|
|||
Глава третьяГлава третья
За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классах за ново побелили, и были они такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Всё было как новенькое. Приятно всё-таки заниматься в таком классе! И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей. И вот на следующий день, когда я пришёл в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углём морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клёш развевались по ветру, на голове — бескозырка, во рту — трубка, и дым из неё кольцами поднимался кверху, как из пароходной трубы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было без смеха смотреть. — Это Игорь Грачев нарисовал, — сообщил мне Вася Ерохин. — Только, чур, не выдавать! — Зачем же мне выдавать? — говорю я. Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеивались и отпускали разные шуточки: — Морячок с нами будет учиться! Вот здорово! Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин. — Видел морячка? — говорю я и показываю на стену. Он взглянул на него. — Это Игорь Грачев нарисовал, — сказал я. — Только не выдавать. — Ну ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал? — Конечно, сделал, — ответил я. — Что же я, с несделанными уроками буду в класс приходить? — А я, понимаешь, не сделал. Не успел, понимаешь. Дай списать. — Когда же ты будешь списывать? — говорю я. — Скоро урок начнётся. — Ничего. Я во время урока спишу. Я дал ему тетрадку по русскому языку, и он начал списывать. — Послушай, — говорит. — А зачем ты в слове «светлячок» приставку одной чертой подчеркнул? Корень одной чертой надо подчёркивать. — Много ты понимаешь! — говорю я. — Это и есть корень! — Что ты! «Свет» — корень? Разве корень бывает впереди слова? Где тогда, по-твоему, приставка? — А приставки нет в этом слове. — Разве так бывает, чтобы приставки не было? — Конечно, бывает. — То-то я ломал вчера голову: приставка есть, корень есть, а окончания не получается. — Эх, ты! — говорю я. — Мы ведь это ещё в третьем классе проходили. — Да я уж не помню. Значит, у тебя тут все правильно? Я так и спишу. Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвонил звонок и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у неё сделалось строгое. — Это что ещё за художества? — спросила она и обвела весь класс взглядом. — Кто это нарисовал на стене? Все ребята молчали. — Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказала Ольга Николаевна. Все сидели молча. Никто не вставал и не признавался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились. — Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что будет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим ведь неприятно в грязи сидеть. Или, может быть, вам приятно? — Нет, нет! — раздалось несколько нерешительных голосов. — Кто же это сделал? Все молчали. — Глеб Скамейкин, ты староста класса и должен знать, кто это сделал. — Я не знаю, Ольга Николаевна. Когда я пришёл, морячок уже был на стене. — Удивительно! — сказала Ольга Николаевна. — Кто-нибудь да нарисовал же его. Вчера стена была чистая, я последней уходила из класса. Кто сегодня пришёл в класс первым? Никто из ребят не признавался. Каждый говорил, что он пришёл, когда в классе было уже много ребят. Пока шёл разговор об этом, Шишкин старательно списывал упражнение в свою тетрадь. Кончил он тем, что посадил в моей тетради кляксу и отдал тетрадь мне. — Что же это такое? — говорю я. — Брал тетрадь без кляксы, а отдаёшь с кляксой! — Я ведь не нарочно посадил кляксу. — Какое мне дело, нарочно или не нарочно! Зачем мне в тетради клякса? — Как же я отдам тебе тетрадь без кляксы, когда уже есть клякса? В другой раз будет без кляксы. — В какой, — говорю, — другой раз? — Ну, в другой раз, когда буду списывать. — Так ты что, — говорю, — каждый раз у меня собираешься списывать? — Зачем каждый раз? Иногда только. На этом разговор кончился, потому что как раз в это время Ольга Николаевна вызвала Шишкина к доске и велела решать задачу про маляров, которые красили в школе стены, и нужно было узнать, сколько школа израсходовала денег на окраску всех классов и коридоров. «Ну, — думаю, — пропал бедный Шишкин! На доске задачу решать — это тебе не с чужой тетрадки списывать!» К моему удивлению, Шишкин очень хорошо справился с задачей. Правда, решал он её долго, до конца урока, потому что задача была длинная и довольно трудная. Мы все, конечно, догадались, что Ольга Николаевна нарочно задала нам такую задачу, и чувствовали, что на этом дело не кончится. На последнем уроке к нам в класс пришёл директор школы Игорь Александрович. С виду Игорь Александрович совсем не сердитый. Лицо у него всегда спокойное, голос тихий и даже какой-то добрый, но я лично всегда побаиваюсь Игоря Александровича, потому что он очень большой. Ростом он с моего папу, только ещё повыше, пиджак у него широкий, просторный, застёгивается на три пуговицы, а на носу очки. Я думал, что Игорь Александрович раскричится па нас, но он спокойно рассказал нам, сколько государство тратит денег на обучение каждого ученика и как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество и самоё школу. Он сказал, что тот, кто портит школьное имущество и стены, наносит ущерб народу, потому что все средства на школы даёт народ. Под конец Игорь Александрович сказал: — Тот, кто нарисовал на стенке, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный и сделал это не подумавши. На меня очень подействовало все, что сказал Игорь Александрович, и я думал, что Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это сделал он, но Игорю, видно, вовсе не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поступком, а потом наберётся смелости и придёт к нему в кабинет. После уроков председатель совета нашего пионеротряда Толя Дёжкин подошёл к Грачеву и сказал: — Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло! Игорь развёл руками: — Да я что? Я разве хотел? — Зачем же нарисовал? — Сам не знаю. Взял и нарисовал не подумавши. — «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всём классе. — Почему на всём классе? — Потому что на каждого могут подумать. — А может, это кто-нибудь из другого класса к нам забежал и нарисовал. — Смотри, чтоб этого больше не было, — сказал Толя. — Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только — хотел попробовать, — оправдывался Игорь. Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок всё-таки был виден, а вокруг него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене. После школы мы снова пошли играть в футбол и играли опять до темноты, а когда пошли домой, Шишкин затащил меня к себе. Оказалось, что он живёт на той же улице, что и я, в небольшом деревянном двухэтажном домике, совсем недалеко от нас. На нашей улице псе дома большие, четырехэтажные и пятиэтажные, как наш. Я давно уже думал: что это за люди, которые живут в таком маленьком деревянном доме? А вот теперь, оказывается, здесь жил как раз Шишкин. Мне не хотелось идти к нему, потому что уже было поздно, по он сказал: — Понимаешь, меня дома станут ругать за то, что я так долго играл, а если ты придёшь, меня не так будут ругать. — Меня ведь тоже будут ругать, — говорю я. — Ничего. Если хочешь, зайдём сначала ко мне, а потом вместе зайдём к тебе, вот и тебя не будут ругать и меня тоже. — Ну хорошо, — согласился я. Мы вошли в парадное, поднялись по скрипучей деревянной лестнице с щербатыми перилами, и Шишкин постучал в дверь, обитую чёрной клеёнкой, из-под которой в некоторых местах виднелись клочья рыжего войлока. — Что же это такое, Костя! Где ты пропадаешь так поздно? — спросила его мать, открывая нам дверь. — Вот познакомься, мама, это мой школьный товарищ, Малеев. Мы с ним за одной партой сидим. — Ну заходите, заходите, — сказала мать уже не таким строгим голосом. Мы вошли в коридор. — Батюшки! Где же вы извозились так? Вы только на себя посмотрите! Я посмотрел на Шишкина. Лицо у него было все красное. По щекам и по лбу шли какие-то грязные разводы. Кончик носа был чёрный. Наверно, и я был не лучше, потому что мне попало мячом в лицо. Шишкин толкнул меня локтем: — Пойдём умоемся, а то тебе достанется, если ты в таком виде домой явишься. Мы вошли в комнату, и он познакомил меня со своей тётей: — Тётя Зина, вот это мой школьный товарищ, Малеев. Мы в одном классе учимся. Тётя Зина была совсем молодая, и я сначала даже принял её за старшую сестру Шишкина, но она оказалась не сестра вовсе, а тётя. Она смотрела на меня с усмешкой. Наверно, я очень смешной был, потому что грязный. Шишкин толкнул меня в бок. Мы пошли к умывальнику и принялись умываться. — Ты зверей любишь? — спрашивал меня Шишкин, пока я намыливал лицо мылом. — Смотря каких, — говорю я. — Если таких, как тигры или крокодилы, то не люблю. Они кусаются. — Да я не про таких зверей спрашиваю. Мышей любишь? — Мышей, — говорю, — тоже не люблю. Они портят вещи: грызут все, что ни попадётся. — И ничего они не грызут. Что ты выдумываешь? — Как — не грызут? Один раз они у меня даже книжку на полке изгрызли. — Так ты, наверно, не кормил их? — Вот ещё! Стану я мышей кормить! — А как же! Я каждый день их кормлю. Даже дом им выстроил. — С ума, — говорю, — сошёл! Кто же мышам дома строит? — Надо же им где-нибудь жить. Вот пойдём посмотрим мышиный дом. Мы кончили умываться и пошли на кухню. Там под столом стоял домик, склеенный из пустых спичечных коробков, со множеством окон и дверей. Какие-то маленькие белые зверушки то и дело вылезали из окон и дверей, ловко карабкались по стенам и снова залезали обратно в домик. На крыше домика была труба, а из трубы выглядывала точно такая же белая зверушка. Я удивился. — Что это за зверушки? — спрашиваю. — Ну, мыши. — Так мыши ведь серые, а эти какие-то белые. — Ну, это и есть белые мыши. Что ты, никогда белых мышей не видел? Шишкин поймал мышонка и дал мне подержать. Мышонок был белый-пребелый, как молоко, только хвост у него был длинный и розовый, как будто облезлый. Он спокойно сидел у меня на ладони и шевелил своим розовым носиком, как будто нюхал, чем пахнет воздух, а глаза у него были красные, точно коралловые бусинки. — У нас в доме белые мыши не водятся, у нас только серые, — сказал я. — Да они ведь в домах не водятся, — засмеялся Шишкин. — Их покупать надо. Я купил в зоомагазине четыре штуки, а теперь видишь, сколько их расплодилось. Хочешь, подарю тебе парочку? — А чем их кормить? — Да они всё едят. Крупой можно, хлебом, молоком. — Ну ладно, — согласился я. Шишкин разыскал где-то картонную коробочку, посадил в неё двух мышей и сунул коробку в карман. — Я их сам понесу, а то ты, по неопытности, раздавишь, — сказал он. Мы стали натягивать куртки, чтоб идти ко мне. — Куда это ты снова собираешься? — спросила Костю мама. — Я сейчас вернусь, только на минутку зайду к Вите, я обещал ему. Мы вышли на улицу и через минуту уже были у меня. Мама увидела, что я не один пришёл, и не стала бранить меня за то, что я поздно вернулся. — Это мой школьный товарищ, Костя, — сказал я ей. — Ты новичок, Костя? — спросила мама. — Да, я только в этом году поступил. — А до этого где учился? — В Нальчике. Мы жили там, а потом тётя Зина окончила десятилетку и захотела поступить в театральное училище, тогда мы переехали сюда, потому что в Нальчике театрального училища нет. — А где тебе больше нравится: здесь или в Нальчике? — В Нальчике лучше, а здесь тоже хорошо. И ещё мы жили в Краснозаводске, там тоже было хорошо. — Значит, у тебя хороший характер, раз тебе везде хорошо. — Нет, у меня плохой характер. Мама говорит, что я слабохарактерный и ничего не добьюсь в жизни. — Почему же мама так говорит? — Потому что я никогда вовремя уроков не делаю. — Значит, ты такой, как наш Витя. Он тоже не любит делать вовремя уроки. Вам надо взяться вместе и переделать свой характер. В это время пришла Лика, и я сказал: — А это вот, познакомься, моя сестра Лика. — Здравствуйте! — сказал Шишкин. — Здравствуйте! — ответила Лика и стала разглядывать его, будто он был не простой мальчишка, а какая-нибудь картина на выставке. — А у меня сестры нет, — сказал Шишкин. — И брата у меня нет. Никого у меня нет, я совсем одинокий. — А вы хотели бы, чтоб у вас была сестра или брат? — спросила Лика. — Хотел бы. Я делал бы для них игрушки, дарил бы им зверей, заботился бы о них. Мама говорит, что я беззаботный. А почему я беззаботный? Потому что мне не о ком заботиться. — А вы о маме заботьтесь. — Как же о ней заботиться? Она как уедет на работу, так её ждёшь, ждёшь — вечером придёт, а потом вдруг и вечером уедет. — А кем ваша мама работает? — Моя мама шофёр, на автомобиле ездит. — Ну, вы о себе заботьтесь, вашей маме было бы легче. — Это я знаю, — ответил Шишкин. — А вы свою куртку нашли? — спросила Лика. — Какую куртку? Ах, да! Нашёл, конечно, нашёл. Она так и лежала на футбольном поле, где я оставил. — Вы так когда-нибудь простудитесь, — сказала Лика. — Нет, что вы! — Конечно, простудитесь. Забудете зимой где-нибудь шапку или пальто. — Нет, пальто я не забуду… Вы мышей любите? — Мышей… м-м-м, — замялась Лика. — Хотите, подарю вам парочку? — Нет, что вы! — Они очень хорошие, — сказал Шишкин и вынул из кармана коробку с белыми мышами. — Ой, какие хорошенькие! — завизжала Лика. — Что ж ты ей моих мышей даришь? — испугался я. — Сначала подарил мне, а теперь ей! — Да я ей только показываю этих, а подарю других, у меня ведь ещё есть, — сказал Шишкин. — Или, если хочешь, подарю ей этих, а тебе других подарю. — Нет, нет, — сказала Лика, — пусть эти Витины будут. — Ну хорошо, я вам завтра других принесу, а этих вы только посмотрите. Лика протянула руки к мышам: — А они не кусаются? — Что вы! Совсем ручные. Когда Шишкин ушёл, мы с Ликой взяли коробку из-под печенья, прорезали в ней окна и дверцы и посадили в неё мышей. Мышки выглядывали из окон, и на них было очень интересно смотреть.
* * *
За уроки я опять принялся поздно. По своему обыкновению, я сделал сначала то, что было полегче, а после всего принялся делать задачу по арифметике. Задача опять оказалась трудная. Поэтому я закрыл задачник, сложил все книжки в сумку и решил на другой день списать задачу у кого-нибудь из товарищей. Если бы я стал решать задачу сам, то мама увидела бы, что я до сих пор не сделал уроки, и стала бы упрекать меня, что я откладываю уроки на ночь, папа взялся бы объяснять мне задачу, а зачем мне отрывать его от работы! Пусть лучше чертит чертежи для своего шлифовального прибора или обдумывает, как лучше сделать какую-нибудь модель. Для него ведь все это очень важно. Пока я делал уроки, Лика положила в мышиный домик ваты, чтобы мышки могли устроить себе гнёздышко, насыпала им крупы, накрошила хлеба и поставила маленькое блюдечко с молоком. Если заглянуть в окошечко, можно видеть, как мышки сидят в домике и жуют крупу. Иногда какая-нибудь мышка садилась па задние лапки, а передними начинала умываться. Вот умора! Она так быстро тёрла лапками свою рожицу. что нельзя было без смеха смотреть. Лика всё время сидела перед домиком, заглядывала в окно и смеялась. — Какой у тебя хороший товарищ, Витя! — сказала она, когда я подошёл посмотреть. — Это Костя-то? — говорю я. — Ну да. — Чем же он такой хороший? — Вежливый. Так хорошо разговаривает. Даже со мной поговорил. — Отчего же ему не поговорить с тобой? — Ну, я ведь девчонка. — Что ж, если девчонка, так и разговаривать с ней нельзя? — А другие ребята не разговаривают. Гордятся, наверно. Ты с ним дружи. Я хотел ей сказать, что Шишкин не такой уж хороший, что он уроки списывает и мне в тетради даже посадил кляксу, но я почему-то сказал: — Будто я сам не знаю, что он хороший! У нас в классе все ребята хорошие.
|
|||
|