![]()
|
|||
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:«Фармация» УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и неорганическая химия РАЗДЕЛ 1: Теоретические основы химии Форма обучения: очная
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ТЕМА: « Свойства соединений элементов IV-I групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Соединения углерода,кремния,бора,алюминия,калия,натрия, кальция,магния»»
Стандарт 2009 год
2012-13 уч. год С.5 -1- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060301«Фармация» ПРЕДМЕТ: «Общая и неорганическая химия» РАЗДЕЛ 1: Теоретические основы химии Форма обучения: очная Методические рекомендации по самоподготовке к семинарскому занятию №5. ТЕМА: 2.1.4., 2.1.5.,2.2.1., 2.2.2: «Свойства соединений элементов IV-I групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Соединения углерода, кремния, бора, алюминия, калия, натрия, кальция, магния». Мотивация занятия: Неорганические и органические соединения изучаемых элементов широко применяют в медицинской практике, это хлорид калия и натрия, иодид калия и натрия, калия ацетат, кальция хлорид, кальция глюконат, кальция лактат, кислота борная и бура. Данные лек. средства применяются как самостоятельно, так и для изготовления сложных лек. форм. В связи с чем необходимо знать хим. свойства данных соединений и способы их идентификации (т.е. качественные реакции, которыми можно обнаружить катион калия, кальция, натрия, магния). Поэтому, знания, приобретенные в процессе изучения данной темы, помогут в освоении смежных химических дисциплин (органической, аналитической и модуля ПМ 02 : «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»). Цель самоподготовки: После изучения тем студенты должны ответить на все предложенные преподавателем вопросы и применить полученные знания при решении ситуационных задач. Продолжительность занятия: 90 минут. Место проведения: кабинет химии. К занятию студенты должны ЗНАТЬ: 1.Общая характеристика элементов I- IV групп главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева. 2.Углерод, кремний, бор, алюминий, калий, натрий, магний, кальций. Характеристика элементов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, аллотропия углерода, адсорбция, распространение в природе, получение, свойства.
С.5 -2-
3.Оксиды углерода, их получение, свойства. 4.Угольная кислота и ее соли. 5.Сравнительная характеристика карбонатов и гидрокарбонатов. 6.Кремний. Распространение в природе. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты. 7.Соединения бора. Оксид бора, борные кислоты и их соли. 8.Соединения алюминия. Амфотерный характер оксида алюминия и гидроксида алюминия. 9.Свойства соединений магния и кальция. Оксиды, гидроксиды, сульфаты, карбонаты. 10.Качественные реакции на катионы калия, натрия, кальция, магния, на карбонат -, гидрокарбонат -, борат -, тетраборат-анионы. Вопросы для самоконтроля: 1.Какие валентности и степени окисления проявляют углерод, кремний,
бор, алюминий, калий, натрий, магний, кальций в соединениях?
2. Какие оксиды образуют эти элементы?
3.Какие гидроксиды им соответствуют?
4.Какие соли образует угольная кислота? Приведите примеры кислых и
среднихсолей угольной кислоты. Какова растворимость гидрокарбонатов и
карбонатов в воде?
5.Как разлагаются карбонаты и гидрокарбонаты при нагревании?
6.Карбонаты, каких металлов не подвергаются термическому разложению?
7. Какие реакции являются качественными реакциями на карбонат - и
гидрокарбонат-ионы?
8.Как называются соли метакремниевой кислоты?
9.Назовите качественную реакцию на борат-ион. 10. Какую реакцию среды имеет раствор тетрабората натрия? 11. Как практически определить PH предложенного раствора? 12.Укажите эффект качественной реакции на борат-ион.
13.Какими свойствами обладают оксид и гидроксид алюминия?
14.Качественные реакции на катионы калия и натрия.
15.Каково медико-биологическое значение щелочных и щелочноземельных металлов, углерода, кремния, бора, алюминия?
С.5 -3-
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ (выполнить в тетрадях для самоподготовки): 1.Напишите в ионном и молекулярном виде реакции гидролиза тетрабората натрия, карбоната калия, сульфида алюминия. 2. Осуществите схему превращений: C → CO→ CO2→CaCO3 → CO2→Na2CO3 Укажите названия всех соединений. 3.Напишите качественные реакции на катионы: калия(K+), магния(Mg2+), кальция(Ca2+) карбонат -,гидрокарбонат -,борат-анионы в ионном и молекулярном виде. 4.Напишите электронную формулу и схему размещения электронов атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях Студенты на занятии ДОЛЖНЫ: 1. Ответить на вопросы фронтального, индивидуального опросов. 2. Написать химический диктант. 3. Решить ситуационные задачи
После выполнения на занятии всех предложенных преподавателем заданий студенты должны уметь: 1. Составлять формулы комплексных соединений и давать им названия; 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3.) 3.Доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных. Список литературы, необходимый в процессе самоподготовки к данному занятию. 1. Пустовалова Л.М.,Никанорова И.Е. Неорганическая химия. Ростов-на-Дону. Феникс.2005год, стр. 262-318 . 2.Конспекты лекций по указанным выше темам (№№ 18-19) 3. Материал – лабораторно - практических занятий № 18-19
|
|||
|