|
|||
План-конспект по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста
ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж им. Никольского» Минобразования Чувашии Педагогическое отделение Специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»
План-конспект по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста
Чебоксары 2020
Цель: познакомить детей с произведением Сегеля Якова Александровича «Как я был мамой» Задачи: Обучающие: · учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль; · формировать оценочное отношение к героям сказки; · обогащать словарный запас. Развивающие: · развивать речевое внимание: внимательно слушать сказку; · развивать любознательность, память, мышление, воображение. Воспитательные: · воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе; · воспитывать интерес к книге. Словарная работа: Аппендицит, аппендикс, наркоз, оперировать, операция. Ход занятия: Вступительная часть: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на стол, пожалуйста. Что лежит у меня здесь? (Книга) Все верно, это книга. Книга — лучший друг ты мой, Мне так радостно с тобой! Я люблю тебя читать, Думать, мыслить и мечтать! Воспитатель: Вы любите читать? (Да) Сегодня мы прочитаем с вами интересное произведение Якова Александровича «Как я был мамой». Слушайте внимательно. Основная часть: Чтение рассказа. (В конце) Вопросы: · Понравилось произведение? · Что вам понравилось? · Кто главные герои в сказке? (Автор, Саша) · Какой характер у главного героя, от лица которого шло повествование? (Шальной, не сидит на месте) · Что можете рассказать про Сашу? (Маленький, нуждается в опеке) · Почему автор решил заботиться о Саше? (Не было мамы Саши рядом, Саше нужна была помощь) · Как изменился характер автора? (Стал более разумным) · Какова роль матери в жизни ребенка? · Почему Саша гладил главного героя по голове, когда тот лежал после операции? (Тоже решил позаботиться) · Каких еще героев вы запомнили? (Учитель, доктор, Сережа, Вова, мама Вовы, Юлик, Валера) · Как автор относится к героям своего рассказа? · Кто вам понравился больше и почему? · Представьте, что перед вами настоящие герои. Какие вопросы вы бы хотели им задать? Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите карандаши с бумагой, выберите персонажа, который вам понравился больше всего, представьте, как он выглядит и нарисуйте его. Заключительная часть: Итог: Вы сегодня были молодцы! Давайте вспомним, как называется рассказ, кто автор, какая мораль произведения. Рассматривание рисунков. Сегель Яков Александрович «Как я был мамой». Однажды, когда я был уже вполне большой и учился в первом классе, у меня заболел живот. Дежурный учитель очень удивился, почему это вдруг я перестал носиться как пуля, а сел прямо на пол посредине школьного коридора и сижу. — А ну-ка поднимайся сейчас же! — сказал он. Я попробовал. — Ой! — вскрикнул я и стал белый как мел. Тут учитель тоже стал белый как мел и остановил двух мальчиков из второго класса — Юлика и Валерика. Оба они носили очки, на переменах не бегали как угорелые, не кричали, а спокойно прогуливались и беседовали о разном. — А ну-ка, хлопцы, помогите солдату! — сказал учитель, и они втроём потащили меня к школьному врачу. Мне очень понравилось, что учитель назвал меня солдатом, и я тут же придумал про себя, что ранен в бою с врагами. — Возможно, это аппендицит, — сказал доктор и вызвал по телефону «скорую помощь». Когда меня понесли на носилках вниз, вся школа сбежалась смотреть. Ну я, конечно, тут же придумал, что все они — и ученики и учителя — прибежали проводить меня, своего защитника. Только нянечка из школьного гардероба не знала, в чём дело, и, когда меня проносили мимо неё, проворчала: — Допрыгался один, доигрался!.. Наша «скорая помощь» летела по городу как ветер, и все другие машины уступали ей дорогу, а она пронзительно гудела: «Дорогу! Дорогу!!! Я спасаю раненого гер-р-р-о-я-я-я!!!» — и пролетала на красные светофоры. Доктор в больнице пощупал мой живот и сказал: — Аппендицит. Надо оперировать. Меня тут же раздели, помыли в ванне и, чистого, в больничной пижаме, привезли на каталке в большую белую комнату — палату. Я огляделся. В палате, кроме моей, стояло ещё три кровати, покрашенные в белый цвет. На этих кроватях лежали разные мальчики. В углу у дверей лежал Серёжа. Ему уже исполнилось целых десять лет, и он учился в четвёртом классе. Серёже пять дней тому назад сделали операцию — вырезали его аппендикс, и он выздоравливал — бродил целыми днями по палатам с шахматами под мышкой и искал, с кем бы поиграть. Он уже обыграл всех ребят, у которых ещё не вырезали аппендикс, всех, у которых его уже вырезали, и теперь ему очень хотелось сразиться с главным доктором, но у того никогда не было ни одной свободной минутки, он всё время вырезал у ребят аппендиксы. Аппендикс — это такой совершенно ненужный отросток у одной из кишок. Если он не болит, то его и не надо трогать, а уж если заболит, то лучше его удалить, а то он может доставить человеку много неприятностей. В углу у окна лежал другой мальчик — Вова. Этому Вове было всего два года, ему тоже уже три дня, как удалили аппендикс. Теперь он должен был немножко полежать спокойно, но он всё время вертелся на своей кроватке и громко смеялся, такой уж у него был весёлый характер. Доктор позволил Вовиной маме сидеть рядом со своим сыном, потому что Вова был ещё маленький, а его мама жила в этом же городе, недалеко от больницы, и ещё потому, что никто, кроме этой мамы, не мог успокоить этого весёлого Вову. Мама кормила Вову, умывала его и старалась, чтобы он не слишком шалил. А ещё в нашей палате в другом углу, у другого окна, лежал другой мальчик — Саша. Ему через два дня тоже должны были вырезать аппендикс. А мне через четыре. Саше, как и Вове, было всего два года, но возле него не сидела его мама, потому что она жила далеко от нашего города, в колхозе, и там у неё ещё была Сашина сестричка, совсем маленькая. Саша очень скучал без мамы, ведь ему было всего два года. Он тихонечко плакал и звал: — Мама-а-а… ма-а-а-ма-а-а… Тогда однажды я решил подойти к нему. — Ну, здравствуй, орёл! — весело сказал я, как мне обычно по утрам говорил мой папа. — Да, — сказал Саша и перестал на секундочку плакать. Слово «здравствуй» он ещё не умел говорить. — Хочешь? — спросил я и протянул ему конфетку. — Дай, — сказал Саша, съел конфету и приготовился опять плакать, но я быстренько протянул ему вторую конфету. Он съел и её, я — третью, он и третью съел и совсем забыл, что хотел плакать. Тогда я ему сделал из бумаги голубя, который замечательно летал; потом тоже из бумаги сделал такую птицу, которая могла махать крыльями, если её дёргали за хвост; потом, когда Саша оторвал птице хвост, я его научил пускать солнечный зайчик, и он пускал его, пока не зашло солнце. Но тут принесли ужин, и нянечка попросила меня: — Помоги нам, пожалуйста, покормить маленького. И я стал Сашу кормить. Я смотрел, как Вовина мама кормит Вову, и делал точно так же: она набирала неполную ложечку, и я набирал неполную ложечку; Вовина мама ждала, пока её Вова прожуёт всё до конца, и я ждал, пока мой Саша всё прожуёт; Вовина мама вытирала рот своему сыну, а я вытирал Саше. Потом я перестелил своему Саше постель, уложил его поудобнее, а потом… потом Вовина мама тихонечко запела своему сыну колыбельную песню, а я не мог, потому что все детские колыбельные песни уже забыл. Но тут я вспомнил одну песню, которую больше всего любил мой папа. Правда, она совсем не была колыбельной, а даже наоборот: Наш паровоз вперёд лети, В коммуне — остановка! Иного нет у нас пути, В руках у нас винтовка! Конечно, эту песню надо было петь громко-громко, но я пел её тихонечко, поэтому она получилась совсем как колыбельная, и Саша уснул. На другое утро, когда к мальчику Вове пришла его мама, Саше, наверное, очень захотелось, чтобы и рядом с ним сидела его мама. Он потянул меня за руку и вдруг сказал: — Мама… Я немножко удивился, ведь я всё-таки был мальчик, но с той минуты он меня по-другому и не называл: «мама» и «мама». «Мама, дай! Мама, на! Мама, иди…» Теперь, когда он только начинал хныкать, я говорил: — Саша, не плачь, мама здесь! И он тут же успокаивался. Назавтра Саше сделали операцию. Когда его привезли в нашу палату, он ещё спал, это ему дали такое специальное сонное лекарство — наркоз. А когда он наконец проснулся, первым, кого он увидел перед собой, был я. — Мама! — обрадовался он и улыбнулся. Весь день я ухаживал за ним, выдавливал ему в стакан апельсин и поил соком, умывал, показывал разные фокусы и книжки с картинками, следил, чтобы он не слишком кувыркался в своей кроватке, а он всё время называл меня мамой и совсем не скучал со мной. А ещё на другой день сделали операцию и мне. Как её делали, я, конечно, не помню, потому что мне тоже дали наркоз, и я спал. Проснулся я уже в своей палате. Сначала увидел лампочку над головой, потом стену, а потом кто-то меня погладил по щеке, и я увидел… Сашу. Он стоял босиком рядом с моей кроватью, трогал меня своей ладошкой и приговаривал: — Мама… мама… мама… И я тогда решил, когда я вырасту большой и у меня будет сын, я обязательно назову его Сашей. Только тогда я, конечно, буду не мамой, а папой.
|
|||
|