![]()
|
|||||||
Музыкальный язык. Метр и ритмМузыкальный язык Музыкальный язык – все средства музыки за исключением формы. Термин используется по аналогии с термином «литературный язык». Первичные средства (основные): мелодия, гармония, ритм. Вторичные средства: темп, тембр, динамика, фактура, штрихи (артикуляция).
Мелодия(melos – пение) Мелодия – выраженная одноголосно музыкальная мысль. Образуется из взаимодействия звуковысотных (интервальных) последований и ритма. Имеет свою линию, диапазон и кульминацию. Линия – графическое изображение мелодии. Линии бывают: - волнообразные (в спокойной лирической музыке) - восходящие (в героической) - нисходящие (в трагической) - ломаные (в драматической, скерцозной, фантастической музыке) - статические (пр.: в былинах). Диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого звука. Чем шире диапазон, тем энергичнее характер музыки. Кульминация – точка наивысшего напряжения. Виды кульминаций: - по высоте – традиционные высокие низкие двойные; - по громкости – традиционно громкие тихие; - по месту положения - традиционные в 3-й четверти (точка «золотого сечения») вершины-источники вершины-окончания - по способу подготовки – подготовленные внезапные - по степени выявленности – сильно подчеркнутые на минимуме громкости - по продолжительности – кульминации - «миги» кульминационные зоны.
Метр и ритм Ритм (в широком смысле) – временная структура любых процессов, временная и акцентная сторона всех средств музыкального языка. Ритм (в узком смысле) – конкретное соотношение ритмических единиц, ритмический рисунок. Роль ритма зависит от национальной культуры и жанра. Метр – форма организации ритма, упорядоченность ритма на основе конкретной соизмеряющей единицы.
Метрические системы 1. Квантитативная = времяизмеряющая. Связана со словом и танцем. Безакцентная, соотношение единиц по принципу: «долгий»-«краткий». Единица времени = человеческий пульс. Основные стопы: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Сейчас существует в восточных культурах (индейской, арабской). 2. Квалитативная (стиховая) – основана на принципе чередования акцентных и безакцентных слогов. Стопы: - ямб ͜ / (двусложный, с акцентом на 2-м слоге). В музыке: двудольный мотив с акцентом на 2-ю долю. - хорей / ͜ (двусложный, с акцентом на 1-м слоге). В музыке: двудольный мотив с акцентом на 1-ю долю. - дактиль / ͜ ͜ (трехсложный, с акцентом на 1-м слоге). В музыке: трехдольный мотив с акцентом на 1-ю долю. - амфибрахий ͜ / ͜ (трехсложный, с акцентом на 2-м слоге). В музыке: трехдольный мотив с акцентом на 2-ю долю. - анапест ͜ ͜ / (трехсложный, с акцентом на 3-м слоге). В музыке: трехдольный мотив с акцентом на 3-ю долю. 3. Силлабическая (стиховая, равносложная) - в стихах с равным количеством слогов в строке. Часто возникает в языках с постоянным ударением. В музыке ХХ века – фразы с одинаковым количеством звуков в музыкальной фразе. 4. Модальная – 1-я собственно музыкальная система (XII-XIII века). Основана на соотношении долгого и краткого звуков. Состоит из 6 модусов (формул). Каждый из модусов символизирует собой определенное этическое начало. 5. Мензуральная ритмика (XIV-XVI века). Система нотных длительностей. Нормативное деление длительности – на 3. 6. Тактовая система – с XVII века. Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. Акцентная система. 7. Свободная метроритмика – с XX века.
|
|||||||
|