Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мусоросжигательный завод номер 4» должен быть закрыт, прошу Вас содействовать и в этом.



 

 

  Рекультивация полигона «Кучино». Необходимость проведения ГЭЭ силами Росприроднадзора. Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) Светлане Геннадьевне Радионовой

 

Уважаемая Светлана Геннадьевна!

Прошу Вас самым тщательным образом проверить ход работ по рекультивации полигона твёрдых бытовых отходов «Кучино». К проверке работ, проводимых компанией ООО «Экоком», которую Вам поручила Заместитель Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко, сообщаю следующее.

Полигон «Кучино» был закрыт по итогам «прямой линии» с Президентом РФ в 2017 году. По состоянию на 31 июля 2020 рекультивация полигона не закончена, хотя срок окончания работ по госконтракту ГК №1921-РП от 07 мая 2018г. был обозначен 12 декабря 2019 года; заказчик – Министерство экологии и природопользования Московской области; исполнитель – ООО «Экоком»; разработчик проектной документации – ЗАО «Спецгеоэкология» по заказу Минэкологии МО. Общественные слушания по очередной редакции проекта рекультивации полигона проходили 19 декабря 2019; отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект рекультивации на 1 августа 2020. Это означает, что работы на полигоне проводятся без утверждённой проектной документации, а технологии и оборудование для обезвреживания свалочного газа и фильтрата не имеют разрешения на работу; оборудование для сбора и обезвреживания свалочного газа функционирует, но без газоочистки; оборудование для сбора и очистки фильтрата не работает. Согласно госконтракта №1921-РП от 07 мая 2018г. оборудование для сбора и очистки фильтрата должно было быть запущено в эксплуатацию осенью 2018 года – сейчас оборудование не работает. «Оборудование для сбора и обезвреживания свалочного газа» не выполняет своей функции, так как грязный свалочный газ сжигается на двух высокотемпературных факелах без предварительной очистки: скруббер для очистки газа от сероводорода не смонтирован, у марке активированного угля и интервалах замены данных нет. В сутки из факелов выбрасывается одного диоксида серы в диапазоне 300-480 килограмм, это данные на основе массового баланса исходя из анализов свалочного газа.

Датчики для контроля чистоты выбросов из факела не работают, не ведётся учёт выбросов, количественные показатели выбросов вредных веществ не доходят до жителей. Мониторинг чистоты воздуха вокруг полигона не ведётся, потому что недоступны показания двух станций экологического мониторинга, расположенные поблизости от полигона. Одна находится на северо-востоке от полигона, г.о. Балашиха, улица Речная 6а; вторая в 800 метрах на юго-востоке от полигона на территории школы №12 микрорайона «Павлино» г.о. Балашиха. Жители районов рядом с полигоном сообщают, что выбросы свалочного газа не прекратились, и они чувствуют эту свалочную вонь; кроме свалочной вони жители чувствуют «вонь выхлопа старого советского автобуса, который питается бензином АИ-76», этот едкий выхлоп жители связывают с тем, что грязный свалочный газ сжигается на полигоне на факелах без предварительной очистки.

    12 декабря 2019 года в г.о. Балашиха прошли общественные слушания (2 штуки в один день) по системам обезвреживания свалочного газа и фильтрата; 19 декабря 2019 там же прошли общественные слушания по проекту рекультивации полигона «Кучино». Техническая документация, которую представили ЗАО «Спецгеоэкология» и ООО «Экоком», является некачественной, неполной, выполнена небрежно и халатно, содержит грубые арифметические ошибки, в ней присутствуют искажения и манипуляции данными об экологических угрозах. Пришедшие на слушания жители проголосовали однозначно – отклонить предложенные технические решения и документацию. На техническую документацию были составлены замечания, которые были переданы в адрес разработчиков и Минэколоии Московской области. Эти замечания и ответы на них прилагаю к письму, Приложения 1-5.

    В поддержку замечаний к проекту рекультивации Кучино было собрано 1800 подписей жителей Балашихи, Железнодорожного, Люберец, Косино, Реутово, Кожухово, Некрасовки – эти районы и города примыкают к полигону «Кучино». Собранные подписи и сами замечания были отправлены муниципальным депутатом района «Некрасовка» Дмитрием Шуваловым; отправлены в том числе в адрес администрации г.о. Балашиха и в Минэкологии МО. Всего в зоне влияния полигона проживает более двух миллионов человек. Вы сами хорошо знаете тяжёлую ситуацию с выбросами с полигона «Кучино» согласно Вашему интервью агентству «Интерфакс» от 2 октября 2019: «Вместе с тем, по информации МЧС, основным источником загрязнения воздуха в юго-восточной части Москвы и Московской области назван закрытый мусорный полигон "Кучино", контроль работы которого осуществляет министерство экологии Московской области. По сведению министерства, неприятные запахи прекратятся после проведения работ по рекультивации полигона в конце 2019 года».

    На общественных слушаниях 19 декабря 2019 депутат Мосгордумы Е.В. Ступин задал вопрос о выбросах диоксинов из факелов для сжигания свалочного газа. В ходе своего ответа инженер-эколог ЗАО «Спецгеоэкология» А.А. Темес занизил выбросы диоксинов в 1000 раз и на основе таких ложных данных уверял собравшихся граждан в безопасности сжигания свалочного газа. Руководство ЗАО «Спецгеоэкология» Б.В. Трушин и ООО «Экоком» Оливер Кайзер не остановило выступление А.А. Темеса. В технической документации не указан годовой выброс диоксинов из факела, в том числе и плата за негативное воздействие от выбросов. Не посчитано распределение и накопление диоксинов в почве по территории вокруг полигона.

На юго-западе в километре от полигона «Кучино» находится «Мусоросжигательный завод номер 4», который вносит решающий вклад в загрязнение почв диоксинами. Осенью 2018 года жители окрестных районов собрали денежные средства и провели анализы почвы вокруг завода, в том числе и на диоксины. К востоку от завода на территории района Некрасовка содержание диоксинов в почве составило 24,9 нг/кг, при норме для земель сельского хозяйства 5 нг/кг – это означает, что почвы отравлены диоксинами и непригодны для выращивания растений и животных. В районах Москвы «Кожухово» и «Некрасовка» находятся земельные участки в частной собственности со статусом земель «для подсобного хозяйства», которые как раз разрешают использование земель для выращивания растений и животных. Такие участки находятся и в г.о. Балашиха (деревни Фенино, Павлино) и г.о. Люберцы (Машково, Марусино, садоводческие товарищества). Это означает, что дополнительная нагрузка диоксинами от факелов полигона «Кучино» недопустима! Факелы не могут работать на полигоне «Кучино». Территория и так получила значительный ущерб от отравления диоксинами, которые выбрасывает МСЗ-4. Текст отчёта по исследованию почвы на диоксиновое загрязнение от МСЗ-4 доступен по ссылке https://planeta.ru/campaigns/82509/updates!post94350 Рядом с полигоном «Кучино» и МСЗ-4 находится Особо охраняемая природная территория «Природно-исторический парк «Косинский», загрязнение которого недопустимо.

«Мусоросжигательный завод номер 4» должен быть закрыт, прошу Вас содействовать и в этом.

Установлено, что в проект рекультивации полигона «Кучино» не были включены участки земли вне границ полигона, на которых было незаконное размещение бытовых отходов во время эксплуатации полигона. Наиболее крупный участок находится на востоке от полигона близ деревни Фенино, приблизительная площадь участка 15 (сообщается и о 40 га) гектар, мощность слоя мусора доходит до 15 метров. Без рекультивации этого и других возможных участков с незаконным захоронением мусора нельзя говорить о том, что рекультивация полигона «Кучино» завершена. Участок с мусором в 15 гектар примыкает к речке Пехорка, фильтрат от мусора стекает в речку. Президент Российской Федерации В.В. Путин на «прямой линии» в июне 2017 года обещал гражданам «привести в норму экологическую обстановку в Балашихе». Это обещание не может ограничиваться в рамках кадастровых границ полигона «Кучино», обещание касается и окрестностей полигона, где незаконно захоранивался мусор.

Отдельно прошу Вас провести силами Росприроднадзора государственную экологическую экспертизу документации, по которой проходили общественные слушания 12 и 19 декабря 2019 года. Предлагаю выполнить это в рамках надзора за полномочиями по проведению ГЭЭ Московской области, которые были переданы от Росприроднадзора распоряжением Председателя Правительства РФ от 26.04.2020 г. № 1143-р и более ранними распоряжениями. Обращаю Ваше внимание на то, что рекультивация полигона «Кучино» проходила по проекту, положительное заключение на который выдало Минэкологии МО в 2017 году. Уже тогда в проект были внесены неверные исходные данные и сведения, а неграмотное календарное планирование работ не позволило завершить работы 12 декабря 2019 как предписывает государственный контракт. Положительное заключение государственной экологической экспертизы утверждено Минэкологии МО Распоряжением 826-РМ от 15 декабря 2017г. Выдержка из положительного заключения, страница 14: «По результатам опробования зафиксировано превышение ПДК для воздуха населённых мест по сероводороду и аммиаку в точках наблюдений в юго-западной и северной частях насыпи отходов полигона. В остальных точках наблюдений, в том числе на территории жилой застройки д. Фенино и мкр. Южное Кучино-2, превышения нормативных значений по всем исследованным показателям не зафиксировано. Превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны не зафиксировано». Согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы полигон «Кучино» не является источником вони свалочным газом в жилых районах, что прямо противоречит реальному положению дел. Теперь тот проект рекультивации был признан негодным, по новому проекту слушания проходили 19 декабря 2019. Считаем, что Минэкологии МО в 2017 году халатно и некачественно провело государственную экологическую экспертизу первой версии проекта рекультивации «Кучино», поэтому в проекте были пропущены критические ошибки и недоработки, которые в итоге привели к срыву сроков работ и к тому, что провалена главная цель рекультивации «Кучино» - не состоялось полное устранение негативного воздействия полигона на комфорт проживания и здоровье жителей. Тем самым нарушены фундаментальные права на благополучную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

 

Некоторые факты о неудачной рекультивации полигона «Кучино»:

1. Срок окончания работ по рекультивации – 12 декабря 2019. Срок сорван. Окончание работ Минэкологии МО и ООО «Экоком» перенесли на неопределённый срок. На сайте «Госзакупки» не размещено дополнительное соглашение о продлении работ, которое содержит новый календарный план работ и точную дату окончания рекультивации. Страница госконтракта https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2501806144418000020&backUrl=8275c781-39f1-44f4-8f82-910dbe5ab0ee;

2. Министр Экологии и природопользования Московской области Д.А. Куракин 22 октября 2019 сделал официальное заявление: «Иностранные специалисты говорили, что Кучино невозможно рекультивировать за 2 года, полигон очень большой – 56 гектар и 21 миллион тонн отходов. Но мы уже практически доказали, что это возможно». Сюжет телеканала 360 от 22 октября 2019 https://www.youtube.com/watch?v=FDtJYlDFzoI&featu ;

3. Замминистра экологии и природопользования МО П.А. Бида 14 мая 2020 сделал официальное заявление: «Негативное воздействие [от полигона Кучино] на окружающую среду ликвидировано». Расцениваем это заявление как факт того, что по мнению П.А. Биды свалочный газ больше не выбрасывается из полигона, а фильтрат полностью собирается и обезвреживается. Сюжет телеканала 360 от 14 мая 2020 https://www.youtube.com/watch?v=H-ANvbXXI5Y&feature=youtu.be .

4. 20 февраля 2020 местным жителем Анатолием Ермоловым была зафиксирована перекачка фильтрата из колодца системы сбора фильтрата в речку Пехорка. Перекачку осуществлял сотрудник ООО «Экоком» или подрядной организации при помощи электронасоса и шланга. Есть основания считать, что это не единичный случай. Ответ Минэкологии МО в социальной сети Вконтаке: «Добрый день, уважаемые жители. Приносим извинения за доставленные неудобства. Спасибо за Вашу информацию и контроль! Сведения были незамедлительно переданы в подрядную организацию, указанные на видео нарушения оперативно устранены. Кроме того, подрядчику от Министерства направлено требование наказать виновных за допущенную халатность при наладке оборудования колодца лучевого дренажа». Сведения о привлечении ООО «Экоком» к ответственности отсутствуют.

5.  Лист 141 тома ОВОС на очистку фильтрата (документы представлены на слушания 12 декабря 2019 года), глава «Экспериментальное обоснование эффективности установки» содержит всего 1 лист без каких-либо ссылок на технические и научные отчёты об эффективности системы. Нет никаких доказательств того, что оборудование для очистки фильтрата действительно очищает фильтрат до состояния чистой воды. Нет анализов фильтрата с «Кучино» до входа в систему очистки и анализа воды после системы очистки. После очистки фильтрата будут получать концентрат фильтрата, вещество 3-его класса опасности. В РФ отсутствуют технологии по обезвреживанию концентрата фильтрата; при очистке фильтрата будут производить ядовитое вещество - концентрат, которое на настоящий момент времени не может быть утилизировано. Поэтому в документации предусмотрена система труб и «полей инфильтрации» для возврата концентрата в тело полигона «Кучино». Мы считаем, что возвращение концентрата фильтрата в тело полигона является недопустимым. Концентрат фильтрата – вещество 3-го класса опасности, его возвращение в тело полигона это признак того, что «Кучино» будет действующим полигоном, а сейчас полигон закрыт.

 

Приложения:

Приложение 1: Замечания к проекту рекультивации «Кучино». Общественные слушания состоялись 19 декабря 2019 года. Под замечания собрано 1800 подписей жителей районов рядом с полигоном;

Приложение 2: Ответ Минэкологии Московской области на замечания к проекту рекультивации, публичные слушания по которому состоялись 19 декабря 2020;

Приложение 3: Замечания к системе сбора и утилизации свалочного газа. Общественные слушания состоялись 12 декабря 2019 года;

Приложение 4: Замечания к системе сбора и утилизации фильтрата. Общественные слушания состоялись 12 декабря 2019 года;

Приложение 5: Ответ Минэкологии Московской области на замечания по утилизации свалочного газа и по утилизации фильтрата. Слушания состоялись 12 декабря 2020.

 

С уважением

 

 


Приложение 1. Замечания к проекту рекультивации «Кучино». Общественные слушания состоялись 19 декабря 2019 года. Под замечания собрано 1800 подписей жителей районов рядом с полигоном.

 

Полигон ТБО «Кучино» является по сути заводом, который непрерывно производит и выбрасывает в воздух ядовитый свалочный газ и воду ядовитые водные стоки (фильтрат). Свалочный газ мы чувствуем при ветре с полигона на жилые кварталы, фильтрат течёт в грунтовые и подземные воды, попадает в речку Пехорку. Цель рекультивации «Кучино»: создание системы по сбору всего свалочного газа и фильтрата и обезвреживанию их без вреда для человека и природы.

 

ЗАМЕЧАНИЯ:

1. Заказчик не проинформировал общественность о начале процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на 1-м этапе: уведомление, предварительная оценка и составление ТЗ на проведение ОВОС. В соответствии с пп. 3.1.1, 4.2-4.4 Приказа №372. Информация должна быть опубликована в СМИ всех уровней (федеральная, региональная, местная). На данный момент в нарушение процедур Приказа №372 было информирование о проведении общественных слушаний (а это 2-й этап ОВОС).

 

2. Не были проведены предварительные консультации с целью определения участников процесса ОВОС (п. 3.1.1 Приказа №372).

 

3. Отсутствует предварительный вариант материалов ОВОС, предусмотренный Приказом №372. Вместо него предоставлен неполный комплект проектной документации.

 

4. Предоставленный комплект проектной документации неполный, не соответствует заявленному составу проектной документации, например, отсутствует важнейший раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

 

5. Представленные разделы проектной документации не соответствуют по содержанию Постановлению Правительства РФ №87-ПП, например, строительный генеральный план раздела 6 «Проект организации строительства» не содержит ни одного сведения в соответствии с указанным постановлением (не указаны сооружения и здания, точки подключения временных коммуникаций и т.д.).

 

6. Предложенные в проекте технологии утилизации свалочного газа и фильтрата не прошли полностью процедуры ОВОС и Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) - 9 декабря 2019 прошли общественные слушания, технологии согласно процедуре ОВОС находятся в стадии обсуждения; на общественных слушаниях граждане предложили отправить технологии на доработку ввиду грубых ошибок и недоработок в представленной документации. Поэтому, руководствуясь принципом презумпции экологической опасности, предлагаемые технологии не являются безопасными и оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

 

7. Согласно документации на полигон завозилось 0,31 млн. т/год мусора - документации (лист 21 тома 1747-РП-27.09.17-ИОС6.1 «Подраздел 6 Система газоснабжения Книга 1 «Система дегазации полигона (сбор и отведение биогаза»). Но в реальности завозилось 1,0-3,5 млн. т/ год. Чем больше мусора – тем больше выделяется газа и фильтрата. Следовательно, расчеты, приведённые в документации, ложны, поэтому и расчёт количества выделяемого свалочного газа и фильтрата проведен неверно, следовательно, выбор количества и мощности оборудования для их сбора и утилизации ошибочен.

 

8. Расчёты содержат грубые арифметические ошибки. Расчёт выделения свалочного газа начинается с листа 19, грубая математическая ошибка на листе 22 тома 1747-РП-27.09.17-ИОС6.1 «Подраздел 6 Система газоснабжения Книга 1Система дегазации полигона (сбор и отведение биогаза)». На листе 22 проектировщик указывает: 30556,83 тонн свалочного газа выбрасывается в год. Пересчитываем: 30556,83 делим на 365 дней, потом делим на 24 часа — получаем 3,488 тонны в час или 3488 килограмма в час. Свалочный газ имеет плотность 1,27 килограмма на кубометр. Делим 3488 килограмм на 1,27 кг/м3 — получаем 2746 кубометра в час. Проектировщики указали, что получили 5125,63 кубометра в час. В документации грубейшая математическая ошибка. В расчёте выделения свалочного газа нет затухания выделения газа по годам. Должна быть табличка вида (цифры условны) «2019 — 5123 кубов в час; 2020 — 5000 кубов в час. И далее на уменьшение». Это уже грубая инженерная и методологическая ошибка. Считаем это признаком манипуляции данными и того, что расчёты сделаны сотрудниками низкой квалификации и образования. Следовательно, на основании этих расчётов экологическая ситуация не сможет быть приведена к норме.

 

9. Свалочный газ сжигают на двух факелах. В составе отходящих с факела газов обнаружены диоксины в количестве TEQ 16,1 пг/м3, протокол №25-04/18-16 от 11 апреля 2018. Но в то же время не рассчитан годовой выброс диоксинов и как именно они рассеиваются на местности. Разработчик не указывает выбросы диоксинов, не будет вносить плату за негативное воздействие за выбросы диоксинов, которая предусмотрена законодательством РФ– это серьёзное нарушение. Факелы будут работать согласно проекту 22 года, разработчик не представил расчётов того, как именно диоксины будут накапливаться в почве – вероятно накопление диоксинов больше норм, установленных в РФ. Диоксины с пылью из почвы будут попадать к людям, вокруг «Кучино» расположены частные дома с землёй категории «для личного и подсобного хозяйства», на этой земле невозможно будет выращивать растения и животных для пищи – будет отравление диоксинами. Ситуацию усугубляет наличие в 1500 метрах от Кучино мусоросжигательного завода №4, который уже нанёс серьёзное диоксиновое загрязнение, он работает с 2004 года. В проектную документацию не включены обследования почвы вокруг «Кучино» на диоксины. С другой стороны на общественных слушаниях 9 декабря 2019 (ОВОС для Технологии обезвреживания свалочного газа) Разработчик сообщил, что брал анализы почвы на диоксины и обещал обнародовать эти данные. К слушаниям 19 декабря 2019 результаты анализов не преданы огласке. Есть основания считать, что в полученных анализах имеются превышения норм содержания диоксинов в почве.

 

9.1. На общественных слушаниях 19 декабря 2019 года инженер-эколог Арсений Темес занизил в 10000 раз выбросы диоксинов из факелов для сжигания свалочного газа. Депутат Мосгордумы и житель Некрасовки Евгений Ступин задал вопрос о выбросе из факелов диоксинов, их количестве и о том, как именно они рассеиваются вокруг полигона, какую угрозу для людей и природы представляют. Инженер-эколог отвечает: "диоксинов выбрасывается из факела десять в минус пятнадцатой степени грамма на кубометр, это величина на грани погрешности измерения аппаратуры. Никакого вреда от этого количества диоксинов быть не может. Выбрасывается около 1,5 петаграмм на кубометр". Именно так он обосновал отсутствие угрозы заражения диоксинами от факела для сжигания свалочного газа.

Однако в протоколе исследования отходящих газов из факела указано количество диоксинов TEQ 16, пг/м3 - 16,1 пикограмма на кубометр. Это десять в минус двенадцатой степени грамма на кубометр. То есть выбросы диоксинов в 10000(!!!) раз больше, чем утверждает инженер-эколог Арсений Темес.

Инженер-эколог говорит: "выбрасывается десять в минус пятнадцатой степени грамма на кубометр". В анализе: "выбрасывается десять в минус двенадцатой степени грамма на кубометр". Инженер-эколог занизил в 10000 раз выбросы диоксинов.

Либо инженер-эколог намеренно манипулировал общественным мнением присутствующих на общественных слушаниях и уверял участников в фактическом отсутствии выбросов диоксинов из факела;

Либо инженер-эколог непреднамеренно высказывал свою точку зрения, которая сформировалась ввиду недостаточной квалификации и опыта работы - он оказался не способен прочитать анализы и сопоставить единицы измерения. Имеется полная видеозапись общественных слушаний.

 

10. Лист 141 тома ОВОС (слушания по этой документации проходили 9 декабря 2019) на очистку фильтрата, глава «Экспериментальное обоснование эффективности установки» - всего 1 лист, без каких-либо ссылок на технические и научные отчёты об эффективности системы. Нет никаких доказательств того, что оборудование для очистки фильтрата действительно очищает фильтрат до состояния чистой воды. Нет анализов фильтрата с «Кучино» до входа в систему очистки и анализа воды после системы очистки. После очистки фильтрата будут получать концентрат фильтрата, вещество 3-его класса опасности.В РФ отсутствуют технологии по его обезвреживанию; при очистке фильтрата будут производить ядовитое вещество - концентрат, которое на настоящий момент времени не может быть утилизировано. Поэтому в документации предусмотрена система труб и «полей инфильтрации» для возврата концентрата в тело полигона «Кучино». Однако ещё в 2018 году Минэкологии МО обещало, что такого не будет, а сейчас нарушает свои обещания. Концентрат будут заливать до 30 лет, нет никаких доказательств, что от этого не пострадают грунтовые или подземные воды, из которых идёт забор воды для водопровода.

 

11. В проектной документации отсутствует прогноз просадки полигона из-за усадки бытовых отходов в теле полигона, отсутствует методика определения просадки полигона, не разработаны технические меры для защиты оборудования от разрушения от просадок. В 2019 году полигон уже просел на 3-10 метров в разных местах. При дальнейшей просадке полигона могут быть порваны трубо- и газопроводы, пострадать другое технологическое оборудование, которое придётся ремонтировать за счёт бюджета. Прогнозу просадки полигона в документации уделена одна страница, конкретных данных она не содержит (лист 24 тома 1747-РП-27.09.17-ИОС6.1 «Подраздел 6 Система газоснабжения Книга 1Система дегазации полигона («сбор и отведение биогаза»). В 2019 году отдельные участки полигона просели на 10 метров, на других цифры иные, в проектной документации приводятся данные о такой просадке и их величина. Необходим точный прогноз просадки тела полигона по годам и методика расчёта просадок свалочного грунта. Предлагаем первый год оставить эксплуатацию за ЭКОКОМом и разработать жесткую производственную программу контроля просадки полигона, содержащую план и исполнителей устранения последствий просадки полигона: нарушение целостности геоэкрана, разрыв трубо- и газопровода, разрушение очистных сооружений и прочее.

 

12. В расчёте фонового загрязнения воздуха не используются данные экомониторинга – станций Мосэкомониторинга «Кожухово» и «Новокосино», станций на Речной улице (800 метров на север от полигона) и в микрорайоне Павлино (километр на восток от полигона) в Железнодорожном. Данные по загрязнению воздуха должны быть доступны гражданам и использоваться при выборе технологий обезвреживания свалочного газа; если воздух в районе полигона и так сильно загрязнён от заводов (особенно МСЗ-4), то для обезвреживания свалочного газа должны применяться только самые «чистые» технологии. Данные со станций экомониторинга так же должны использоваться для контроля правильности хода работ по рекультивации, а после окончания работ – подтвердить или опровергнуть загрязнение воздуха полигоном «Кучино».

 

13. Не проведены исследования заражения почвы (состав, концентрация, расстояние от полигона) свалочным газом за границей полигона. Отметим, что вблизи полигона ТБО "Торбеево" были случаи взрывов метана в подвалах домов из-за проникновения свалочного газа в почву. Оборудование для сбора газа с прилегающих территорий проектом не предусмотрено. Не проведены исследования заражения газом водоносного слоя. Особое внимание стоит обратить на Водозаборный узел №2 (ВЗУ2), находящийся на Почтовой улице на расстоянии около километра на север от полигона, так как от жителей в водоканал поступают обращения о присутствии запаха газа и нефтепродуктов в питьевой и горячей воде.

 

14. В проектной документации отсутствуют решения по рекультивации свалки около полигона ТБО «Кучино» площадью 4-12 га со стороны деревни Фенино. Эта свалка является источником выброса свалочного газа в воздух и фильтрата в речку Пехорка. Свалка вплотную примыкает к р. Пехорке. В июне 2017 Президент РФ Путин В.В. поручил полностью устранить негативное воздействие полигона «Кучино». Именно так было сформулировано требование жителей, которые вышли на «Прямую линию с Президентом».

 

15. Отсутствует и проект рекультивации озера Глинка, мусорные берега которого летом горят. Озеро находится на север от полигона в 500 метрах.

 

16. План-график работ в проектной документации предполагает полное выполнение работ по рекультивации за 12 месяцев – лист 71 1747-РП-27.09.17-ПОС «Раздел 6. Проект организации строительства». Это расхождение с реальными сроками выполнения работ в государственном контракте на рекультивацию – начало работ 7 мая 2018, окончание работ 12 декабря 2019. Планирование строительных работ выполнено небрежно, не соответствует реальным срокам государственного контракта, а потому явилось причиной срыва сроков государственного контракта.

 


План-график работ в проектной документации


 

17. Предлагается первый год оставить эксплуатацию за ООО «ЭКОКОМ» и разработать жесткую производственную программу контроля просадки полигона, содержащую план и исполнителей устранения последствий просадки полигона: нарушение целостности геоэкрана, разрыв трубо- и газопровода, разрушение очистных сооружений и прочее. Так же ООО «Экоком» в первый год эксплуатации должен обеспечить и доказать работоспособность оборудования по сбору и обезвреживанию свалочного газа и фильтрата.

 

18. Проектом рекультивации предусмотрена установка блочных тепло-электростанций (БТЭС) для выработки электричества и тепла из свалочного газа. В документации отсутствует экономическое обоснование применения БТЭС: нет расчёта себестоимости электричества и тепла от этих БТЭС; нет расчёта общей стоимости эксплуатации на весь период выделения полигоном свалочного газа. Есть все основания считать, что применение БТЭС для утилизации свалочного газа является экономически нецелесообразным и дешевле использовать магистральное электричество.

 

19. В систему сбора и утилизации свалочного газа входят скруббер и угольный фильтр для очистки свалочного газа от вредных примесей, которые при сжигании в факеле попадают в атмосферу, вредят природе и человеку. Однако в РФ отсутствует хоть одна установка по сжиганию свалочного газа, в которой работают скруббер и угольный фильтр. На Кучино связка «скруббер и угольный фильтр не работает». Разработчики проекта не доказали экспериментально способность скруббера и угольного фильтра очищать свалочный газ. Не приводится результатов анализа свалочного газа до входа в скруббер и угольный фильтра, не приводится результатов анализов после выхода из них, а так же после сжигания очищенного свалочного газа в факеле и БТЭС.

20. Разработчик проекта не получил согласия от водоканала на приём очищенной воды из очистных сооружений для фильтрата. Получены только лишь Технические условия, чего не хватает для сброса очищенных вод в коллектор. Водоканал не имеет информации по точному составу очищенных вод и не может принять окончательного решения о допустимости приёма этих вод.

 

21. К настоящим замечаниям прилагаются замечания к технологиям и ОВОС для них по «Системе обезвреживания свалочного газа» (на 8 страницах) и по «Системе обезвреживания фильтрата» (на 9 страницах). Замечания были направлены по результатам общественных слушаний, которые прошли 9 декабря 2019 для этих технологий. Данные замечания так же являются неотъемлемой частью замечаний к проектной документации на рекультивацию Кучино, так как проектом предусмотрена установка данного оборудования.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (требуем):

1. Провести процедуру ОВОС и ГЭЭ в соответствии с действующим законодательством, т.е. с самого начала.

2. Откорректировать проектную документацию в соответствии с предоставленными замечаниями. Проектная документация в текущем виде содержит манипуляции данными, критические недоработки и проявление халатности со стороны Разработчика. Выполнение рекультивации по такой документации не может привести к нейтрализации негативного воздействия полигона «Кучино».

3. Необходимо привлечь учёных, например Российской академии наук, к корректировке документации и общественных представителей для обеспечения публичности и подотчётности обществу.

4. Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проекта провести в Росприроднадзоре, а не в Министерстве экологии Московской области, так как Минэкологии МО является заказчиком проекта и это конфликт интересов, когда Министерство одновременно заказывает проектные работы и проводит их экспертизу.

5.Правительству Московской области установить дополнительные станции экомониторинга, их места определить по согласованию с жителями районов и городов вокруг полигона Кучино. Как пример установить станцию в районе Центр-2 Железнодорожного.

 

Приложение 2. Ответ Минэкологии Московской области на замечания к проекту рекультивации, публичные слушания по которому состоялись 19 декабря 2020

 

 

 


 

 

 


Приложение 3. Замечания к системе сбора и утилизации свалочного газа. Общественные слушания состоялись 12 декабря 2019 года.

 

1. В документации в составе оборудования отсутствует угольный фильтр и скруббер, которые необходимы для очистки свалочного газа от вредных примесей перед сжиганием. Угольный фильтр и скруббер не входят в состав оборудования на странице 12 Книги 1 ОВОС:

 

Система сбора свалочного газа включает:
• газовые скважины (112 шт.);
• газосборные трубопроводы;
• конденсатоотводчики;
• газосборные станции (ГСС, 8 шт.);
• газотранспортные трубопроводы;
• сборники конденсата;
Система обезвреживания свалочного газа включает:
• газокомпрессорные станции (ГКС; 2 шт.);
• высокотемпературные факельные установки (ВФУ, 2 шт.).

 

В реальности на полигоне Кучино угольный фильтр врезан в систему, а скруббер готовится к установке. То есть мы имеем ситуацию, когда документация, вынесенная на государственную экологическую экспертизу и на ОВОС, не содержит оборудования, которое в реальности уже установлено на полигоне. Полное несоответствие. Уже это является причиной для вынесения отрицательного заключения.

 

2.  Поскольку в документации отсутствует скруббер, который должен очищать свалочный газ от сероводорода, то мы должны в документации наблюдать, что факелы выбрасывают огромное количество диоксида серы, а именно: есть анализ свалочного газа с полигона Кучино, в котором содержится в среднем 2,16 грамма сероводорода на 1 м3 свалочного газа, протокол 0048/ПР от 19 февраля 2018, ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО». При сжигании 2,16 грамм сероводорода образуется 4,32 грамма диоксида серы. Это означает, что два факела, суммарной мощностью сжигания 5000 м3/ч будут выбрасывать в год 189,21 тонны диоксида серы. В документации же диоксида серы выбрасывается значительно меньше - 7,3 тонны (стр. 199 ОВОС, раздел 8 «Перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсаторных выплат»). Мы имеем ситуацию, когда в документации содержатся явные манипуляции цифрами и данными. Более того, заниженный выброс диоксида серы приводится в том разделе, где идет расчет платы за выбросы и негативное влияние на окружающую среду. То есть ЭКОКОМ путем манипуляций с данными пытается очень сильно занизить плату за негативное воздействие, а именно в 26 раза только по диоксиду серы.

 

 

 

 

3.  Из-за значительно заниженных данных о выбросах диоксида серы (расчёт 189,21 тонны в год, документация – 7,3 тонны, см. предыдущий пункт) расчёты рассеяния выбросов для факелов в атмосферный воздух и санитарно-защитной зоны, представленные в документации по ОВОС ложны, что является основанием для отказа в положительном заключении. Расчёты рассеяния вредных веществ от факелов представлены в Книге 3 ОВОС, Приложения 23 и 24. Если на лицо фальсификация данных по диоксиду серы, то, вероятно, данные по другим веществам и расчеты не являются достоверными.

 

Поля рассеивания диоксида серы из факела без учёта фонового загрязнения Данные ОВОС, Экоком рассчитал для годового выброса в 7,3 тонны в год. В реальности поля надо строить для выброса от 189,21 тонны в год.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.