фронтального логопедического занятия
КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия
по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи
для детей старшей группы компенсирующей направленности
на тему: «Мебель»
Цель: расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закрепление в речи существительного с обобщающим значением «мебель»;
- уточнение и расширение словаря по теме «мебель»;
- совершенствование грамматического строя речи;
Коррекционно-развивающая:
- развитие физиологического дыхания и голоса;
- развитие мышления;
- развитие речевого слуха, памяти;
- развитие связной речи;
- развитие слухового внимания;
- развитие диалогической речи;
- развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательная:
- формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки на тему «мебель», мнемотаблица, индивидуальная работа «Дорисуй по точкам», наборы карандашей.
Ход работы:
Этап работы
| Деятельность
учителя-логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент
| -Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, пожалуйста, на предметные картинки и скажите?
-Стул нужен для того, чтобы…
- Кровать нужна для того, чтобы….
- Шкаф нужен для того, чтобы…
- Кресло нужно для того, чтобы…
Молодцы! Похлопайте себе.
| Дети здороваются.
- Сидеть
- Спать
- Хранить одежду
- Отдыхать
| 2. Овладение навыками мышечного расслабления
| - Дети, сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших рук.
- Приготовьте ручки. Повторяйте движения за мной.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
1, 2, 3, 4, 5 – начинаем разгибать.
| Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают (повторять 3-4 раза).
| 3. Развитие общей моторики
| -Ребята, встаньте, приготовьтесь к выполнению упражнения.
-Повторяйте движения за мной.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Мы идем, как все ребята,
и как мишка косолапый.
| Дети выполняют движения согласно тексту
| 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук
| - Садитесь на свои места.
- Положите руки на парты перед собой.
- Выполняем пальчиковую гимнастику.
У стола 4 ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(упражнение «Стол»)
- Хорошо, молодцы!
|
Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки
| 5. Артикуляционная гимнастика
| - Для того, чтобы четко говорить, правильно произносить все звуки – выполним гимнастику для губ, языка и нижней челюсти
- Внимательно смотрим на меня повторяем:
Для губ: изобразить губами беззвучно произнесение гласных звуков А, У, Ы, И, О.
Для языка: «Улыбка»; «Трубочка» язык попеременно поднимать вверх (между; зубами и губой); опускать вниз (между зубами и губой);
Для челюсти: «Окошечко» - спокойно открывать и закрывать рот.
| Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
| 6. Развитие дыхания и голоса
| - Сейчас выполним упражнение для голоса и дыхания:
- Положите одну руку на грудь, а другую - на живот.
-Делаем глубокий вдох носом, воздух попадает в живот. Он становится круглым, как шарик. Выдыхаем носом, на выдохе произносим звуки: ЫО.
- Отлично! Повторим еще 3 раза.
| Дети повторяют дыхательную гимнастику за учителем-логопедом 4 раза.
| 7. Введение в тему
| - Я приготовила для вас интересные загадки, попробуйте их отгадать.
Хозяина приветствую я «Гав!»,
Пойдем гулять! Не прячь одежду в ….
*********
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я ….
***************
Про меня не все забыли
И не вытерли от пыли!
Я блестящий, я стеклянный,
Не похож на деревянный!
Я красивую посуду
Охраняю от простуды,
Чтоб она не простудилась
И случайно не разбилась!
Охраняю я бокалы,
И фужеры, и пиалы,
Вазы для цветов, конфет
Потому, что я - ….
***************
Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Чтобы Вася отдохнул
Ему присесть надо на …..
***************
Алена уложила куклу спать
В игрушечную мягкую …..
**************
Пушистый Васька плут и хулиган –
Стащил сосиску, лег на мой…
Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….
**********
Кто на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Кто готов служить всегда
И стоит на нём еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Его верные подружки,
Не посыпятся на стол,
С ними вместе друг их ….
***************
Если ты устал играть,
То ложишься на ….
**************
- Молодцы, вы справились с заданием.
На доску вывешиваются картинки «Мебель».
- Посмотрите внимательно на доску.
- Что за предметы изображены на картинках?
- Верно, а как назвать это одним словом?
- Правильно, молодец.
- Для чего, как вы думаете, нужна мебель?
- Правильно.
|
- шкаф
- табуретка
- буфет
- стул
- кровать
- диван
- кресло
- стол
- кровать
- Диван, кресло, шкаф, стол и т.д.
- Мебель.
- Мебель нужна для того, чтобы людям было удобно.
| 8. Сообщение темы занятия
| - Сегодня мы будем говорить о мебели: какая бывает мебель, из чего ее делают, для чего она нужна людям.
| | 9. Упражнение «Какая?»
10. Упражнение
« Для чего?»
11. Упражнение
« Чего не хватает»
| - Я предлагаю выполнить со мной упражнение, которое называется
« Какая?»
- Дети, скажите какая бывает мебель?
- Молодцы. Вы справились с этим заданием
- Скажите, а для чего нужна мебель?
Предметные картинки с изображением мебели (кровать, кресло, стул, шкаф).
- Молодцы!
Диван – чего не хватает ….
Стул – чего не хватает…
Стол – чего не хватает…
|
- Деревянная, красивая, пластмассовая, железная, мягкая, кухонная.
- Кровать нужна для того, чтобы спать.
- Кресло нужно для того, чтобы отдыхать.
- Стул нужен для того, чтобы сидеть.
- Шкаф нужен для того, чтобы хранить одежду.
- подлокотника
- спинки стула
- ножки стола.
| 12. Составление рассказа-описания о стуле с опорой на мнемотаблицу.
| (На доске крупная картинка с изображением стула?
- Дети, что изображено на картинке?
- Сейчас будем составлять рассказ о стуле по таблице-помощнице.
(задаю вопросы)
- Что это?
- Из чего сделан стул?
- Какого цвета стул?
- Для чего нужен стул?
- Молодцы.
Тоже самое и со столом.
|
- На картинке нарисован стул.
- Это стул.
- Он сделан из дерева.
- Он коричневого цвета.
- На стуле можно сидеть.
| 13. Индивидуальная работа «Дорисуй по точка»
| - Логопед раскладывает рисунки с изображением предметов мебели.
-Посмотрите, что за предмет мебели изображен на ваших рисунках?
- Какие есть части у кресла?
|
- Кресло.
- Сиденье, спинка, ножки, подлокотники и т.д.
| 14. Совершенствование грамматического строя речи
Дидактическая игра «Один-много»
Игра – упражнение
« Про что можно сказать – моя, мое, мой?»
| (На доске вывешиваются картинки)
- А сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Назовите одним общим словом то, что изображено на картинках.
Это стул, а это….
Это кровать, а это ….
Это стол, а это ….
Это диван, а это….
Это шкаф, а это …..
- Ребята, помогите разобраться, когда можно сказать «моя, мое, мой?»
- Молодцы! Отлично справились с заданием. Похлопайте себе.
|
- Это мебель.
- стулья
- кровати
- столы
- диваны
- шкафы
- Моя – кровать, тумбочка, полка, вешалка…
- мой – диван, шкаф, шифоньер, стул, стол, табурет…
- мое – зеркало, кресло.
| 15. Физминутка
| - А теперь встаем со своих мест и повторяем за мной движения.
- Я кладу руки на спинку стула.
- Убираю руки со спинки стула.
- Я обхожу стул, сажусь на него, встаю со стула.
- Тихо садимся на свои места.
| Дети повторяют за педагогом.
| 16. Развитие логического мышления без опоры на картинки
Дидактическая игра
«Что лишнее?»
| - Сейчас послушайте меня, я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь определить слово, которое будет лишним.
Стол – тумбочка – шарф – кровать
Кровать – одеяло – стол – стул
Шкаф – платье – кресло – диван
Шифоньер – шуба – табуретка – стол
-Правильно ребята.
|
- Шарф, потому что это одежда.
- Одеяло, потому что это не мебель.
- Платье. Шуба.
| 17. Итог занятия
| - Итак, ребята, о чем сегодня мы говорили на занятии?
- Какая бывает мебель?
- для чего нужна мебель человеку?
- Вы сегодня все очень хорошо поработали, молодцы.
Спасибо за работу!!!
| |
|