Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НОТНАЯ ЗАПИСЬ. Для записи музыкальных произведений существует специальная система знаков, которая называется нотным письмом, или нотной грамотой. Она складывалась на протяжении столетий и далеко не сразу стала такой, какой мы её знаем сейчас.



НОТНАЯ ЗАПИСЬ

Для записи музыкальных произведений существует специальная система знаков, которая называется нотным письмом, или нотной грамотой. Она складывалась на протяжении столетий и далеко не сразу стала такой, какой мы её знаем сейчас.

В эпоху Древнего мира музыку записывали с помощью тех же знаков, что и слова. Такой способ не позволял показать точную высоту звуков. Не решили эту проблему и музыкальные знаки, появившиеся в Средние века, — западноевропейские невмы и древнерусские знамёна. Выход из положения был найден только после изобретения нотного стана, или нотоносца, — набора горизонтальных параллельных линий. В наши дни таких линий пять.

Знаки, обозначающие звуки, — ноты (от лат. nota — «письменный знак») — располагают и на линиях, и между ними. Ноты имеют вид маленьких овалов, по виду которых определяют длительность звука, а по распо- 603 Приложение ложению на нотном стане — его высоту. Незаштрихованный овал обозначает самый длинный по протяжённости звук Овал с приставленной вертикальной линией — штилем — указывает на то, что данный звук в два раза короче, чем самый длинный. Для обозначения ещё более коротких длительностей — четвертей, восьмых , шестнадцатых и т. д. — используется определённое число дополнительных «хвостиков», называемых флажками, или поперечных черт, соединяющих штили, — вязок.

Опыт показал, что для обозначения высоты пяти линий недостаточно. На них умещаются только звуки средней высоты (например, расположенные в центре фортепианной клавиатуры). А как быть с более высокими или более низкими? В этом случае используют систему добавочных линий. В зависимости от высоты звука нота, его обозначающая, рисуется или над, или под нотным станом. Однако, если звуки очень высокие или очень низкие, можно легко запутаться в количестве добавочных линий.

Во избежание этого была изобретена система музыкальных ключей — условных знаков, которые ставятся в начале нотного стана и обозначают регистр (высоту звучания) записанной музыки. Одна и та же нота в разных ключах звучит по-разному. Музыкальные ключи избавляют композитора от вычерчивания многочисленных добавочных линий, а значит, облегчают чтение нотного текста. Основные музыкальные ключи — скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ ($), или ключ соль, называется так потому, что его завиток охватывает вторую линию нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота соль первой октавы. Басовый ключ , или ключ фа, носит такое название потому, что между двумя его точками находится четвёртая линия нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота фа малой октавы. Если открыть ноты любого произведения для фортепиано, то можно увидеть, что партия правой руки (средний и высокий регистры) пишется в скрипичном ключе, а партия левой (низкий регистр) — в басовом. Два других ключа — альтовый и теноровый — применяются реже. Всего в нотной грамоте семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Каждая из них может повышаться или понижаться на полтона в процессе развития музыкального произведения. Это явление называется альтерацией (от ср.-век. лат. alteratio — «изменение»), и для её обозначения предусмотрены специальные знаки. На повышение указывает диез , на понижение — бемоль . Они пишутся слева от ноты и упоминаются в её названии: так, нота до с постав-ленным перед ней диезом будет называться «до диез». Если же нужно вернуть ноту после альтерации в первоначальное положение, используется знак отмены — бекар . Знаки альтерации иногда пишутся и в начале нотной строчки, сразу после ключа, на тех же линейках, что и соответствующие им ноты. Они указывают на то, что в произведении некоторые конкретные звуки всегда будут повышены или понижены.

Благодаря существованию постоянных знаков при ключе можно не ставить их перед соответствующими нотами. В западноевропейских изданиях ноты и тональности обозначают буквами латинского алфавита: до — с, ре — d ми — е, фа — f, соль — g, ля — а, си бемоль — b, си бекар — мажор — dur, минор — moll. Буквами можно обозначить и знаки альтерации: диез — is, бемоль — es. При ключе также пишут число в виде обыкновенной дроби, например 2/4, 3/4, 3/8 и т. д. Это размер произведения, т. е. число ритмических единиц, которые умещаются в один музыкальный слог — такт. Числитель дроби указывает на количество единиц, а знаменатель — на длительность главной единицы: четверть (4), восьмую (8) и т. д.

Один и тот же размер может сохраняться на протяжении всего произведения, а язык музыки может и меняться. В таком случае новый размер указывается в начале такта, а при возвращении к старому также появляется его обозначение. Открыв нотный текст, нельзя не заметить, что в нём немало слов, написанных латинскими буквами. Они стоят в самом начале произведения над нотной строчкой, нередко появляются в других частях под той или иной музыкальной фразой. Это итальянские слова, обозначающие темп, громкость звука и т. д. Поскольку Италия всегда играла важнейшую роль в развитии музыкального искусства, итальянский уже к XVIII в. стал международным языком музыкантов, и целый ряд слов превратился в термины, понятные профессионалу без перевода.

В русских нотных изданиях некоторые наиболее известные термины даже пишутся кириллицей, например «адажио» («медленно») или «аллегро» («скоро»). Итальянские слова, указывающие на степень громкости, пишутся сокращённо, и эти сокращения уже давно воспринимаются музыкантами как знаки-символы, подобные нотам. Так, от слова forte («громко») в нотах осталась только буква f от piano («тихо») — р. Для обозначения постепенного усиления или уменьшения звучания используют обозначения cresc. и dim. — начальные буквы слов crescendo («усиливая») и diminuendo («затихая»). Композиторы, жившие до середины XVIII в., избегали указывать оттенки и даже темп, целиком полагаясь на художественный вкус исполнителя.

Начиная же со второй половины XVIII в. число словесных указаний росло, и сейчас принято уточнять все детали. И, тем не менее, каждый исполнитель понимает содержание нотного текста по-своему, поэтому одни и те же знаки музыканты воплощают в звуках своих инструментов по-разному. Ноты, знаки, итальянские термины — лишь символы, скрывающие в себе и настроение, и оттенки звучания. Разучивая нотный текст, музыкант пытается осмыслить, а главное — почувствовать произведение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.