КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 30. ТЕМА: «Звук (И, Ы), буква И, Ы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 30
ТЕМА: «Звук (И, Ы), буква И, Ы»
Цель:
- закрепить навык чёткого произношения звука и различения звуков И,Ы;
- проанализировать слово «киты»;
- закрепить навык написания букв И, Ы;
- научить правильно употреблять глаголы в различных временных формах.
Оборудование:мяч, картинки на беззвучную артикуляцию; синие и зелёные домики; дидактический материал со звуками И, Ы; картинки по опорным схемам; рабочие тетради (стр. 3, стр. 5) простые и цветные карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
Этап работы
| Деятельность
учителя-логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент.
| - Здравствуйте, ребята!
Игра с мячом «Наоборот»
Дети в процессе игры подбирают слова-антонимы:
МОКРЫЙ-СУХОЙ
ГЛУБОКИЙ-МЕЛКИЙ
ДЛИННЫЙ-КОРОТКИЙ
| - Дети здороваются.
Ответы детей.
| 2. Знакомство со звуками.
| Логопед дает сравнительную характеристику звуков: звуки И, Ы – гласные; звук И смягчает согласные звуки.
Произнося звуки И, Ы поочередно, логопед советует детям сравнить артикуляцию.
Логопед предлагает детям узнать И, Ы по беззвучной артикуляции среди других гласных звуков:
А-И-О-Ы-У-З-И-Ы…
«Твёрдо-мягко»
Логопед называет слоги со звуком Ы, а дети изменяют его на слог со звуком И:
ПЫ-ПИ – ПИ-ПИ
МЫ-МИ - МИ-МИ
КЫ-КИ – КИ-КИ
ТЫ-ТИ – ТИ-ТИ
ХЫ-ХИ – ХИ-ХИ
«Подушка-камень»
Дети показывают символы, выделяя гласные звуки И, Ы в середине слова:
МЫЛ-МИЛ; БЫЛ-БИЛ;
МЫШКА-МИШКА
РЫСЬ-РИС
«Синий-зеленый»
На доске синий и зелёный домики. Дети расставляют картинки: если слово содержит звук И – к синему домику; а если звук Ы – к зелёному домику:
ЛЫЖИ, ЛИСА, РЫБА, ДЫНЯ, КИТ, СЫР, ЛИМОН, МЫЛО, ТИГР, ПИЛА.
Проводится звуковой анализ слова: КИТЫ.
КИТЫ — слово из 2 слогов: ки-ты. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [к’иты]
к — [к’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный) и — [и] — гласный, ударный т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) ы — [ы] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Цветовая схема: киты
|
Дети повторяют за логопедом беззвучную артикуляцию и определяют где слышен звук И, Ы
Дети произносят слоги и меняют на правильный слог И.
Дети называют много.
Дети расставляют правильные слова в домики со звуками И и Ы.
Дети проводят звуковой анализ слова.
| 3. Физкультминутка
| «Раз, два ….»
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернись,
Девять, десять – не зевай,
Свое место занимай.
|
| 4. Повторение буквы «И, Ы»
| Логопед выставляет на доску буквы И, Ы.
Дети называют буквы, вспоминают стихотворения, дают харак-теристику (И, Ы – гласные буквы).
Дети выкладывают в кассе слоги и слова и печатают их в тетради:
И пи кит маки
Ы ты мы коты
| дети дают характеристику звукам И, Ы.
дети выкладывают в кассе слоги и записывают в тетрадь.
| 5. Различные временные формы глагола
| Дети составляют предложения по картинкам (ГРИБЫ РАСТУТ В ТРАВЕ, ГРИБЫ В КОРЗИНЕ, ГРИБЫ СУШАТСЯ НА ВЕТКЕ) используя глаголы различных временных форм.
| Дети составляют предложения по опорным картинкам по различным временным формам. Например: Белка будет собирать грибы. Белка собирает грибы. Белка собирала грибы.
| ИТОГ ЗАНЯТИЯ
| Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
| Дети отвечают:
Сегодня мы с вами изучали звуки и буквы «И, Ы». А также учились составлять предложения по опорным картинкам.
|
|