|
|||
Отчий край - Карелия. Надежда Акимова
Отчий край - Карелия Надежда Акимова Кто ты, Карелия – Мать или мачеха? Долго живу – не пойму. Тайна такая в душе твоей прячется – Непостижимо уму…
Сто лет нашей республике. Круглая цифра. Думаю о предстоящем юбилее, и перед глазами - столетние (стогодовые – как говорят в Заонежье) бревна в стенах отцовского дома в заонежской деревне Типиницы. Наш дом, Куриковский, да еще такой же, Кузнецовых, сработанные кошелем, когда все хозяйство – под одной пологой крышей, с большим въездом прямо на сарай – до войны, как два брата-близнеца, стояли в центре деревни, по обе стороны от главной дороги. Около церкви. Сейчас на месте Кузнецовского - одноэтажный двухквартирный (бывший совхозный). А наш дом дед, Михаил Николаевич, начал перестраивать, но не довел дело до конца – ушел на войну и не вернулся. Умер в госпитале от полученных ран… Семье оставалось ютиться по чужим дворам. Мыкались, пока не вернулся с военной службы в сентябре 1945 года единственный в семье мужчина – мой будущий отец, Николай Михайлович Куриков. И собрали тогда дом всем миром, по бревнышку, из того, что осталось… Мне кажется, что и сейчас, через многие годы, эти старые бревна держат в себе все тепло русской души … На развалинах русской печи Отчий дом! Мы к тебе вернулись! Это стихотворение пришло ко мне там, в Типиницах… Как и многие другие, одно за одним…Как будто ждали меня … В Типиницах я родилась. Весь наш род – заонежский, начало берет в семнадцатом веке. Мои предки работали на земле, как большинство крестьян в Заонежье - жили зажиточно. Первым интеллигентом в роду ( в начале двадцатого века) стал дед (по папиной линии) – Куриков Михаил Николаевич, он был начальником почты. Он сумел дать образование сыну, и во многом поэтому мы оказались сейчас в городе… В свое время в города от перегибов в колхозной жизни бежали многие деревенские жители. Но не мои родители. Они просто оказались в нужное время в нужном месте. Удивительно, но после тяжелой, разрушительной войны стране требовались не только строители – восстанавливать разрушенное хозяйство, но и учителя - чтоб детей поднимали, учили их и воспитывали. Был такой «учительский призыв», по которому учителей из армии досрочно демобилизовали «на гражданку». Мой отец, закончивший до войны педучилище, вернулся в Типиницы и был назначен директором семилетки (еще и сейчас в деревне живут его ученики…) Педагогический институт заканчивал заочно. Через некоторое время молодого перспективного директора перевели заведующим Великогубским РОНО ( и семья переехала в Великую Губу).Потом началась административная реформа, районы укрупнялись, и мы вообще уехали из Заонежья – в старинное карельское село Ведлозеро, где отцу предстояло возглавить большую среднюю школу. Административная реформа и здесь нас «достала» - через три с небольшим года опять «слили» районы, папу назначили заведующим Пряжинским РОНО. Не прошло и года – затребовали в Прионежье. В Прионежском райисполкоме он работал заведующим РОНО, позже - заместителем председателя райисполкома… А в Петрозаводске его помнят как сотрудника Института усовершенствования учителей, как заслуженного учителя Карельской АССР - первого директора новой, самой крупной тогда 39-й школы. Он сам ее достраивал, сам принимал учащихся на учебу и учителей на работу, сажал вместе с ними деревца на пришкольном участке… Преподавал историю, а если надо было - замещал любого заболевшего преподавателя уроком пения, брал в руки баян…Он давал дорогу новым интересным традициям… После потери родителей (а они ушли из жизни почти одновременно, с разницей в полтора года) в городе меня держала только работа. Все отпуска с семьей стала проводить в деревне, а, выйдя на пенсию, вместе с мужем уезжали туда с ранней весны и жили до поздней осени. Как многие бывшие деревенские… Из воспоминаний детства у меня осталось много заонежских словечек, ласковых, таких, как кОсынька, но и одно злое слово: мачеха. В нем соединились все отрицательные характеристики, которые можно применить к женщине, по обязанности, без любви воспитывающей детей мужа. Все, наверное, помнят мачеху из сказки про Золушку…Мачеха была у папы – его мама умерла в родах. Родившуюся сестренку удочерили и увезли дальние родственники, но у отца на руках оставались еще трое малолетних детей. Пришлось ему жениться вновь…И взял он за себя женщину с двумя дочками… Так вот, когда папа уезжал в командировку, мачеха вечерами уходила «на беседу», оставляла на ужин две-три вареных картофелины. Дети забирались на печку, где потеплее, и там делили эту картошку на всех пятерых… Отсюда и строчка в стихотворении: кто ты, Карелия, мать или мачеха? Этот вопрос подспудно жил во мне давно… Про трудности жизни родители не распространялись. В сельской местности (в Типиницах, Великой Губе, в Ведлозере и даже в Пряже) – наша семья держала корову, кур, кроликов, откармливали поросенка. При переезде в город подсобное хозяйство пришлось ликвидировать. Жили на две зарплаты. Не шиковали, но трех-пяти рублей до получки всегда не хватало. Помню, мама посылала кого-нибудь из нас к старушке-пенсионерке, в нашем же подъезде, занять денег до зарплаты. Учась в старших классах школы, мы помогали маме подрабатывать в поликлинике, где она была сестрой-хозяйкой – вечерами мыли кабинеты. Многодетную семью не оставляла без внимания и школа (№ 25) – в девятом-десятом классах старшая сестра, Вера, работала лаборантом в кабинете химии. Конечно, хотелось нам, девочкам, лишний раз покрасоваться в новом наряде на школьном вечере, как некоторым модницам в классе, - но что поделаешь? Бабушка, бывало, успокаивала: «Вы и так красивые!..» (Бабушка почти до 90 лет жила с нами. Пенсию получала 16 рублей - за мужа-кормильца). Честно говоря, мы и не знали особенно богатых семей. При советской власти так или почти так жили все наши знакомые и родственники – кто получше, кто похуже. Помогали друг другу, кто как мог. После окончания средней школы мы – все четыре сестры – получили высшее образование в карельских вузах. Помогало государство – учили бесплатно, даже стипендию получали, бывало, что и повышенную. И работали здесь же, в Карелии – врач, два учителя и журналист. У нас сложились хорошие, дружные семьи. Если бы Карелия была для нас мачехой – остались бы мы здесь жить и работать или уехали бы искать счастья в других краях? Думаю, все равно бы не уехали – ведь здесь наш отчий дом… А места какие красивые – поискать! Я скучаю по сирени,
… Мы сделали ремонт в доме и живем в деревне, вникая во все текущие проблемы земляков, начиная от поисков быка для осеменения единственной на деревню коровы и заканчивая общественным контролем над ходом работ по реконструкции церкви, перевезенной сюда по бревнышку из опустевшей деревни - Усть-Яндомы. У нас была своя церковь, Варваринская, самая высокая в Заонежье, я вижу ее на старых фотографиях, - была да сгорела. А место, где она стояла – вот оно, за моими окошками…И мы всей деревней рады помочь реставраторам, даже просто напоив их чаем в минуты отдыха. Какая же деревня без церкви? …Я люблю погожим летним днем лежать в гамаке, под березами, сквозь зеленую листву разглядывая причудливые облачка на небе… Гамак (старый, еще мамин) легонько покачивает меня, усыпляя…За забором, в окружении ягодных кустов меня трудно заметить с дороги, по которой нет-нет, да и пройдет кто-нибудь… Я все замечаю, слышу разговоры…И приходят еще строчки: Последнюю горсть припозднившихся ягод Да, лето уходит. Так громко уходит, Вот так же, как гром, я хочу расшуметься, Последняя горсть припозднившихся ягод…
…Вернусь к первому стихотворению - «Кто ты, Карелия, мать или мачеха?..» - у него есть продолжение и, думаю, ответ на поставленный вопрос: Кто ты, Карелия – Мать или мачеха? Долго живу – не пойму… Тайна такая в душе твоей прячется – Непостижимо уму. …Выйду на берег речушки ли, озера, Снова, как в детстве, вокруг все – хорошие, Вот и медведь, чуть завидев, встревожился, Я посижу на полянке под солнышком, Тропку к любимому… Создана ты для Любви вдохновляющей,
|
|||
|