборе с рычагом и отделить плиту.
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№2
|
| 3. Извлечь верхний поршень. Его нижняя часть - седло клапана.
| Тех. мастерская
|
|
| Ключ на 14
| Карта эскизов рис.№3
|
| 4. Чтобы подобраться к клапану верхней секции, отвернуть четыре винта и разъединить корпус.
| Тех. мастерская
|
|
| Ключ на 12
| Карта эскизов рис.№4
|
| 5. Вынуть из него малый поршень, немного раскачав большой.
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№5
|
| 6. Снять стопорное кольцо и извлечь клапан в сборе.
7.
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№6, 7
|
| Снять блок герметизации, состоящий из опорного кольца, двух уплотнений обоймы.
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№ 8
|
| Снять коническую подпорную пружину и сдвинуть колпачок.
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№ 9
|
| Вынуть стопорное кольцо из корпуса нижней и извлечь клапан.
| Тех. мастерская
|
|
| отверткой
| Карта эскизов рис.№ 10
|
| Снять пружинный хомут и защитный чехол
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№ 11
|
| 8. Вывернуть пробку оси рычага.
| Тех. мастерская
|
|
| Ключ на 22
| Карта эскизов рис.№ 12
|
| 9. Вращая гайку выпрессовывать ось.
| Тех. мастерская
|
|
| резьбовое отверстие М6
| Карта эскизов рис.№ 13
|
| Заменить две полимерные втулки.
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№ 14
|
| Выбить ось ролика
| Тех. мастерская
|
|
| Выколотка диаметром 10-12 мм.
|
|
| Обработать ролик до удаления следов износа.
| Тех. мастерская
|
|
| Токарный или заточный станок
| Карта эскизов рис.№ 15
|
| Выпрессовывать толкатель в любую сторону и очистить его от продуктов коррозии
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№ 18
|
| Очистить канавку втулки и заложить в неё свежую смазку
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№ 16
|
| Проверить целостность уплотнительных колец
| Тех. мастерская
|
|
| руками
| Карта эскизов рис.№17
|
| Обеспечить приводному рычагу небольшой свободный ход 1-1,5 мм
| Тех. мастерская
|
|
| Упорный винт
| Карта эскизов рис.№18
|
| Нанести на все сопрягаемые поверхности консистентную смазку.
| Тех. мастерская
|
|
|
|
|
После окончания сборки кран тормозной КамАЗ можно проверить на наличие утечек под давлением воздуха перед установкой на автомобиль.
Заключение:
Тормозной кран является одним из важнейших элементов управления тормозной системой, поэтому он нуждается в регулярном техническом обслуживании, а при неисправности должен быть как можно скорее отремонтировать или заменен в сборе.
На замену следует брать кран только того типа и модели, который был установлен на автомобиле ранее, при необходимости можно использовать аналоги с подходящими характеристиками (рабочим давлением и производительностью), установочными размерами и типом привода. Монтаж нового крана должен выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, при установке следует использовать необходимый крепеж, уплотнительные элементы и смазочные материалы.
Кран подвергается регулярному ТО в соответствии с указаниями производителя автомобиля. Каждое ТО-2 осуществляется визуальный осмотр агрегата и проверка его герметичности (поиск утечек осуществляется с помощью специальных средств или мыльной эмульсии и на слух), а также смазка трущихся деталей. Каждые 50-70 тысяч пробега кран демонтируется и полностью разбирается, промывается и подвергается дефектовке, изношенные или неисправные детали меняются на новые, при последующей сборке обновляется смазка и уплотнительные элементы. При этом может потребоваться регулировка хода клапанов и привода крана. Данные работы должны проводиться квалифицированным специалистом.
При верном выборе и замене, а также при регулярном техническом обслуживании тормозной кран будет надежно работать, обеспечивая эффективное управление тормозной системой автомобиля на всех режимах движения.
|