Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игра «Весёлые карандаши»



 

Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко

Занимательные

упражнения

по развитию речи

 

Логопедия

для дошкольников

 

    

 

Альбом 3 Звуки Р, Л

Москва

Астрель • ACT 2001

 

 


Зуева Л.Н.

3-93 Логопедия для дошкольников: Звуки Р, Л: Альбом 3 / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО «Издательство Аст-рель»: 000 «Издательство ACT», 2001. - 80 с: ил.

ISBN 5-17-007009-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01915-2 (ООО «Издательство Астрель»)

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, спо­собствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, ро­дителям.

УДК 376 ББК 74.3

ISBN 5-17-007009-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01915-2 (ООО «Издательство Астрель»)   © ООО «Издательство Астрель», 2001


Уважаемые взрослые!

Перед вами третий альбом комплекта, состоящего из четырех кра­сочно иллюстрированных изданий, каждое из которых предназна­чено для работы над определенной группой звуков. Этот выпуск по­священ звукам Р, Л.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фоне­матическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в игро­вые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рас­суждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фантазии и творчества.

Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения долж­ны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, закрепления изолированного звука и закрепления звука на уровне слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начина­ется на этапе закрепления звука в слове. Подбор заданий идет по вы­бору логопеда.

Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет работать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами картинки, выпол­няя задания, которые вы ему прочитаете.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изо­браженные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вме­сте с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звуко­произношения, надо чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ре­бенку приходилось самому использовать эти слова.

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим реко­мендациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии допол­нить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!


Помоги Егору собрать (нарисуй ниточки) шары, на которых на­рисованы предметы, имеющие в названии звук «Р». Подумай и ска­жи, где прячется звук «Р» в этих словах: в начале, в середине или в конце?


 

Рассмотри марки и назови предметы, нарисованные на них. Опре­дели количество слогов в каждом слове. Наклей (соедини дорожка­ми) марки на нужные конверты. На конверт с одной маркой - слово с одним слогом, на конверт с двумя марками - с двумя слогами, на конверт с тремя марками - слово с тремя слогами. Какой звук слы­шится в названии всех этих предметов? Определи место звука «Р» в этих словах. Назови слова со слогом «РА»; «РО»; «РУ»; «РЫ».


 

 

Внимательно рассмотри картинки. Найди среди них те, что подхо­дят друг к другу по рифме. Соедини рифмующиеся пары цветными дорожками, используя карандаши разного цвета. Когда ты найдешь рифму к каждой картинке, у тебя получится много цветных доро­жек. Попробуй с одной из рифм сочинить короткое стихотворение.

Какой звук слышится в названии всех этих предметов?


Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы пос­ледний звук предыдущего слова стал началом следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Назови слова первой цепочки. Сколько их? Назови слова второй це­почки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской (I I) под картинкой.


Рассмотри картинки, назови их. Соедини картинки, названия ко­торых звучат одинаково (например: рукав реки, рукав рубашки, по­жарный рукав). Объясни значение каждого из них.



 


 

 

Помоги Буратино подобрать к картинкам левого столбика подхо­дящие картинки из правого столбика (например: карась ~ осётр). Со­едини их дорожками и назови одним словом. Какой звук встречается в названии всех этих предметов? Назови слова, в которых звук «Р» прячется в начале слова; в середине; в конце слова.



 


Внимательно рассмотри картинки на карточках слева и спра­ва. Назови их.

Какой звук слышится в названии всех этих предметов? Где пря­чется звук «Р»?

Назови одним словом предметы, расположенные на парах карто­чек. А теперь обрати внимание, как расположены картинки на парах карточек.



Подумай, каким образом изменить расположение картинок слева, чтобы получить такую же комбинацию картинок, как на карточке справа?



Рассмотри и назови картинки первого столбика (розовый поросё­нок, оранжевая хурма, красный арбуз, красная смородина...). Какая картинка должна быть следующей? Затем закрой глаза и повтори на­звания картинок в той же последовательности. Продолжи эту игру с картинками второго и третьего столбиков.

Назови картинки розового цвета. Закрой их пуговицами или фиш­ками. А теперь по памяти открой картинку, про которую можно ска­зать розовый; розовая; розовое. Продолжи игру с картинками красно­го и оранжевого цвета.

Назови слова, в которых звук «Р» спрятался в середине слова; в начале; в конце слова.




Посмотри внимательно на картинки, которые нарисовал Каран­даш. Какие детали он забыл нарисовать у этих предметов? (Напри­мер: самовар без крана.) Дорисуй недостающие части изображён­ных на картинках предметов.


 

Незнайка увлёкся огородничеством. Свой будущий урожай он изо­бразил на натюрморте. Рассмотри его и скажи, какие овощи мечтает вырастить Незнайка у себя на огороде? Ответь, какими красками раскрасил Незнайка морковь, помидор, кукурузу, горох, огурцы? Подскажи Незнайке, какими красками нужно раскрасить каждый овощ. Обрати внимание на будущий Незнайкин огород. Правильно ли представляет себе Незнайка, как растут овощи? На каких кустах у него растут помидоры; кукуруза; горох? Объясни Незнайке, где они должны расти.




Расставь (соедини дорожками) таблички рядом с соответствующи­ми растениями.


Догадайся, кто на чём играет в оркестре, если Артур предпочита­ет ударные инструменты, Рая — струнные, а Варвара — клавишные. На чём играют Артём и Рома, если Артёма называют гармонистом?

Составь предложение по схеме:

Из скольких слов состоит предложение? Назови маленькое слово (на). 18


Посмотри внимательно на картинку и скажи, какой инструмент нужен каждому из музыкантов?


Проведи дорожку от музыканта к его инструменту.


Посмотри на картинку и назови животных. А теперь найди норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой тебе послу­жит угощение в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения. А теперь скажи, какое угощение нравится кроту; барсуку; бурундуку? Составь пред­ложения. Назови самое короткое предложение. Из скольких слов оно состоит? Сколько слов в самом длинном предложении?


 


Дорисуй груши таким образом, чтобы в каждой корзине их было поровну.


Карандаш — мастер натюрморта. Рассмотри его картины и ска­жи, из каких предметов составлен каждый натюрморт? Какой лиш­ний предмет нарисовал Карандаш в каждом натюрморте?


1. Карандаш пригласил на вернисаж своих друзей. Назови их. Пе­речисли то, что изображено на картинах. Подумай и скажи, какая картина понравилась каждому из посетителей? Объясни, почему ты так думаешь.

2. Нарисуй в пустой рамке натюрморт.


Рассмотри картинки. Скажи, что делает Рома? Что делает Ира? (Например: Рома открывает форточку, а Ира закрывает форточку).

Назови предметы, с которыми можно выполнять данные дейст­вия. Составь предложения. Обведи кружочком предметы, с которы­ми эти действия выполнить нельзя.



Рассмотри рисунки на варежках. Назови их. В названиях каких предметов слышится звук «РЬ». Обведи эти варежки коричневым фломастером.


Рассмотри картинки. Назови их. Скажи, какой звук прячется в на­званиях всех этих предметов? Где прячется звук «РЬ» в названиях предметов, изображённых в первом столбике; во втором; в третьем? А теперь соедини дорожками картинки и пустые клеточки с учётом ме­ста звука «РЬ» в словах.


Помоги царевичу найти дорогу к царевне в дремучем лесу и не по­пасть в руки злой Бабы-яги. Для этого ты должен отгадать загадки, прокладывая дорожки от отгадки к отгадке. Назови ложные картин­ки-отгадки, которые расставила Баба-яга.



Чок-чок-чок-чок!

Рос на ветке сундучок. Сундучок не простой, Сундучок - костяной. (Орех)


Стоял на крепкой ножке -Теперь лежит в лукошке. (Гриб)


 


Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
                  (Берёза)




Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река)


Весной зеленела, Летом загорала, Позже надевала Красные кораллы. (Рябина)


 


Рассмотри картинки слева. Все эти предметы имеют одно назва­ние. Какое? Соедини эти картинки с подходящими по смыслу кар­тинками справа.


1. Найди каждому крючку своё место.



2. О каких серёжках идет речь?


Горе-футболист Серёжка Вдребезги разбил окошко.


У Шурочки в шкатулочке Кольца, брошки, Бусы и серёжки.


На берёзках вдоль дорожки Распускаются серёжки.


 


Рассмотри картинки. Скажи, сколько и каких предметов нарисо­вано на картинках? Соотнеси количество предметов с нужной циф­рой и соедини.



Рассмотри картинки. Скажи, что зреет на грядке? Что зреет на де­реве? Составь предложения по схемам:

На дереве зреет черешня.

Черешня зреет на дереве.

Назови первое слово в предложении; второе; третье; четвёртое. Проведи дорожки от плодов к грядке или к дереву.


Посмотри на картинку и скажи, из чего Варя может сварить ва­ренье? Выбери и соедини подходящие плоды с банкой, которую дер­жит Варя. Ответь, из чего Варя варит варенье?

Варя варит варенье из рябины. Какое варенье варит Варя?

Варя варит рябиновое варенье.


Рассмотри картинки и назови их. Эти рисунки сделали Рома и Ри­та. Угадай, где рисунки Ромы, а где рисунки Риты, если Рома рисовал предметы, в названии которых слышится звук «Р», а Рита - предме­ты со звуком «РЬ». Проведи от Ромы к его рисункам дорожки синего цвета, а от Риты к её рисункам проведи дорожки зелёного цвета.



Рассмотри картинки. Определи, из чего сделаны эти предметы (из дерева, из резины, из шерсти). Соедини каждый предмет с нужным кружочком в центре. Скажи, что получилось (шерстяная шапка, дере­вянное корыто, резиновые сапоги и так далее). Деревянные предметы


соедини друг с другом дорожками сиреневого цвета, резиновые - до­рожками розового цвета, шерстяные - дорожками коричневого цвета. Назови все предметы, в названии которых слышится звук «Р», а за­тем все предметы, в названии которых слышится звук «РЬ».



Рассмотри картинки, посчитай, сколько этажей в этом доме? Сколько в нём квартир? Загляни в каждую квартиру и назови пред­меты, которые там находятся. По набору предметов ты легко догада­ешься, кому они принадлежат. Назови профессии всех жильцов. Скажи, чем занимается каждый из них? (Например: дрессировщик дрессирует зверей). Кого из них можно назвать: артист; бортпровод­ница; кондитер; спортсмен; мастер? Назови предметы, в названии которых слышится звук «Р»; «РЬ».


Обрати внимание на рябину и боярышник, в ветках которых пря­чутся птицы от коршуна и ястреба. Посмотри внимательно и скажи, кто прячется на рябине, а кто - на боярышнике? (Например: тете­рев прячется на рябине. Тетерев от ястреба прячется на рябине.) Сравни эти предложения. Нарисуй схемы предложений под деревья­ми. Подумай и ответь, что объединяет птиц, спрятавшихся на ряби­не (звук «РЬ»); на боярышнике (звук «Р»)?


По наличию звуков «Р» и «РЬ» в названиях птиц-хищников дога­дайся, кто из них за какими птицами будет охотиться?


Две черепашки Рокки и Рикки собирают цветы, чтобы сделать гербарий для бабушки (ты, конечно, знаешь, что гербарий - это засу­шенные цветы). Узнай, где Рокки, а где Рикки, если Рокки будет со­бирать цветы, в названии которых слышится звук «Р», а Рикки -цветы, в названии которых слышится звук «РЬ». Помоги собрать цветы Рокки и Рикки, проведи от цветов к Рикки дорожки зелёного цвета, а к Рокки - дорожки синего цвета. Составь предложения по схеме:

 

 

Роккисобирает розы.

Рикки собирает хризантемы.

Гербарий из каких цветов подарит бабушке Рокки; Рикки?

 

 

Перед тобой выставка детских рисунков. Рассмотри и назови ри­сунки первого ряда; второго; третьего; четвёртого (например: в пер­вом ряду находятся арбуз, пряник, ковер и так далее). Назови второй рисунок в первом ряду; первый рисунок в третьем ряду; третий рису­нок в четвёртом ряду; второй рисунок во втором ряду и так далее.

 

 


 

 


 


Помоги клоунам сыграть в лото. Внимательно рассмотри картинки в руках у клоунов. Количество слогов в названии картинки подскажет тебе, что собирает каждый из них. «Раздай» картинки-лото клоунам. Какой звук слышится в названии всех этих предметов? Где он стоит?


Золушка навела порядок в кладовке: разложила предметы по пол­кам с учётом места звука «Л». Где спрятался звук «Л» в предметах,


которые находятся на нижней полке; на средней; на верхней полке? Нарисуй схему места звука в слове возле каждой полки.


 



Рассмотри картинки. Найди разным иголкам, молниям и каждо­му луку своё место. Соедини их с нужной картинкой в центре.


Внимательно рассмотри картинки и скажи, что сделано из метал­ла, а что - из стекла? Предметы из стекла обведи голубым кружоч­ком, а предметы из металла - жёлтым. Где спрятался звук «Л» в ка­ждом из этих слов?


 



Внимательно рассмотри картинки. Найди предметы, которые обычно бывают жёлтого; голубого; белого цвета. Раскрась их. Составь цепочки из предметов белого цвета; жёлтого; голубого. Назови их.


А теперь подумай и ответь, про какие предметы можно сказать мой; моя; моё? Какой звук повторяется в названии этих предметов и в названии цвета?


Составь пары предметов с помощью дорожек. Объясни свой выбор. Какие картинки ты соединил? (Например: я соединил бутылочку мо­лока с младенцем.)



Внимательно рассмотри картинки и догадайся, кто с кем поменял­ся лапами (ногами)? Назови слова, которые состоят из одного слога; из двух слогов.


1. Володя сначала съел шоколад, а потом яблоко. Что он съел поз­же? Что не съел Володя? Что находится около яблока? А что нахо­дится около шоколада? Раскрась эти предметы.



 


2. Выбери тот рисунок, на котором кукла Мила сидит около юлы. Обведи его. Скажи, какие предметы находятся около куклы на дру­гих рисунках?




 


В летний солнечный денёк на поляне перед своим логовом забав­лялись ловкие волчата. И было их у волчицы пятеро. Скажи, как звали волчат, если у одного волчонка был белый лоб, у другого - бе­лый нос, у третьего - белая лапа, у четвёртого - белый бок, у пятого -белый хвост? Любимыми увлечениями волчат были игры в футбол, волейбол и баскетбол.

Посмотри на картинки и скажи, кто из волчат играет в футбол, кто - в волейбол, кто - в баскетбол? Что необходимо для каждой из этих игр? Как называется мяч для футбола, мяч для волейбола, мяч для баскетбола? Обратись к старшим, чтобы они помогли тебе на­звать другие спортивные игры, где используется мяч.


Злая колдунья заколдовала эту птицу. Ты «оживишь» её, если сможешь описать, как она выглядит, раскрашивая её в такой после­довательности: у птицы жёлтый бок - какая она? - (желтобокая); жёлтое брюхо - ...; жёлтая голова - ...; жёлтая грудь - ...; жёлтый нос - ...; жёлтый хвост - ... .

Назови эту птицу (в её названии спрятано название самой извест­ной реки в России).


Рассмотри картинки, назови их. Какой звук объединяет все эти предметы? «Наклей» картинки в альбомы с учётом места звука «ЛЬ» в названиях предметов. Соедини картинки с альбомами.


 



Узнай и назови, какие предметы засосал пылесос? Контуры пред­метов обведи разноцветными карандашами. Назови слова с одним слогом; с двумя; с тремя слогами.


Оля и Коля любят создавать изо льда различные скульптуры: Оля - птиц, а Коля - животных. Назови фигурки Коли (например: ледяной лев и так далее), Оли (например: ледяная цапля и так далее).


Про какие фигурки можно сказать: Колин? Колина? Олина? Олин? Какие фигурки ближе к Коле, а какие - к Оле? Что дальше от Коли? От Оли?


1. Сестрички Юля и Поля собираются гулять. Ты легко различишь девочек (Юля - маленькая). Что из нарисованных предметов подой­дёт для Юли, а что - для Поли? Соедини их с девочками.-А теперь-раскрась предметы каждой из девочек в их любимые цвета (обрати внимание на цвет их шляпок). Составь предложения по образцу: у Поли кошелёк, а у Юли кошелёчек.


2. Найди ключи для девочек. «Прикрепи» к ним (нарисуй) ленточ­ки нужного цвета.


Назови героев сказок. В их именах спрятались звуки «Л» и «ЛЬ». Билеты в руках героев, в именах которых слышится звук «Л», раскрась синим цветом, а билеты сказочных персонажей,

 

 

 

 

в именах которых слышится звук «ЛЬ», - зелёным цветом. А те­перь подумай, в каком самолёте полетит каждый из них? Соедини героев с самолётами.


 

Назови предметы на картинках. Скажи, что из чего сделано? (На­пример: из подсолнуха - подсолнечное масло, подсолнечная халва.) Покажи стрелками, что из чего сделано.


Перечисли продукты, в названии которых слышится звук «Л», и «положи» их на верхнюю полку холодильника. А теперь назови про­дукты, в названии которых слышится звук «ЛЬ», и «положи» их на нижнюю полку холодильника. Каким продуктам не нашлось места?


Рассмотри картинки и скажи, кого и что ласкает солнышко свои­ми лучами? Проведи от солнышка лучики к каждой картинке. От­веть по схеме:

Солнышко ласкает яблоню.

Что даёт нам всем солнышко? В какое время года солнышко самое ласковое и тёплое?




 


 



Расскажи об этом времени года. А каким бывает солнышко зимой; весной; осенью? Найди нужные слова, которые расскажут о зимнем, весеннем и осеннем солнышке (палящее, жгучее, тёплое, холодное, нежное, ласкающее, далёкое, ленивое, тусклое, яркое и так далее).


 



Рассмотри картинки, назови то, что на них нарисовано. А теперь выбери те картинки, в названии которых слышится звук «Р»,


 



раскрась их. Точно такую же работу проделай в отношении картинок со звуками «РЬ», «Л», «ЛЬ».



Рассмотри предметы, назови их. Подумай и скажи, в какие группы можно объединить эти предметы? Про какие фрукты и ягоды можно сказать «кислый», про какие - «сладкий», а про какие - «кисло-слад­кий». Соедини каждый из них с нужным кружочком в центре.


Игра «Весёлые карандаши»

Играют двое. Для игры понадобятся кубик и две пуговицы-фиш­ки. Игроки ставят свои фишки перед домиком в начале дорожки. За­тем по очереди бросают кубик и передвигают фишки на столько гео­метрических фигур и картинок, сколько выпадет точек на кубике. Если фишка попадёт на кружок, треугольник, прямоугольник или


квадрат, игрок дорисовывает фигуру так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Если он повторяет рисунок, который уже есть на иг­ровом поле, то получает одно очко, если придумывает новый - полу­чает три очка. При этом он сообщает, что из чего у него получилось (например: прямоугольник я переделал в радиоприёмник). Выигры­вает тот, кто к концу игры получит больше очков.

Раскрась рисунки на игровом поле цветными карандашами.


Повар ресторана готовит обед для посетителей. Подумай и скажи, какие блюда приготовил повар? А для этого внимательно рассмотри и назови продукты, лежащие на полках слева и на полках справа. По недостающим продуктам, а также другим признакам ты сможешь


догадаться, какие блюда приготовил повар (борщ, салат). А что гото­вит твоя мама на каждый день; на праздник? Назови свое любимое блюдо. Поинтересуйся, что любят члены твоей семьи?


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.