|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общей и технической физики
МЕХАНИКА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
«определение отношения теплоёмкости при постоянном давлении к теплоёмкости при постоянном объёме ДЛЯ воздуха методом стоячей волны»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2020
Цель работы - определить g = Cp/CV методом стоячей звуковой волны.
Общие сведения Рассмотрим, как распространяется звуковая волна в закрытой цилиндрической трубе, заполненной воздухом. В момент времени t = 0 мембрана телефонаT (рис.1) начинает двигаться вправо с постоянной скоростью . Молекулы воздуха вблизи мембраны придут в движение и тоже будут перемещаться вправо со скоростью . Непосредственно около мембраны возникнет область сжатия, давление внутри которой р = р0 + Dр, где р0 - первоначальное давление воздуха. Сжатый слой воздуха передаст импульс молекулам, расположенным справа, приводя таким образом в движение соседний слой. В течение второй части периода мембрана движется влево, создавая справа от себя область разрежения, в которую устремляются молекулы из сжатого слоя. Таким образом, молекулы воздуха совершают колебательное движение в направлении колебаний мембраны. В среде при этом распространяются, чередуясь, области сжатия и разрежения воздуха (области повышенного и пониженного давления), что и представляет собой бегущую звуковую волну. Звук является продольной волной, т.к. частицы среды совершают колебания вдоль направления распространения. Будем описывать распространение волны с помощью фазовой скорости - скорости распространения в пространстве поверхностей, образованных частицами, совершающими колебания в одинаковой фазе.
Рисунок 1. Распространение звуковой волны в закрытой цилиндрической трубе, заполненной воздухом.
Импульс силы , с которой мембрана в течение времени Dt давит на газ , (11.1) где S - площадь мембраны, Dp – избыточное давление, обусловленное силой . С другой стороны, импульс внешней силы равен приращению импульса (количества движения), которое получил газ: , (11.2) где - плотность сжатого воздуха; - плотность воздуха в начальный момент времени; - масса сжатого воздуха; - длина столба воздуха (путь, который прошла волна за время ). Объединяя равенства (11.1) и (11.2), получим (11.3) До движения мембраны масса воздуха m в отрезке трубы длиной составляла . При смещении мембраны на uDt плотность воздуха меняется, и в этом случае его массу можно представить (рис. 1) , или , После простых алгебраических преобразований получим (11.4) Подставив равенство (3) в формулу (4), можно записать . (11.5) Если изменения плотности и давления малы (Dr << r0 и Dp << p0), то скорость распространения волны . (11.6) С точки зрения термодинамики процесс распространения звуковой волны в газе можно рассматривать как адиабатический, так как изменение давления происходит так быстро, что смежные области среды не успевают обмениваться теплом. Адиабатический процесс описывается уравнением pVg = const. Так как V = M/r (здесь М - масса газа), то p(M/r)g = const. Продифференцировав это равенство с учётом изменения давления и плотности, получим , откуда , т.е. в соответствии с формулой (11.6) , (11.7) где r - плотность газа при данном давлении и температуре, r = pm/RT; m - молярная масса газа; R - универсальная газовая постоянная; T - абсолютная температура. Подставив r в уравнение (7), получим , откуда . (11.8) Таким образом, для вычисления g необходимо определить скорость распространения звуковых колебаний. В работе эта скорость определяется методом стоячей волны. Если в трубе, один конец которой закрыт, возбудить звуковые колебания, в ней в результате наложения двух встречных волн (прямой и отражённой) с одинаковыми частотами и амплитудами будут возникать стоячие волны. В определенных точках амплитуда стоячей волны равна сумме амплитуд обоих колебаний и имеет максимальное значение; такие точки называются пучностями. В других точках результирующая амплитуда равна нулю, такие точки называются узлами. Расстояние между ближайшим узлом и пучностью равно l/4, где l - длина бегущей звуковой волны. Таким образом, измерив расстояние между узлом и пучностью или между двумя ближайшими пучностями (l/2), можно найти длину бегущей звуковой волны l. Фазовая скорость волны рассчитывается через длину волны по соотношению u = ln, (11.9) где n - частота колебаний.
Порядок выполнения работы При выполнении работы следует строго соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, установленные в лаборатории. Выполнять работу нужно предельно аккуратно, не трясти и не толкать установку, поскольку это может исказить результаты. Работа выполняется в строгом соответствии с нижеизложенным порядком выполнения и в объёме, предусмотренном индивидуальным заданием.
Записать в таблицу технические данные прибора:
Описание экспериментальной установки. В экспериментальную установку (рис.2) входят: стеклянная труба, в которой создаётся стоячая волна, звуковой генератор (ЗГ), микровольтметр, частотомер (Ч). В стеклянную трубу вмонтированы неподвижный микрофон (М) и телефон (Т), который может свободно перемещаться вдоль оси трубы.
Рисунок 2. Экспериментальная установка
Звуковой генератор вырабатывает синусоидальное напряжение звуковой частоты, которое подается на телефон. Переменный ток приводит в колебательное движение мембрану телефона, являющуюся излучателем звуковой волны. Отражённая от противоположной стенки трубы волна движется навстречу излучаемой и происходит их наложение. В результате в трубе возникает стоячая звуковая волна. В микрофоне происходит преобразование механической энергии волны в энергию электрического тока, величина которого измеряется микровольтметром. Частота звуковой волны устанавливается лимбом на генераторе, точное значение частоты измеряется частотомером. При перемещении телефона вдоль трубы ток в цепи микрофона будет меняться от минимального, когда микрофон попадает в узел, до максимального, когда он попадает в пучность. Таким образом, следя за показаниями микровольтметра, можно найти положения нескольких пучностей стоячей волны и вычислить ее длину. Последовательность проведения измерений: 1) включить ЗГ и частотомер в сеть, прогреть приборы в течение 3-5-ти минут; 2) после прогрева установить необходимую частоту колебаний на звуковом генераторе (указанную преподавателем), измеряя точное значение частоты частотомером; 3) перемещая телефон вдоль трубы, найти ближайшее к левому концу трубы положение телефона lk, при котором показание микровольтметра максимально, записать его в таблицу; 4) зафиксировать все оставшиеся положения, при которых показания микровольтметра максимальны; 5) вычислить разность между соседними отсчётами dlk=lk – lk – 1 для всех наблюдавшихся пучностей, усреднить полученные значения; 6) по среднему расстоянию между пучностями рассчитать длину бегущей волны l= 2× и скорость по формуле (11.9); 7) повторить пп.3-6 для 4-5-ти значений частоты в интервале 1000-1800 Гц. 8) измерить температуру воздуха в помещении; 9) рассчитать g по формуле (11.8) при m = 2,9×10-2 кг/моль (воздух), R = 8,31 Дж/(моль×К); 10) результаты измерений и расчётов оформить в виде таблицы:
Таблица 1.
11) найти среднее значение ; 12) рассчитать погрешность косвенных измерения g.
Контрольные вопросы
1. Что такое теплоемкость, молярная теплоемкость, удельная теплоемкость? Как они связаны? Какова размерность теплоемкости? От чего зависит молярная теплоемкость? 2. Почему Cp > CV с точки зрения первого начала термодинамики? 3. Что такое бегущая и стоячая звуковая волна? Каковы ее основные характеристики? 4. Каков механизм распространения звуковой волны? 5. Что представляет собой звуковая волна с точки зрения термодинамики? Каким уравнением и графиками описывается рассматриваемый процесс? 6. От чего зависит скорость распространения звуковой волны? 7. Как связаны между собой частота, длина волны, волновое число и скорость распространения бегущей волны? 8. Напишите выражение для гармонической бегущей волны и убедитесь, что оно является решением волнового уравнения. 9. Напишите выражение для стоячей волны. Как стоячая волна может быть получена из бегущих? 10. Как рассчитать местоположение узлов и пучностей для стоячей волны? 11. Задача. Во сколько раз скорость распространения звука летом (температура +30 ºС) больше скорости распространения звука зимой (температура –30 ºС)? 12. Задача. На расстоянии 510 м от наблюдателя рабочие вбивают сваи с помощью копра. Какое время пройдёт от момента, когда наблюдатель увидит удар копра, до момента, когда он услышит звук удара? Скорость звука в воздухе равна 340 м/с. Ответ выразите в с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|