Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хранители семьи и веры». о православных святых – хранителях семьи. Петре и Февронии)



 «Хранители семьи и веры»

(о православных святых – хранителях семьи

Петре и Февронии)

Мы с вами сегодня отдадим дань памяти святых благоверных супругов Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. И сюжет древнерусской «Повести о Петре и Февронии», и каноническое житие дивных святых знала вся Россия.

Почитание святых Петра и Февронии вернулось на Русь и становится повсеместным.

Во многих городах России создаются скульптурные композиции, посвящённые Петру и Февронии, проводятся творческие встречи с рассказами о Святых, готовятся театральные постановки. Писатели древней Руси слагали произведения не для славы, не для заработка, а лишь надеясь подвигнуть общество к добру, дать людям лучшие примеры в образах героев, преподать науку жизни

…Княжил в древнем Муроме князь Юрий, и было у него два сына: старший, Павел, и младший, Пётр. После Юрия княжить стали Павел и его супруга. И всё было хорошо, да повадился летать в княжий терем крылатый змей – злой волшебник. Чародейством своим принимал он для всех облик князя Павла, и лишь княгиня видела явно, кто к ней под видом мужа входит. Решилась она рассказать мужу о кознях злого змея.

Задумался Павел: силой волшебника не одолеть, честный поединок невозможен. Чародейством своим змей кого угодно погубит. Вот и попросил  князь жену: притворись-ка ты, что рада змею, да выведай все его тайны. Вдруг есть что-то на свете, чего он боится и от чего ему погибель будет! Как решено, так и сделано. И оказалось, что боится вражина-змей только лишь Агрикова меча, а погибель его ждёт от Петрова плеча.

Если бы мы с вами, дорогие читатели, задумались над сложной символикой древней повести, то догадались бы, что образ змея – это образ человеческих грехов, а Агриков меч – не что иное, как смирение.

…Юноша Пётр имел благочестивую привычку: молиться в тихих окраинных церквах. Вот зашёл он в храм Крестовоздвиженского монастыря, стал молиться, и вдруг почувствовал, что церковь озарилась светом. Оглянулся Пётр, а к нему подходит скромный отрок и говорит, будто бы и не прочёл Петровы думы: «Ты, князь, шептал сейчас про Агриков меч. Когда ты хочешь его увидеть?» И подвёл отрок-Ангел Петра к алтарной стене, и увидел Пётр в нише то самое заветное оружие. С тех пор стал Пётр ждать удобного момента, чтоб сразиться со змеем.

Больше всего Пётр боялся перепутать змея в облике брата и подлинного брата. Увидев «брата» в покоях у княгини, Пётр поспешил в покои Павла, чтобы удостовериться, что Павел там. Как ни велико было желание молодого князя сразиться с врагом, Пётр не стал этого делать, пока не убедился, что брат в безопасности. Древнерусский автор не жалеет места для описания этого эпизода. А почитание старшинства было основополагающей ценностью в богатырском характере русичей.

Но вернёмся к повести. Да, Петр убил змея заветным мечом. Но змей забрызгал тело Петра своей зловредной кровью. И на теле княжича образовались незаживающие раны. Никто вылечить не мог. Победа обернулась горечью болезни. Тогда попросил Пётр, чтобы везли его в земли Рязанские, славные лекарями-целителями. В землях рязанских пошли слуги Петра по деревням – искать врача-знахаря.

Вот зашёл один слуга в деревню – а деревня пуста. Зашёл в красивый дом, видит – девушка сидит за ткацким станом, перед ней заяц пляшет, и говорит она такие речи: «Да, плохо дому без ушей, а горнице без очей!» 

Стал слуга спрашивать, нет ли дельного кого, чтоб о деле поговорить. Ответила девушка: «Отец и мать ушли взаймы плакать, а брат мой сквозь ноги ни смерть смотрит». Попросил слуга объяснения: что за странные речи, и почему перед ней заяц пляшет? Попросила девушка прощения, если вдруг обидела речами, и объяснила: нет в доме собаки, собака дому – уши: залаяла бы, учуяв гостя. И нет в доме малых детей: дети – очи дому. Веселилось бы чадо в горнице, заприметило бы гостя, подбежало бы и сказало: не получилось бы, чтоб не встретили человека по-хозяйски. Родители же ушли в хутор за полем, там похороны: оплачут покойника, а придёт их час – придут поскорбить о них хуторяне, отдадут долг, поплачут. Брат же – бортник, древолазец: на высокие деревья залезает за лесным мёдом, не ровен час, сорвётся с лесных высот, только взгляни вниз, только оступись – верная гибель. Только о зайце ничего не сказала девушка. А слуга и не переспрашивал, подивившись разумным ответам.

По одной версии, заяц – символ святости, он мог прочитываться и как символ кротости. По другой версии, заяц – народная примета: быть свадьбе.

Княжий подручный и впрямь признал в Февронии натуру неординарную, если решился заговорить с ней о деле. Ведь свой вопрос, по древнерусскому жёсткому этикету, по твёрдо выверенным жизненным правилам, он мог задать только мужчине, либо, в крайнем случае, пожилой женщине. Не было в Древней Руси простительных ситуаций, когда мужчина мог поговорить с незнакомкой. А княжий слуга заговорил о том, не знает ли девушка в округе хороших знахарей и рассказал о беде, приключившейся с князем.

Ответила девушка, что сама умеет целить и спасёт князя, при условии, что князь на ней женится: ведь и коснуться тела незнакомого, не предназначенного судьбою на всю жизнь мужчины нельзя, как же лечить? Передала слуге скляночку с зельем и велела истопить князю баню. Зельем же намазать все язвы, кроме той, что первая появилась.

Так и сделали. Принял князь условие, лишь бы исцелиться: не до жизни ему было, не то, что до свадьбы. Но и жениться на простолюдинке не мог. И отправил слугу к Февронии с невыполнимым заданием: передать пучочек льна, из которого надо для жениха сделать подарок: сорочку и порты. Спрясть, выткать холст, сшить, - пока баня топится. На неумейках ведь не женились ни князья, ни крестьяне! Разумная дева задание приняла, но дала слуге обрубок поленца со словами: «Пусть князь мне сделает ткацкий стан из чурочки, тогда на этом стане и сотку льняной холст. Коли князь дал задачу выполнимую, то, знать, с подобной легко справится!»

Передал слуга наказ девы. Подивился князь её разуму. А тем временем баня истопилась, тело князя исцелилось, и послал князь к знахарке великие дары за лечение, попросив тем самым своё обещание обратно: не может он жениться на простолюдинке. Но вернулись слуги с дарами обратно: не взяла богатств Феврония. И уехал князь к себе в Муром.

Да от неисцелённой язвочки вернулась к князю болезнь снова. Делать нечего. Поехал князь обратно в то рязанское селение – Ласково оно называлось – и через слуг стал просить прощения: нужна ему помощь снова. Передала Феврония, что не сердится, но повторила своё условие: пусть князь станет ей супругом, единой плотью и кровью. Иначе лечить не возьмётся.

Встречались мне разные трактовки поступка Февронии. Кое-кто говорит: вот как хитра, недолечила князя, чтоб захомутать вернее! Но вот мнение А. Н. Ужанкова, профессора Литинститута, знатока древнерусской литературы. Он считает: преподала Феврония князю урок смирения. На всё Божья воля. Видимо, нужен был князю такой урок. Разве собиралась лекарка недолечивать? Князь уехал, обрадовавшись улучшению, а что там дальше, в схеме лечения, должно было быть, мы и не знаем. А вот то, что рязанское княжество издревле славилось воинами и целителями – это факт. Тревожное рубежное княжество, войны одни да набеги. Выживали только сильные духом, умеющие воевать и целить, и самоисцеляться, и быть здоровыми. Это в рязанцах природное, верно. А княжество Муромское рядом с Рязанским.

И там, в тринадцатом веке, услышал князь условие девы снова. И твердо решил: будь что будет. Дал своё согласие. И шагнул в Февроньин терем.

И только тогда впервые увидели друг друга ласковская знахарка и муромский князь.

Вернувшись в Муром, зажили они счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.

После того как умер Павел, Петр занял его место, возглавив Муром. Все бояре любили и уважали Петра, надменные же жены их не приняли Февронию. Они не хотели, чтобы ими правила обычная крестьянка, а потому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.

По наветам своих жен, бояре клеветали на Февронию, пытаясь опорочить ее, и даже подняли бунт, предложив девушке уйти из города, забрав все, что ей хочется. Но Феврония желала забрать только своего возлюбленного, если он этого захочет-князь захотел, что очень порадовало бояр, так как каждый из них метил на место Петра.

Петр принял решение оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться вместе с Февронией в добровольное изгнание. Супруги отправились по реке на двух кораблях.

Один молодой человек, находившийся вместе со своей женой в одном судне с княгиней, залюбовался Февронией. Она сразу поняла, о чем он мечтает и попросила налить в ковш и выпить воды сначала с одной, потом с другой стороны корабля.

Мужчина выполнил ее просьбу, а Феврония спросила, отличается ли вода из двух ковшей. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония промолвила, что и женское естество также не отличается и покорила его за то, что он мечтает о ней, позабыв свою собственную супругу. Обличенный мужчина все понял и раскаялся в душе.

Когда наступил вечер, они вышли на берег. Петр очень переживал о том, что теперь с ними будет. Феврония же, как могла, утешала мужа, говоря о милости Бога, заставляя его поверить в счастливый исход.

В это самое время, повар сломал пару маленьких деревьев, для того, чтобы с их помощью приготовить еду. Когда ужин закончился, Феврония благословила эти веточки, пожелав чтоб к утру они превратились во взрослые деревья. Утром все именно так и произошло. Она хотела, чтобы видя это чудо, ее супруг укрепился в вере.

На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться обратно. Оказалось, что после их отъезда, бояре не смогли поделить власть, пролили много крови, а теперь вновь хотят жить спокойно. Святые супруги без всякой злобы и обиды приняли приглашение вернуться и управляли Муромом долго и честно, во всем следуя законам Бога и творя добрые дела. Они помогали всем нуждающимся людям, с заботой относясь к своим подданным, как нежные родители относятся к своим детям.

В независимости от положения, они ко всем относились с одинаковой любовью, пресекали всякую злобу и жестокость, не стремились к богатству мирскому и радовались любви Божьей. И любили их люди, так как никому они не отказывали в помощи, кормили голодных и одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли на путь истинный заблудших. Когда супруги состарились, то одновременно приняли монашество, выбрав себе имена Давид и Ефросиния. Они вымолили у Бога милости предстать пред ним вместе, а людям велели, похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стенкой.

В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышивала образа святых на воздухе, чтобы пожертвовать свое рукоделие в храм Пресвятой Богородицы.

Давид отправил к ней гонца с известием о том, что пришел его час и обещался ждать ее, чтобы вместе отойти к Всевышнему. Ефросиния попросила дать ей время, чтобы она могла закончить работу для святого храма.

Князь второй раз послал гонца, чтобы сказать, что он не сможет ждать ее долго.

Когда же в третий раз прислал Давид послание своей любимой жене, о том, что уже умирает, Ефросиния оставила незаконченную работу, обмотала иглу ниткой и воткнула ее в воздух. А блаженному супругу своему отправила известие, что умрет вместе с ним.

Супруги помолились и отошли к Богу. Это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю). После того, как супруги умерли, люди решили, что так как они приняли, подстриг в конце жизни, то будет неправильно хоронить их вместе. Петра было решено похоронить в Муроме, Феврония же была упокоена в женском монастыре, находившимся за пределами города.

Для них сделали два гроба и оставили на ночь для отпевания в разных храмах. Высеченный же из каменной плиты гроб, сделанный по их желанию еще при жизни супругов, остался пустым. Но придя в храмы на следующее утро, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела же Петра и Февронии были найдены в гробе, который они подготовили заранее. Неразумные люди, не поняв произошедшего чуда, вновь попытались разлучить их, но и на следующее утро Петр и Феврония оказались вместе.

После того, как чудо повторилось, никто уже не стал пытаться похоронить их отдельно. Князей погребли в едином гробе, возле храма святой Богородицы. С тех пор, туда постоянно приходят люди, нуждающиеся в исцелении. И если они обращаются за помощью с верой в сердце, святые дарят им здоровье и семейное благополучие. А история вечной любви Петра и Февронии Муромских передается от поколения к поколению.

Изначально, гроб святых находился в Богородице-Рождественском соборе города Мурома. Потом, когда к власти пришли коммунисты, они отдали останки князей в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен. Но уже в конце восьмидесятых годов святыня была возвращена Церкви. В 1989 году мощи вернули Церкви. А с 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.