Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыкальный язык. Метр и ритм



Музыкальный язык

Музыкальный язык – все средства музыки за исключением формы. Термин используется по аналогии с термином «литературный язык».

Первичные средства (основные): мелодия, гармония, ритм.

Вторичные средства: темп, тембр, динамика, фактура, штрихи (артикуляция).

 

Мелодия(melos – пение)

       Мелодия – выраженная одноголосно музыкальная мысль. Образуется из взаимодействия звуковысотных (интервальных) последований и ритма. Имеет свою линию, диапазон и кульминацию.

Линия – графическое изображение мелодии.

Линии бывают:

- волнообразные (в спокойной лирической музыке)

- восходящие (в героической)

- нисходящие (в трагической)

- ломаные (в драматической, скерцозной, фантастической музыке)

- статические (пр.: в былинах).

Диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого звука. Чем шире диапазон, тем энергичнее характер музыки.

Кульминация – точка наивысшего напряжения.

Виды кульминаций:

- по высоте – традиционные высокие

    низкие

    двойные;

- по громкости – традиционно громкие

           тихие;

- по месту положения - традиционные в 3-й четверти (точка «золотого сечения»)

вершины-источники

вершины-окончания

- по способу подготовки – подготовленные 

внезапные

- по степени выявленности – сильно подчеркнутые

на минимуме громкости

- по продолжительности – кульминации - «миги»

кульминационные зоны.      

 

 

Метр и ритм

Ритм (в широком смысле) – временная структура любых процессов, временная и акцентная сторона всех средств музыкального языка.

Ритм (в узком смысле) – конкретное соотношение ритмических единиц, ритмический рисунок.

Роль ритма зависит от национальной культуры и жанра.

Метр – форма организации ритма, упорядоченность ритма на основе конкретной соизмеряющей единицы.

 

Метрические системы

1. Квантитативная = времяизмеряющая. Связана со словом и танцем. Безакцентная, соотношение единиц по принципу: «долгий»-«краткий». Единица времени = человеческий пульс.

Основные стопы: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Сейчас существует в восточных культурах (индейской, арабской).

2. Квалитативная (стиховая) – основана на принципе чередования акцентных и безакцентных слогов.

Стопы:

- ямб ͜ / (двусложный, с акцентом на 2-м слоге). В музыке: двудольный мотив с акцентом на 2-ю долю.

- хорей  /  ͜ (двусложный, с акцентом на 1-м слоге). В музыке: двудольный мотив с акцентом на 1-ю долю.

- дактиль  /  ͜ ͜  (трехсложный, с акцентом на 1-м слоге). В музыке: трехдольный мотив с акцентом на 1-ю долю.

- амфибрахий  ͜  /  ͜ (трехсложный, с акцентом на 2-м слоге). В музыке: трехдольный мотив с акцентом на 2-ю долю.

- анапест  ͜ ͜    /  (трехсложный, с акцентом на 3-м слоге). В музыке: трехдольный мотив с акцентом на 3-ю долю.

3. Силлабическая (стиховая, равносложная) - в стихах с равным количеством слогов в строке. Часто возникает в языках с постоянным ударением. В музыке ХХ века – фразы с одинаковым количеством звуков в музыкальной фразе.

4. Модальная – 1-я собственно музыкальная система (XII-XIII века).

Основана на соотношении долгого и краткого звуков.

Состоит из 6 модусов (формул). Каждый из модусов символизирует собой определенное этическое начало.

5. Мензуральная ритмика (XIV-XVI века).

Система нотных длительностей. Нормативное деление длительности – на 3.

6. Тактовая система – с XVII века.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. Акцентная система.

7. Свободная метроритмика – с XX века.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.