Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ»

 

 

ДОНЕЦК

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Общие положения ……………………………………………………………. 4

2 Перечень тем индивидуальных заданий ……………………………………. 5

3 Содержание и оформление индивидуальных заданий……………….…… 6

Рекомендованная литература ………………………………………………… 8

Приложение………………………………………………………………… ….. 9

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей природой. Экология изучает взаимодействие хозяйственной деятельности человека, в частности промышленности, транспорта, энергетики, с окружающей природной средой, и разрабатывает теоретические основы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Экологические проблемы неразрывно связаны с технологическими процессами, оборудованием, организацией производства. Решение этих проблем имеет особенно большое значение в коксохимическом, металлургическом, горнодобывающем производствах,  которые характеризуются выбросами вредных веществ в воздушный и водный бассейны, а также загрязнением литосферы.

Задача дисциплины - передать студентам знания о закономерностях взаимодействия общества и природы, основные природоохранные проблемы, которые возникают в условиях современного промышленного производства, влияние измененной природной среды на человека, способы защиты, восстановления и рационального использования природных ресурсов, управление качеством окружающего среды на базе современных достижений науки, техники и технологии.

 

 


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            

Для лучшего понимания и анализа изучаемого материала, возможности оперировать им продолжительное время, четкости и системности в работе, повышения эффективности умственного труда большое значение имеет формирование у студентов умения правильно подбирать, изучать и реферировать дополнительный материал.

Индивидуальные задания являются одной из форм организации обучения в высшей школе, которая имеет целью углубление, обобщение и закрепление знаний, которые студенты получают в процессе обучения, а также применение этих знаний на практике.

Основанием для разработки методических рекомендаций к выполнению индивидуальных заданий по учебной дисциплине является учебный план соответствующего направления подготовки и рабочая программа соответствующей учебной дисциплины. 

Индивидуальное домашнее задание выполняется студентом самостоятельно и представляет собой аналитический обзор литературных источников по одной из тем экологической направленности, предложенных преподавателем согласно перечню тем, который представлен в методических указаниях.

Целью выполнения индивидуального задачи по курсу является повышения уровня теоретических знаний и практических умений студентов в области экологии и охраны природы с учетом современных требований.

Для достижения этой цели надо решить следующие задачи:

-   углубленное изучение студентом одной из проблем экологии;

-   ознакомление с современной литературой, а в некоторых случаях и с документами по избранной теме;

-   приобретение навыков критического анализа собственных обобщений и используемых материалов;

-   развитие способностей самостоятельного осмысления и логического высказывания сути проблемы.

Вследствие выполнения индивидуальной работы студенты должны уметь: 

- в условиях производственной или бытовой деятельности, используя профессиональную нормативную, методическую, научную информацию по соответствующим методикам экологического анализа определить и классифицировать цель мер (или инноваций); на основе анализа результатов собственных наблюдений за окружающей средой, используя типичные признаки возникновения опасностей, идентифицировать источника и типы опасностей, вредные и опасные факторы;

- по результатам анализа информации, которая характеризует экологическую ситуацию, на основании сведений относительно структуры объекта деятельности и его назначения, функций и т.п., используя признаки системы классифицировать проблему и систему; с учетом особенностей определенной системы, используя общепринятые схемы взаимодействия и взаимосвязей всех компонентов в природной, социальной и технологической сферах определять стратегию и тактику деятельности, которая бы обеспечивала стабильное развитие жизни на Земле.

 

2 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

    Индивидуальное задание включает написание реферата на одну из приведенных ниже тем:

 

1. Экология в современном мире и обществе.

2. Атмосфера как составная часть природной среды (экологический аспект).

3. Гидросфера как составная часть природной среды (экологический аспект).

4. Литосфера как составная часть природной среды (экологический аспект).

5. Основные положения учения Вернадского о биосфере.

6. Структура, характеристика и функциональные особенности биосферы.

7. Экосистема и биогеоценоз: структура и связи.

8. Природные ресурсы Земли и тенденции их потребления.

9. Влияние тепловых, атомных и гидроэлектростанций на окружающую среду.

10. Альтернативные источники энергии.

11. Антропогенные экологические катастрофы.

12. Антропогенное загрязнение биосферы (источники, виды, масштабы загрязнений).

13. Влияние транспорта на окружающую среду.

14. Климат и человек.

15. Кислотные дожди, причины возникновения и пути предотвращения.

16. Экологические аспекты охраны и использования водных ресурсов.

17. Экологические аспекты использования земельных ресурсов.

18. Экологические аспекты обращения с отходами.

19. Международное сотрудничество в области экологии.

20. Экология и политика.

21. Экология и культура.

22. Общественное экологическое движение.

23. Экологизация общественного сознания.

24. Экология и наука.

25. Экология и здоровье человека.

26. Экология и технология.

27. Природные условия Донецкой области.

28. Экологическая ситуация в Донецкой области.

29. Природоохранная деятельность в Донецкой области.

30. Красная книга.

31. Природоохранные зоны Донецкой области.

32. Состояние лесов и пути их сохранения.

33. Роль зеленых насаждений в городе.

34. Охрана растительного и животного мира.

35. Концепция устойчивого развития человечества.

 


3 СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Индивидуальное задание должно состоять из следующих составных элементов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, выводы, перечень ссылок, приложения.

Выполнение индивидуальной работы студентом включает этапы ознакомления с задачей; подбор материала, необходимого для выполнения работы, с помощью специальной научно-технической, справочной литературы, патентных материалов, действующих стандартов, периодической печати и др.; предварительной оценки конечной цели работы; обобщения результатов выполненной работы путем ее анализа и формулирования выводов; оформления и защиты индивидуального задания.

Во введении необходимо предоставить четкое краткое обоснование выбора темы реферата, раскрыть ее актуальность, сжато осветить историю развития вопроса и его значение.

Основная часть должна состоять из трех- четырех разделов. Изложение материала основной части не должно подаваться как конгломерат отрывистых сведений. Факты, идеи, результаты исследований, обобщения нужно приводить в точной логической последовательности.

В выводах нужно подвести итоги сделанного индивидуального задания. Они должны быть четкими и лаконичными.

При оформлении индивидуальной работы надо придерживаться определенных требований. Титульная страница выполняется согласно форме, которая приведена в приложении А.

Содержание располагается непосредственно на второй странице. Слово "СОДЕРЖАНИЕ" пишут прописными буквами посредине строке. Содержание включает: введение, последовательно перечисленные наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если последние имеют заголовки), выводы, перечень ссылок, названия приложений и номера страниц, на которые содержится начало материала. Все пункты содержания выполняются строчными буквами с первой прописной.

Введение располагают на отдельной странице. Слово "ВВЕДЕНИЕ" пишут прописными буквами посредине строке.

Основную часть излагают, разделяя материал на разделы. Разделы могут делиться на подразделы и пункты. Пункты, если это необходимо, разделяют на подпункты. Каждый пункт и подпункт должен содержать законченную информацию. Новые разделы, подразделы и пункты не должны начинаться из новой страницы.

Выводы размещают непосредственно после основной части на новой странице. Слово "ВЫВОДЫ" пишется прописными буквами посредине строки. Текст выводов может быть разделен на пункты. 

Перечень ссылок должен включать источники, которые использованы во время выполнения реферата. В соответствующих местах в тексте реферата надо делать ссылки на источники, приведенные в перечне ссылок, в соответствии с порядковым номером согласно перечню; номер приводят в квадратных скобках, например, «в работах [1-3] …» или «…согласно данным [2]…».  Источники располагают и нумеруют в той последовательности, в которой они впервые встречаются в тексте реферата. Библиографические описания ссылок в перечне приводят согласно действующим стандартам из библиотечного и издательского дела.

В приложения нужно вносить вспомогательный материал, который нужен для отображения полноты реферата, если это необходимо. Каждое приложение начинается с нового листа. Приложение должно иметь название, которое пишут сверху строчными буквами с первой прописной и располагают симметрично относительно текста страницы. Посреди строки над заголовком строчными буквами с первой прописной должно быть написано слово "Приложение" и прописная буква, которая обозначает приложение. Приложения нужно обозначать последовательно прописными буквами русского алфавита, например, Приложение А, Приложение В. В тексте объяснительной записки должна быть ссылка на приложение.

    Рекомендуемый объем индивидуальной работы 10-20 страниц (достаточный для раскрытия темы) машиннописного текста, напечатанного с помощью текстового редактора Word (шрифт Tіmes New Roman, размер шрифта 14 пк) на листах стандартного размера А4. Размер полей: справа - не менее 10 мм, с других сторон - не менее 20 мм. Номер страницы ставят в правом верхнем углу листу. Абзац начинают с пяти пробелов (15-17 мм). Межстрочный интервал - полуторный. Нумерация листов сквозная, первый лист - титульный; на нем номер не ставят.

Разделы и подразделы нумеруют арабскими цифрами. Введение, выводы, перечень ссылок не нумеруют. В названиях разделов все буквы большие, точка после номера не ставится, например, "2 СОСТАВ АТМОСФЕРЫ". Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных между собой точкой, например: 6.1 В названии подраздела только первая буква большая, другие - обычные (маленькие). Наименование разделов пишут посреди строки (симметрично относительно полей листа), наименование подразделов - с абзацного отступа. Название раздела или подраздела отделяется от текста лишней строкой.

Таблицы нумеруют в пределах разделов арабскими цифрами. Над таблицей пишут слово "Таблица" с указанием порядкового номера, после которого ставят тире, а дальше - название таблицы, точку в конце названия не ставят, например: "Таблица 2.1 - Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ".

Рисунки нумеруют в пределах раздела. Номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, которые разделены точкой. Под рисунком с левой стороны пишут слово "Рисунок" с указанием номера, после чего ставят тире и приводят название рисунка. Пояснительный текст к рисунку располагают непосредственно под рисунком над его названием. Схемы, фотографии и др. оформляют как рисунки.

 


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Экология : учеб. пособие для вузов / М. Н. Корсак [и др.]; под ред. С. В. Белова. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 240 с.

2. Валова, В. Д. Экология : учеб. для вузов / В. Д. Валова. – Москва : Дашков и К, 2010. – 360 с.

3. Коробкин, В. И. Экология : учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 602 с.

    4. Садовникова, Л. К. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении : учеб. пособие для вузов / Л. К. Садовникова, Д. С. Орлов, И. Н. Лозановская. – Москва : Высш. шк., 2006. – 334 с.

    5. Маринченко, А. В. Экология : учеб. для бакалавров / А. В. Маринченко. – Москва : Дашков и К, 2015. – 304 с.

    6. Экология : учеб. для вузов / В. Н. Большаков [и др.]; под ред. Г. В. Тягунова, Ю. Г. Ярошенко. – 3-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2016. - 304 с.

7. Набивач, В. М. Основы общей и химической экологии : учеб. пособие / В. М. Набивач. – 2-е изд., доп. – Днепропетровск : УГХТУ, 2007. – 242 с.

8. Калыгин, В. Г. Промышленная экология : учеб. пособие для вузов / В. Г. Калыгин. – Москва : Академия, 2010. – 432 с.

9. Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учеб. для бакалавров / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. – Москва : ЮРАЙТ, 2012. – 495 с.

10. Спасская, Н. Н. Заповедное дело : учеб. пособие / Н.Н. Спасская. – Москва : РГАУ-МСХА, 2011. – 217 с.

11. Ясовеев, М. Г. Экология урбанизированных территорий : учеб. пособие / М. Г. Ясовеев, Н. Л. Стреха, Д. А. Пацыкайлик ; под ред. М. Г. Ясовеева. – Москва : НИЦ ИНФРА-М; Минск : Новое знание, 2015. – 293 с.

12. Вальков, В. Ф. Почвоведение : учеб. для бакалавров / В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. – Москва : ЮРАЙТ, 2014. – 528 с.

    Internet-ресурсы

    15. Электронный каталог библиотеки ДонНТУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : donntu.org/library. - Загл. с экрана.

        16. Островский, В. А. Межфазный катализ органических реакций / В. А. Островский // Соросовский образовательный журнал [Электронный ресурс].- 2000. - Т.6, №11. - С. 30-34. - Режим доступа: http://www.issep.rssi.ru. - Загл. с экрана.

    17. Российская Научная Сеть : информ. система. [Электронный ресурс].  - Москва : Мир науки и культуры, 2000-2015. - Режим доступа : http://www.nature.ru. - Загл. с экрана.

    18. Ассоциация содействия развитию науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sciencemag.org. - Загл. с экрана.

19.Живая природа и биоразнообразие [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.biodat.ru. - Загл. с экрана.

 

Рекомендуется также использовать периодические издания (журналы, газеты), статистические бюллетени и другие материалы.

 


Приложение А

Пример оформления титульного листа реферата

 

 

ГОСУДАРСТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра „Прикладная экология и охрана окружающей среды"

 

Индивидуальная работа

по дисциплине „ЭКОЛОГИЯ"

                                                    на тему:

                  „______________________________________"

 

Исполнитель:

студент группы _____            __________________ _________________

                                        (инициалы, фамилия)    (подпись, дата)                     

 

Проверил:          

________________     __________________            _________________

(должность)           (инициалы, фамилия)          (подпись, дата)                                

 

 

Донецк, 2019



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.