ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА
Ф И З И К А
Москва
Авторы-составители: М.Ю. Демидова, А.И. Нурминский
© М.Ю. Демидова, А.И. Нурминский, 2010
© Федеральный институт педагогических измерений, 2010
ü В этой части комплекта Вам предлагаются условия задач третьей части варианта ЕГЭ с критериями оценивания и экзаменационные работы этого варианта для оценивания.
ü Напоминаем Вам, что при оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: в начале решения задачи С1 во всех работах, затем все решения задачи С2, потом все решения С3, С4 и т.д. Некоторые работы занимают несколько страниц и решения в них представлены не по порядку предъявления задач в варианте.
ü При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк, в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. Поэтому просим Вас быть очень внимательными.
ü При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи в бланк вносится знак «Х» в поле соответствующей задачи.
ü Работа эксперта рассчитана в среднем на 4 проверяемые работы за 60 минут. Перед началом работы ознакомьтесь с условиями задач, их решениями и соответствующими критериями оценивания.
C1
Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на длинной шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее положительный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано.
Образец возможного решения
| 1) Гильза притянется к пластине, коснётся её, а потом отскочит и зависнет в отклонённом состоянии.
2) Под действием электрического поля пластины изменится распределение электронов в гильзе и произойдет ее электризация: та ее сторона, которая ближе к пластине (левая), будет иметь отрицательный заряд, а противоположная сторона (правая) — положительный. Поскольку сила взаимодействия заряженных тел уменьшается с ростом расстояния между ними, притяжение к пластине левой стороны гильзы будет больше отталкивания правой стороны гильзы. Гильза будет притягиваться к пластине, и двигаться, пока не коснется ее.
3) В момент касания часть электронов перейдет с гильзы на положительно заряженную пластину, гильза приобретет положительный заряд и оттолкнется от теперь уже одноименно заряженной пластины.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае – описание движения гильзы, п.1), и полное верное объяснение (в данном случае – п.2–4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае – электризация во внешнем поле и при контакте с заряженным телом, взаимодействие заряженных тел).
|
| Приведено решение и дан верный ответ, но имеется один из следующих недостатков:
— В объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы.
ИЛИ
— Рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты.
ИЛИ
— Указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного решения.
|
| Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
— Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ.
ИЛИ
— Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан.
ИЛИ
— Представлен только правильный ответ без обоснований
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
|