|
|||
Уважаемые взрослые!
УДК 376 ББК 74.3 3-93
Подписано в печать 22.06.2001 г. Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 70х90 1/16.Усл. печ. л. 5,85. Тираж 10000 экз. Заказ № 1269. Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры Гигиенический сертификат № 77.99.14.953.П.12850.7.00 от 14.07.2000
Зуева Л.Н. 3-93 Логопедия для дошкольников Альбом 4: Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф: / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 79,[1]с.:ил.
ISBN 5-17-010339-5 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 5-271-02815-1 (ООО «Издательство Астрель»)
Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям.
УДК 376 ББК 74.3 ISBN 5-17-010339-5 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 5-271-02815-1 (ООО «Издательство Астрель») ©ООО «Издательство Астрель», 2001 Уважаемые взрослые! Перед вами четвертый, последний, альбом комплекта, состоящего из красочно иллюстрированных изданий, каждое из которых предназначено для работы над определенной группой звуков. Этот выпуск посвящен звукам П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонематическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения должны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, закрепления изолированного звука и закрепления звука на уровне слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начинается на этапе закрепления звука в слове. Подбор заданий идет по выбору логопеда. Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет работать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами картинки, выполняя задания, которые вы ему прочитаете. Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изображенные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, надо чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ребенку приходилось самому использовать эти слова. Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим рекомендациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии дополнить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.
Успехов вам и вашим детям! Рассмотри картинки, назови их. Какой звук прячется во всех этих словах? Назови слова, в которых звук «П» слышится в начале слова; в середине; в конце слова. Рассмотри схемы на паучках. Соедини паутинками картинки с нужной схемой. Рассмотри картинки, назови их. Какие слова начинаются с твердого звука «П», а какие — с мягкого «ПЬ». Обрати внимание на кружочки рядом с картинками. Раскрась их синим или зелёным цветом. При этом не забудь, что синим обозначается твёрдый звук, а зелёным — мягкий. Найди и назови картинки, изображающие птиц; профессии. Барсук и белка ждут к себе гостей. Подумай и скажи, кто идёт в гости к барсуку, а кто — к белке, если к барсуку придут гости, в названии которых слышится твердый звук «Б», а к белке — в названии которых слышится мягкий «БЬ». Проведи гостей к барсуку (соедини синими дорожками) и к белке (соедини зелёными дорожками). Вспомни, как называются детёныши белки, барсука, бобра, бурундука, соболя. А теперь скажи, какие животные живут в наших лесах, а какие — в жарких странах. Рассмотри картинку. Сколько и каких животных находится на правой чаше весов? (Например: пять белок, два бобра и так далее.) Догадайся и ответь, сколько весит бегемот? (Например: бегемот весит столько же, сколько весят вместе...) Назови сначала животных, в названии которых слышится звук «Б», а затем тех, у кого в названии есть звук «БЬ». Теперь скажи, сколько слогов в словах «бык», «бобр». В названии каких животных два слога; три слога? Помоги Айболиту пройти к больному бегемотику. Что болит у бе-гемотика? Ты легко ответишь на этот вопрос, если посмотришь на картинку внимательно. Чем, как ты думаешь, будет лечить бегемо-тика Айболит? (Таблетками.) Рассмотри картинки. Как ты думаешь, в какой магазин отправили бабушки своих внуков — Борю и Любу? Скажи, что попросила купить Борина бабушка, что — Любина. Что купил Боря? Что купила Люба? Что забыли купить дети? Может ли Боря исправить Любину забывчивость? По дороге домой Боря рассыпал связку баранок. Помоги ему собрать баранки на верёвочку (нарисуй), не пропустив ни одной. Посмотри на картинку и скажи, какие ягоды собирают бобрята? (Например: рябину, голубику, бруснику.) Мама бобриха позаботилась о том, чтобы зимой им было чем полакомиться. Какое варенье она сварила из ягод? Сколько банок рябинового варенья? Сколько банок голубичного? Сколько банок брусничного? Какого варенья больше? На сколько банок больше брусничного варенья, чем голубичного; чем рябинового? Помоги бобрихе разлить варенье по банкам. В банки на верхней полке налей рябиновое варенье — полбанки и полную банку. В банки на средней полке налей голубичное варенье: в левую банку — до первой черточки снизу, в правую — до второй черточки снизу. В банки на нижней полке налей брусничное варенье: в левую банку — до первой черточки сверху, а в правую — до первой черточки снизу. Рассмотри картинки. Помоги отыскать Пуделю и Буратино свои подарки: Пуделю — со звуком «П», а Буратино — со звуком «Б». Соедини по образцу. Свяжи (раскрась) шапки из разноцветных клубочков. Из каких клубочков шерсти связана каждая шапка? Рассмотри картинки. Назови животных и скажи, какой звук спрятался в конце каждого из этих слов? Подумай и скажи, сколько слогов в словах КОТ, ЕНОТ и БЕГЕМОТ? Подбери для них тарелки с картинками, в названии которых такое же количество слогов. Соедини по образцу. Определи место звука «Т» в каждом слове. Рассмотри картинки. Покажи водосточную, печную, выхлопную, водопроводную трубу и трубу, на которой играет трубач. Подумай и закончи предложение: Дым идет из ... (печной трубы). В сильный дождь вода течет по ... (водосточной трубе). Автомобилю необходима ... (выхлопная труба). Пианист играет на пианино, а трубач .... Вода поступает в дом по ... (водопроводной трубе). Внимательно рассмотри картинку и определи, кто из трубочистов в каком доме работал. Как ты догадался? Какую работу выполняют трубочисты? По какому признаку ты догадался, что трубочисты хорошо выполнили свою работу? А теперь возьми в руки карандаш и по точкам обведи контуры дыма. Тома и Тима увлечены игрой «Большой — маленький». Тома называет большие предметы, а Тима «превращает» их в маленькие (например: бант — бантик). Поиграй и ты с ними. Сначала найди какой-нибудь большой предмет, назови его и соедини дорожкой синего цвета с кружком в центре, в котором нарисована Тома; теперь отыщи такой же маленький предмет, назови его и проведи от него зелёную дорожку к кружку, где нарисован Тима. И так продолжай, пока не соединишь все пары предметов с нужными кружками. Какой из звуков — «Т» или «ТЬ» — слышится в названии больших предметов, а какой — в названии маленьких? Рассмотри картинки и скажи, что делает Таня, а что делает Тёма. (Например: Таня строит мост, а Тема ломает.) Кто поступает плохо, а кто — хорошо? Кто из них огорчает родителей, а кто радует? Перед тобой домино. Назови картинки на фишках. Какой звук встречается во всех этих словах? («Д»). Назови слова, в которых звук «Д» слышится в начале слова; в середине. Какие слова состоят из одного слога; двух; трех, четырех слогов? Подбери недостающие фишки в цепочке домино. Найди ошибку. Проведи Диму и Дашу к их домикам. Дорожка к Дашиному домику должна пройти мимо предметов с твердым звуком «Д», а к Дими-ному домику — с мягким «ДЬ». Нарисуй дорожку и раскрась домик Даши синим цветом, а дорожку к домику Димы и сам домик — зелёным. Какими звуками различаются имена Таня и Даня? («Т» и «Д») Назови пары картинок. Догадайся, какую картинку в каждой паре нарисовал Даня, а какую — Таня. Соедини по образцу. (Например: плоды — Дане, плоты — Тане.) Посмотри и скажи, кто играет с клубками? Сколько слогов в слове КОТ; КОШКА; КОТЁНОК? Назови картинки на клубках. Определи количество слогов в каждом слове. А теперь сравни количество слогов в словах КОТ, КОШКА, КОТЁНОК с количество» слогов в названиях картинок, и ты узнаешь, кто с какими клубками играл. Протяни ниточки по образцу. Какой звук встречается в названии всех этих предметов? («К») Мама испекла пирожки с разной начинкой и велела Красной Шапочке отнести их бабушке. Проведи дорожку, по которой шла девочка. По дороге Красная Шапочка встретила своих друзей и, конечно же, угостила их пирожками. Кого угостила Красная Шапочка? С какой начинкой были пирожки, ты узнаешь, если отгадаешь загадки. Найди нужные картинки-отгадки. Я — сушеный абрикос. Как зовут меня — вопрос. Я приехала к вам с юга, Где не знают слова «вьюга». Хороша для пирога. А зовусь я... (Курага)
На лугу или в саду, Я везде его найду. Красный, как вареный рак, Каждый знает — это... (Мак) Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста)
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
В сенокос — горька, А в мороз — сладка. Что за ягода? (Калина)
Неказиста, шишковата, А придёт на стол она — Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
Красная девица Росла в темнице. Люди в руки брали, Косы срывали. (Морковь)
Скинули с Егорушки Золотые перышки — Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук)
Помоги раздать пирожки друзьям Красной Шапочки в том порядке, в каком она их встретила по пути к бабушке. Проведи дорожки от пирожков к друзьям Красной Шапочки. С какого звука начинаются слова КОРОВА, КАБАН? Назови животных, в названии которых звук «К» встречается в конце слова; в середине. Внимательно рассмотри картинку. Как называется этот аттракцион? (Колесо обозрения). Кто с кем катается? Помоги детёнышам найти своих мам. Проведи их по дорожкам. К кому придет котёнок? Телёнок? Цыплёнок? Крольчонок? Составь предложения, опираясь на схему: Крольчонок придет к крольчихе. Назови самое короткое слово (к). Кафе «Колокольчик» всегда привлекает множество посетителей. Рассмотри картинки и назови всех, кто пришел в кафе. Попробуй догадаться, почему кафе так называется. Изучи меню, назови все, что предлагает кафе своим клиентам. Какой звук встречается во всех этих словах («К»)? Пройди по дорожкам и ты узнаешь, кто что заказал. Назови заказы каждого посетителя. Котята пришли на день рождения к своей подруге Кисе. Обрати внимание на то, какие они нарядные. Расскажи, во что они одеты. Покажи, где какой котёнок, если: у Кузи на кармашке комбинезона нарисована кукла, у Ириски — конфета, у Мурки — книжка, а у Мурзика — карандаш. Скажи, какой подарок принес Кузя, какой подарок принесла Ириска, какой — Мурка, а какой — Мурзик? Как ты догадался о том, кто что принес? В чём котята принесли свои подарки? Внимательно рассмотри картинку. Назови дату дня рождения Кисы. Сколько лет исполнилось Кисе? Все ли гости пришли? Почему ты так решил, объясни. Когда твой день рождения? Кто пришел в магазин? Какой звук слышится в начале этого слова? («КЬ»)? Помоги кенгуру сделать покупки, в названии которых есть звук «КЬ». Положи (соедини дорожками) покупки в сумку кенгуру. Догадайся, из какой книжки потерялись эти картинки. Рассмотри их. Назови предметы на картинках с твердым звуком «К» и соедини их с синей книжкой. А теперь назови предметы на картинках с мягким звуком «КЬ» и соедини их с зелёной книжкой. Определи место звуков «К» и «КЬ» в каждом слове. Рассмотри картинки и назови их. Раскрась разным цветом предметы, в названии которых звук «Г» слышится в начале слова; в середине слова. Гусята Гоша и Гриша купили газету «Сад и огород». Догадайся, что решил посадить Гоша в саду, а Гриша в огороде, назови. А теперь рассмотри нижнюю картинку и догадайся, чей урожай меньше пострадал от набега гусениц. Объясни, почему ты так думаешь. Вспомни и назови слова со звуком «Г». Помоги гусятам найти дорогу к магазину, чтобы отвезти туда свой урожай. Гномы играют в прятки. Внимательно рассмотри картинку и скажи, куда спрятались гномы. А также ответь на вопрос, откуда они будут выбираться? Назови сначала предметы, в названии которых слышится твердый звук «Г», а затем предметы, в названии которых слышится мягкий звук «ГЬ». Обведи контуры этих предметов, раскрась их и ты узнаешь, какие игрушки есть у гномов. Перед тобой волшебные коврики. Рассмотри верхние коврики. Из каких геометрических фигур они состоят? Посчитай, сколько там треугольников, сколько квадратов. Назови предметы, нарисованные в каждом треугольнике, и определи первый звук в каждом слове. А теперь посмотри на нижние коврики. Они такие же, как верхние, но без рисунков. Раскрась треугольники на нижних ковриках так: треугольники с предметами на звук «К» — красным цветом, а треугольники с предметами на звук «Г» — голубым. Попробуй сам составить на ковриках орнамент из красных и голубых треугольников. Подбери слова со звуками «К» и «Г» по количеству полученных красных и голубых треугольников. Перед тобой ученики школы юных художников. Назови их. Ка кой звук слышится в начале слова ХОМЯК? («X»). Где прячется звук «X» в словах ЧЕРЕПАХА и ПЕТУХ? Рассмотри картинки, назови их и догадайся, кто что нарисовал (обрати внимание на место звука «X» в словах). Проведи дорожки от художников к их рисункам. Рассмотри картинки левого и правого столбиков. Подбери пары картинок с противоположным значением, назови их. Соедини по образцу (верхняя полка - нижняя полка). Маленький хомячок не знает, как выйти из норки. Будь человеком, помоги ему! Перед тобой на картинке не просто мальчик Кирюха, а Кирюха-Нехочуха. Ты спросишь, почему Нехочуха? Да потому, что его любимые слова — НЕ ХОЧУ. Посмотри на картинки и ты узнаешь, чего не хотел Кирюха. Расскажи об этом, используя слова, обозначающие действия: ходить, ухаживать, есть. (Например: Кирюха не хотел ходить в детский сад. Кирюха не хотел переходить дорогу по пешеходному переходу.) Если ты присмотришься к картинкам на этой странице, то согласишься, что от того, что здесь нарисовано, трудно отказаться. Так и хочется сказать слово ХОЧУ. (Например: хочу стать хорошим хоккеистом.) Помоги Кирюхе стать хорошим мальчиком — проведи от него дорожки к картинкам и составь предложения по схемам: Кирюха хочет халву. Кирюха хочет стать хорошим художником. А ты никогда не бываешь Нехочухой? Рассмотри и назови картинки на фонариках. Какой звук встречается во всех словах («Ф») и где он прячется? Помоги поросятам собрать гирлянды из фонариков. Схемы на футболках тебе подскажут, какие из фонариков собирает каждый поросёнок. Проведи верёвочку от фонарика к фонарику, чтобы получилась гирлянда. Назови самые короткие слова. Сколько в них слогов? Назови слова, в которых два слога; три слога. Сколько слогов в слове «фотоаппарат»? В каждом вертикальном ряду найди и обведи «лишний» предмет. Объясни, почему он лишний. Какой звук прячется во всех этих словах? («Ф») На этой странице много рисунков, назови их. Попробуй определить, какой из них правильный. Какой звук слышится в названии всех эти рисунков? («Ф») Из теста бабушка испекла печенье разной формы. Найди то место, из которого она вырезала каждое печеньице, и закрась его тем же цветом, что и печенье. На что похоже каждое печенье? Назови слова с твердым звуком «Ф», а затем с мягким звуком «ФЬ». Посчитай, сколько печеньиц и какой формы испекла бабушка. Рассмотри картинки. Покажи, где водопад, водолаз, водопровод, водоём, водонапорная башня, водяная мельница, водяная лилия, водяной, водолей, водоросли, водомерка, «водосбор», машина-водовоз. Подумай и скажи, что общее у этих разных предметов и явлений. От какого слова произошли все эти слова? С какого звука начинается слово ВОДА? Знаешь ли ты, как называют безводную пустынную местность? Назови животных, которые могут долго обходиться без воды, и расскажи, как им это удаётся. Рассмотри картинки. Подумай и скажи: «что в чем» или «кто где» может находиться. Опирайся на схему: Волк в логове. Соедини подходящие по смыслу картинки. Какое маленькое слово в каждом предложении? (в) Назови предметы, в названии которых слышится твердый звук «В», а затем предметы, в названии которых слышится мягкий звук «ВЬ». Рассмотри картинки, назови их. Обрати внимание на четыре картинки, обведенные в кружки. А теперь подбери рифмующиеся слова-картинки к каждой из этих четырёх картинок и соедини их цветными дорожками. Для этого используй разноцветные карандаши. Про какие предметы можно сказать мой? моя? Семья ежей делает запасы на зиму. Что собирают ежи? Во что собирают ежи яблоки? Посмотри на картинку внимательнее и посчитай, сколько ящиков яблок уже собрано. Объясни, как ты посчитал. А теперь подскажи ежам, в каком виде лучше сохранятся яблоки. Что сделает ежиха из яблок? (Например: варенье, повидло, компот, моченые яблоки, сушеные яблоки.) В свежем виде яблоки можно сохранить в холодильнике. Перед тобой на картинке три холодильника. Покажи холодильник, в котором яблоки не испортятся. Объясни, почему ты так думаешь. Отыщи каждому яблоку пару. Сколько пар яблок на картинке? Вспомни, какие бывают яблоки по цвету, раскрась каждую пару яблок одинаково. На этой странице, ты познакомишься с волшебной наукой — «языкарией». Что это такое? Это правила пользования выражениями о языке. Постарайся их запомнить. «Если ты выучишь правила, то есть овладеешь «языкарией», язык, которым ты говоришь, всегда будет звонким, легким, мелодичным, плавным, звучным, лаконичным, безупречным, выразительным, острым, страстным, самым-самым ЯЗЫКАСТЫМ! Если у тебя «язык заплетается» (ты не можешь ясно сказать что-либо), то лучше «держать язык на привязи» или «за зубами» (не болтать лишнего). Иначе потом будешь корить себя: «Черт дернул меня за язык!» (сожалеть о сказанном). Если кто-то будет «чесать языком» (сплетничать) о твоем друге, то следует «наступить им на язык» (заставить молчать). И ты тут же увидишь, что их как «корова языком слизала» (они быстро и бесследно исчезнут). Если же ты сам «попадешь на язык» (станешь предметом пересудов) «злым языкам» (сплетникам), то не бегай от них «высунув язык» (очень быстро). А скажи им прямо в глаза: «Типун вам на язык!» (сердитое пожелание злому болтуну). Когда ты захочешь найти «общий язык» (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо «тянуть его за язык» (вынуждать высказываться). Может быть, у него «язык на плече» (он очень устал). Лучше «прикусить язык» (помолчать) и дать человеку отдохнуть». (М. Молюков) Где еще можно найти язык? Ответить на этот вопрос тебе помогут картинки. Вот только какой именно язык соответствует каждой из картинок, тебе придется подумать, а затем соединить их правильно. Отгадай загадки и найди каждой отгадке своё место. Соедини картинки. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! — Нет ее, а хвост в руках. (Ящерица) Само с кулачок, Красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко. (Яблоко) Кручусь, верчусь И мне не лень Вертеться даже целый день. (Юла) Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жучками и мышами. (Ёж) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я — главная! (Елка) Во тьме ночной спокоен будь, моряк. Своим лучом рассеивая мрак, Тебе мигает с берега... (Маяк) Нагни меня получше ты, И дождь прольется на цветы. (Лейка) Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее, поди-ка: Куст в колючках, Будто еж, — Вот и назван... (Ежевика) Зуева Людмила Николаевна Костылева Наталия Юрьевна Солошенко Ольга Павловна Занимательные упражнения по развитию речи Логопедия для дошкольников Ответственный редактор О. Л. Лисицына Технический редактор Л. Б. Чуева Компьютерная верстка Ю. Б. Анищенко ООО «Издательство Астрель» Изд. лиц. ЛР № 066647 от 07.06.99 143900, Московская обл., г. Балашиха, пр-т Ленина, 81 ООО «Издательство АСТ» Изд. лиц. ИД № 02694 от 30.08.2000 674460, Читинская обл., Агинский р-н, п. Агинское, ул. Базара Ринчино, 84 Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail:astpub@aha.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии издательства "Самарский Дом печати" 443086, г. Самара, пр. К. Маркса, 201. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.
|
|||
|