КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 49. ТЕМА: «Звук (, бь), буква Б»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 49
ТЕМА: «Звук (, бь), буква Б»
Цель:
- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков – б, бь;
- научить звукослоговому анализу слов на примере слова – БУЛКА;
- научить печатать слова и предложения с буквой – б;
- научить согласованию прилагательных с существительными по родам и числам.
Оборудование:мяч, синий-зеленый карандаш; дидактический материал на звук «Б-Бь»; слогоряд; «Бим-Бом»; слоговой состав слова – БУЛКА; рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
ХОД РАБОТЫ:
Этап работы
| Деятельность
учителя-логопеда
| Деятельность детей
| 1. Организационный момент.
| - Здравствуйте, ребята!
Игра с мячом «Чем украсить ёлку?»
Логопед называет существительное во множественном числе, именительном падеже, дети – во множественном числе, творительном падеже:
Шарики – шариками
Бусы – бусами
Хлопушки – хлопушками.
| - Дети здороваются.
Дети выполняют задание логопеда.
| 2. Знакомство со звуками.
| Логопед дает сравнительную характеристику звуков – Б, Бь:
- Звук «Б» - согласный, звонкий, твердый. Обозначается синим цветом.
- Звук «Бь» - согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
«Слушай внимательно»
Дети поднимают синий и зеленый карандаш, услышав в слове звук Б или Бь: бинт, бант, собака, обед, суббота, билет, кабина.
Дети повторяют слогоряд:
БА-БИ-БУ
БО-БЫ-БА
БЫ-БИ-БУ
«Бом и Бим»
Дети должны назвать картинки и разделить их: для Бима – со звуком – Бь, а для Бома – со звуком Б:
Бублик, белка, голуби, кубики, рыба, береза, банан, баранки.
Бим (Бь) – белка, голуби, кубики, береза.
Бом (Б) – бублик, рыба, банан, баранки.
Логопед называет слова, а дети называют слоги: сначала первый слог в словах – банан, бинокль, белка, бусы, бабочка; затем второй слог в словах: губы, забор, зубы, работа, верба.
«Наоборот»
Дети подбирают противоположные по смыслу слова, начинающиеся со звука (Б) или (БЬ):
- маленький – большой
- черный – белый
- медленно – быстро
- дедушка – бабушка
- сказка – быль
- порядок – беспорядок
- бедный – богатый
Дети заучивают скороговорку:
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
| Дети произносят звук – Н, нь.
Дети называют слогоряд..
Дети выполняют задание логопеда.
Дети подбирают противоположные слова.
Дети заучивают скороговорку.
| 3. Физкультминутка
| «Ёлочки большие и маленькие»
Логопед показывает детям, какие в лесу растут ёлочки:
Большие – руки поднять вверх
Маленькие – руки опустить вниз.
| Дети выполняют физкультминутку за логопедом.
| 4. Повторение буквы «Б»
| Дети повторяют написание буквы – Б, вспоминают стихотворение.
Дети выкладывают на доске слова и записывают их в тетрадь:
БЫК
БЕЛКА
БУЛКА
БУСЫ
Проводится звукослоговой анализ слова: БУЛКА
булка — слово из 2 слогов: бул-ка.
б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый
у — [у] — гласный, ударный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый (парный)
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Дети составляют предложение на доске: У Кати шуба.
| Дети повторяют стихотворение на звук (Б).
Дети проводят звукослоговой состав слова – БУЛКА.
| 5. Тема «Новый год»
| Дети рассматривают сюжетную картинку на эту тему. Логопед проводит беседу о предстоящем празднике.
«Добавь словечко»
Дети придумывают существительные и прилагательные на тему зимнего праздника:
- Веселый Дед Мороз
- Веселая Снегурочка
- Веселые дети
- Красивая снежинка
- Красивые цветы
- Блестящий наряд
- Блестящая звезда
| Дети вспоминают все глаголы, относящиеся к теме приготовления рыбы.
| ИТОГ ЗАНЯТИЯ
| Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
| Дети отвечают:
Сегодня мы с вами изучали звук и букву «Ы». А также учились составлять легкие предложения о диких животных.
|
Источник: Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй период обучения. Занятие № 49, Стр. 92-93
|