Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ



 

Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко

Занимательные

упражнения по развитию речи

Логопедия

для дошкольников

 

Альбом 2 • Звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Москва

Астрель • ACT 2001


 


Зуева Л. Н,, Костылева Н. Ю., Солошенко О. П.

3-93 Логопедия для дошкольников: Альбом 2. — М.: ООО «Изда­тельство Астрель», 000 «Издательство ACT», 2001. — 80 с: ил.

ISBN 5-17-004602-2 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-217-01316-2 (ООО «Издательство Астрель»)

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5—7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков.

Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, роди­телям.

УДК 373 ББК 74.100.5

ISBN 5-17-004602-2 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-217-01316-2 (ООО «Издательство Астрель»)

© ООО «Издательство Астрель», 2001


Уважаемые взрослые!

Перед вами второй альбом комплекта, состоящего из четы­рех красочно иллюстрированных изданий, каждый из которых предназначен для работы над определенной группой звуков. Этот выпуск посвящен группе шипящих звуков.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизно-шения (и на том же звуковом материале) уточняется и расши­ряется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонематическое восприятие. Это достигает­ся вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где он -активный участник, способный рассуждать, обобщать, анали­зировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой -предоставляем широкое поле для фантазии и творчества.

Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упраж­нения должны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, закрепления изолированного звука и закреп­ления звука на уровне слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начинается на этапе закрепления звука в слове. Подбор заданий идет по выбору логопеда.

Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет рабо­тать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами кар­тинки, выполняя задания, которые вы ему прочитаете.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изображенные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, надо чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ребенку приходилось самому исполь­зовать эти слова.

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим ре­комендациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии дополнить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!


Рассмотри картинки. В названии всех этих предметов спрятался звук «Ш». А теперь поиграй с мамой или другом в игру «Кто первым придет к финишу». Участники игры устанавливают фишки на старте. Первый игрок бросает кубик, передвигает свою фишку по игровому полю на столько клеточек, сколько точек на грани кубика, называет нарисованные в них предметы и определяет место звука «Ш» в слове.


Попав на клеточку со схемой, игрок должен придумать слово со зву­ком «III» в соответствии с нарисованной схемой ( - ш в начале слова, - ш в середине, - ш в конце слова). Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу. А теперь назови только те предметы, в которых звук «Ш» встречается в начале слова. В середи­не. В конце. Про какие предметы можно сказать мой; моя; мое?


Внимательно рассмотри картинки. Помоги мартышке, петушку, кошке и кукушке найти шарики, которые подходят к ним по рифме (например: кукуШка-катуШка и так далее). Соедини шарики с их владельцами разноцветными ниточками по образцу.


Какие рифмующиеся пары получатся из оставшихся шариков? Соедини их друг с другом. Какой звук слышится во всех этих словах? Назови слова с одним слогом; с двумя слогами; с тремя слогами. В каком слове четыре слога?


К картинкам, расположенным в круге, подбери подходящие по смыслу картинки вне круга. Соедини их и назови.




Рассмотри карточки с картинками, назови их. Найди лишнюю карточку в первом и втором ряду. Объясни, почему она лишняя. Ка­кой звук встречается в названии всех этих предметов?


Рассмотри и сравни пары предметов. Догадайся, что забыл нари­совать художник. Назови и дорисуй.


Помоги лягушатам составить цепочки слов таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова являлся началом следующего. Все первые картинки обозначены красными точками. Назови только те слова, в которых звук «Ш» прячется в конце слова.


Лягушата соревнуются в прыжках. Проведи разноцветными карандашами по точкам дорожку от каждого лягушонка, и ты узна­ешь, кто куда прыгнул. Скажи, какой лягушонок куда прыгнул.


1. Послушай стихотворение «Шишки у Мишки» и скажи, о каких шишках идет речь.


Бросил палку кверху

Мишка

Падай в шапку с ёлки,

шишка!

Шишка - хлоп по голове

Стало шишек сразу две.


2. Рассмотри картинки слева. Оба эти предмета имеют одно на­звание. Какое?


 

 

 

 

Соедини картинки слева с подходящими по смыслу картинками
справа.                 

3. Сравни два гребешка и соедини с нужными по смыслу картин­ками.


1. Соедини каждую шашку с нужной картинкой. Объясни.



2. Найди каждой шапке и шляпке свое место (соедини дорожка­ми). Что ты можешь сказать о каждой шапке и шляпке?


Миша хочет пересчитать свои игрушки. Помоги ему это сделать. Сколько у Миши матрёшек; машин; мишек и так далее. Назови иг­рушки, в названии которых три слога; два слога. Каких слов больше?


1. Что приготовила мама Мише на завтрак?

2. Что съел Миша?


У Мартышки день рождения. Внимательно рассмотри картинки и скажи, кто пришёл к ней в этот день и что подарят Мартышке Лошадка, Петушок, Мишутка?


Все подарки Мартышка повесила на пальму. Нарисуй по точкам и раскрась сначала те подарки, которые подарил Петушок, потом те, ко­торые подарила Лошадка, и затем подарки, которые принёс Мишутка.


Рассмотри все машины, изображённые на рисунке. Назови их. Объясни назначение каждой. На какой из этих машин смогут умчать­ся воробушки, преследуемые коршуном? На чём летят воробушки к машине? Что объединяет слова: коршун, машина, воробушки? Обра­ти внимание на место звука «Ш» в этих словах.


В квадратах соедини точки по образцам.


Рассмотри картинки. Скажи, какие предметы для Хрюши, а какие - для Миши (например: для Хрюши - лукошко).


Нарисуй окошко выше Мишкиного, но шире Хрюшиного.


1. Рассмотри картинки. Назови головные уборы. В какое время го­да и в какую погоду носят каждый из них? Про какие головные убо­ры можно сказать: шерстяная, фетровая, меховая? А теперь подумай и ответь: кто где спрятался? Как ты догадался? (Потому что из-под шапки выглядывает кукушиный хвост.)

Составь предложения, опираясь на схему:

Кукушка спряталась под шапку.

Сколько слов в предложении? Назови первое слово в предложе­нии; второе; третье; четвертое. Какое маленькое слово? (Под.)

2. Назови лишнюю картинку. Объясни, почему ты думаешь, что она лишняя.

 

 

1. Сравни головные уборы на каждой карточке. Скажи, чем они отличаются. Дорисуй.

2. Раскрась большие шапки так, чтобы маленькая шапка оказа­лась между синей и красной, а красная - рядом с зелёной.


Внимательно рассмотри картинки. Эти люди выполняют разную работу. Можно сказать: у них разные ... (профессии). Скажи, кто: прыгает с парашютом; прокладывает курс самолёту; добывает уголь;


шьёт; печатает на пишущей машинке; водит поезда; водит автомоби­ли; поднимает штангу; играет в шахматы; штукатурит. Соедини кар­тинки как надо.


Даша шьёт обновки для своих любимых игрушек: Чебурашки, Мы­шонка, Мишки, Маши. Что Даше для этого нужно? Назови. Внима­тельно рассмотри вешалки с одеждой и соедини их с Дашиными иг­рушками. Расскажи, как одеты Чебурашка, Мышонок, Мишка, Маша.


Нарисуй по точкам вышивки на подушках - и ты узнаешь, для ко­го их вышила Даша.


Перед тобой ателье Мышонка по пошиву и ремонту одежды. Рас­смотри картинки и расскажи, что нарисовано на каждой. Какие за­казы надо выполнить Мышонку? (Пришить к рукаву манжеты; пришить к шубе вешалку; подшить у платья подол; зашить дырку


на кармашке; нашить на кармашек эмблемы с вишенкой; сшить шорты; вышить букашек и вишенку на шапочках.)

Помоги Мышонку вышить рисунки на шапочках.


Матрёшки Глаша, Луша и Катюша взяли лукошки и пошли соби­рать шампиньоны. У Глаши косынка в горошек, а Катюша меньше всех. Покажи каждую из матрёшек. Скажи, кто за кем шёл? Кто ко­го выше? Кто кого ниже? Чьё лукошко самое маленькое. «Положи» (проведи дорожки) в лукошки матрёшек те шампиньоны, которые каждая из них нашла. Кому ты положишь в лукошко самый большой шампиньон? Почему? Чей шампиньон меньше всех? Почему?


Соедини подходящие друг к другу половинки матрёшек от мень­шей к большей.


Мышиный король объявил войну мышеловкам. Чтобы победить в этой войне, он ежедневно муштровал своё мышиное войско. Рассмот­ри картинки и расскажи, как проходила подготовка мышей к войне. А теперь составь по каждой картинке предложение с опорой на схемы.


Разбери свои предложения: «прочти» (произнеси) предложение; посчитай, сколько в нём слов; назови первое слово; второе и так далее. Назови маленькие слова в предложении.


Внимательно рассмотри картинки-шутки и скажи, как бывает, а как не бывает. В чём ошибся художник (например: на дереве не рас­тут ландыши и ромашки)? Что значит лошадь «в яблоках»? Те ли


яблоки нарисовал художник? Подходит ли этот гребешок Петушку? И так далее. Какой звук встречается в названии каждого предмета? Где он прячется (в начале слова, в середине, в конце слова)?


К кружочку справа проведи жёлтые стрелки от всех предметов, ко­торые отвечают на вопрос «кто?», а к кружочку слева проведи оранже­вые стрелки от всех предметов, которые отвечают на вопрос «что?».


Про кого или про что можно сказать мой; моя; моё; мои? Какой звук прячется в названии всех этих предметов? Определи место звука «Ж» в каждом слове.


Рассмотри картинки, назови их. Найди среди них те, что подходят друг к другу по рифме. Соедини их между собой. В каких словах нет


звука «Ж»? Назови слова с одним слогом; с двумя. В каких словах три слога; четыре слога? Найди самое длинное слово. Сколько в нём слогов?


Рассмотри картинки. Определи, из чего сделаны эти предметы (из кожи, бумаги, трикотажа). Соедини каждый предмет с нужным кружочком в центре. Скажи, что получилось (кожаный жилет,


трикотажный жакет, бумажный пакет и так далее). Назови слова со звуком «Ж».



 


Рассмотри картинки и скажи, кого рисует художник? Какие жи­вотные и сколько позируют художнику? Кого ещё, кроме животных, ты видишь? Всё ли художник нарисовал, что увидел? Найди ошибки художника.


Рассмотри картинку. Сколько этажей в ближнем доме? Какой это дом? (Трёхэтажный.) Назови жителей этого дома. Кто живёт на пер­вом этаже; на втором этаже; на третьем этаже? Между кем живёт жу­равль; жираф? Назови соседей жабы по этажу. Кто живёт ниже жере­бёнка; жирафа; жабы? Как ты думаешь, на каком этаже поселятся новые жильцы? Кто они? Назови их будущих соседей.

Рассмотри многоэтажные дома. Какой из них ниже? Сколько в нём этажей? На сколько этажей выше соседний дом? Сколько этажей нужно достроить в строящемся доме, чтобы он стал девятиэтажным?


Медвежонок живёт на девятом этаже. Какую кнопку в лифте он нажмёт? Ёжик живёт двумя этажами ниже. Какую кнопку он нажмёт? Кто из них живёт выше; ниже? Кто выйдет из лифта рань­ше? Сколько этажей в твоём доме? На каком этаже живёшь ты?


Рассмотри картинки. Что их объединяет? Их называют «рыжика­ми» , потому что они все рыжие. Послушай загадки и догадайся, о каком «рыжике» в каждой из них идёт речь. Выучи понравившуюся загадку.



Этот Рыжик возле будки На посту вторые

сутки. Не мяукает,

а лает,

Рыжим хвостиком виляет.


Этот рыженький зверёк Делает запасы впрок, Прячет их в своё дупло, Где уютно и тепло. Прыгает по веткам ловко, Не желает грызть

морковку.

Но зато быстрее всех Разгрызёт любой орех.


Рыжий хвост, глаза

и лапы,

Рыжий носик, как

у папы.

Этот Рыжик на окошке

Спит, прижавшись

к маме-кошке.


Этот Рыжик под кустом Замер с рыженьким

хвостом.

Не щенок и не котёнок Хитрый рыженький... (лисёнок).


Крылья, клюв

и гребешок. Этот Рыжик...

(петушок).


В рыжей шляпке

у дорожки Он стоит

на толстой ножке. К рыжей шляпке

лист прилип. Этот рыжик -вкусный...

(гриб).


Этот Рыжик с рыжей гривой,

Он брыкается игриво. Рыжей лошади

ребёнок. Кто же это...

(жеребёнок).


 


Раскрась листья по образцу. Посчитай, сколько листьев ты раскрасил. Какие это листья и с каких деревьев они упали?


Совпадают ли отражения медвежат с реальными изображениями? Назови эти несовпадения. Скажи, что держит каждый медвежонок? Составьпредложения про медвежат по данной схеме:

У медвежонка жаба.

Какое маленькое слово стоит в начале каждого предложения? (У)


В каждом ряду найди и обведи «лишний» предмет. Объясни, почему он лишний? Какой звук встречается во всех словах? Найди место звука «Ж» в лишних словах.


Назови профессии изображённых на рисунке людей (жонглёр, ху­дожник, дирижёр, пожарный). Кому что нужно для работы? Возьми цветные карандаши и соедини подходящие друг к другу картинки.



Женя и Анжела — лыжники. Определи место звука «Ж» в именах детей. У кого из детей лыжи жёлтого цвета, а у кого - оранжевого, ты догадаешься, если соотнесёшь позиции звука «Ж» в именах и цвете лыж. Раскрась лыжи нужным


цветом. А теперь проложи лыжню детям следующим образом: соединяй последо­вательно флажки с учётом места звука «Ж» в словах. Мимо каких флажков проедет Женя; Анжела? Назови.


 


Женя и Жанна подбирают одежду из журнала мод. Как называет­ся одежда для женщин; мужчин? Какие предметы одежды может вы­брать для себя Женя? Жанна? Из чего они сделаны? В ответах исполь­зуй следующие словосочетания: кружевные манжеты и воротник,


ажурный джемпер, бежевые джинсы, кожаный пиджак, трикотаж­ный жакет и так далее. Составь предложения по схеме:

Женя выбрал кожаный жилет.

Назови третье слово в каждом предложении.


Перед нами большое дружное медвежье семейство. Несмотря на род­ство, характеры у всех медведей очень разные: один медвежонок жад­ный, другой - вежливый, третий - невежа, четвёртый - невежда, пя­тый - мужественный, шестой - прожорливый, седьмой - неуклюжий,


На картинке ты видишь выступающего на арене цирка жонглёра. Он освещен разноцветными прожекторами. Догадайся, что здесь нари­совано неправильно? (Тень от жонглёра в лучах разноцветных про­жекторов должна падать в противоположном направлении.)


1. Перед тобой джинн с двумя жемчужными ожерельями. Они со­ставлены из одинаковых по форме и весу жемчужин. Одно из них сто­ит дороже. Догадайся, почему? (Ожерелье в правой руке дороже, по­тому что в нём больше жемчужин.)

2. Какой из фрагментов повторяет часть картинки, а какой фраг­мент нарисован дважды? Найди и покажи их.


Внимательно рассмотри картинки. Соедини мячи с подходящими по смыслу рисунками на них (например: лодочка - волчок). Какой звук встречается в названии этих предметов? Найди место звука «Ч» в каждом слове.В названии какого предмета нет звука «Ч»?


Найди к картинкам из левого столбика подходящие по рифме кар­тинки из правого столбика. Соедини рифмующиеся пары по образцу: крючки - червячки. Назови слова, в которых звук «Ч» слышится в конце слова.


Соедини предметы таким образом, чтобы последний звук преды­дущего слова являлся началом следующего. Все первые предметы обозначены красными точками. Определи количество слогов в каждом слове.


1. Раскрась больших бабочек так, чтобы маленькая бабочка оказалась между коричневой и чёрной, а чёрная бабочка - рядом с оранжевой.

2. Определи, какая свеча догорает быстрее остальных. Объясни, почему ты так думаешь?


Рассмотри и назови картинки. Соедини картинки большого разме­ра с большим чемоданом, а маленькие картинки - с маленьким чемо­даном (например: кулич - куличик). Какой звук объединяет названия всех этих предметов? Где спрятался звук «Ч» в каждом из этих слов?


1. Рассмотри картинки, назови их с учётом цвета (например: чёр­ные чулки и так далее). «Уложи» картинки чёрного цвета в чёрный чемодан, а картинки коричневого цвета — в коричневый (соедини их дорожками соответствующего цвета). Перечисли картинки, про кото­рые можно сказать чёрный (коричневый); чёрная (коричневая); чёр­ные (коричневые); коричневое?

2. Раскрась большие чемоданы так, чтобы маленький чемодан был между чёрным и коричневым, а коричневый был рядом с чемоданом в клеточку.


Рассмотри картинки. Какие предметы называются одинаково: «ручка», «клеточка», «ключ», «крючок». Соедини картинки


с одинаковым названием дорожками одного цвета. Объясни назначе­ние каждого из предметов. Составь предложения по каждой картинке.


Рассмотри внимательно эту чудесную «Улочку мастеров». Назови тех, кто живёт на этой улочке. Можно ли назвать всех жителей одним словом? Определи профессию каждого из жителей. Что делает пчела? (Пчела - врач. Она лечит жителей.) Так же расскажи о паучке, ба­бочке, червячке, жучке, мухе, кузнечике, сверчке. К представителям


каких профессий подходят следующие слова: чуткий, отзывчивый, трудолюбивая, энергичный, ловкий, знающий, терпеливый, акку­ратный, талантливый, умелый? Прячется ли звук «Ч» в названии всех этих насекомых? В каком слове этот звук отсутствует?


Почтальону нужно раздать посылки, которые скопились на почте. Ты можешь помочь ему. Рассмотри посылки. По картинкам, располо­женным слева, ты сможешь определить отправителей этих посылок. Назови их. А теперь посмотри на картинки, расположенные с правой стороны посылок, и ты узнаешь их содержимое. Скажи, что лежит в каждой посылке? А сейчас подумай и догадайся, кому адресована каждая из этих посылок? Расскажи о своих догадках почтальону.


«Раздай» посылки адресатам - проведи дорожки. Рассказать о том, кто, что и кому отправил, тебе помогут схемы предложений. Для сво­их ответов выбери подходящую.


Рассмотри картинки. Назови пассажиров, стоящих на перроне. Можно ли их назвать одним словом? Какие из этих животных назы­ваются дикими, а какие - домашними? Почему? Все они отправляют­ся в путешествие. Помоги им разместиться по вагончикам так, чтобы не страшно было ехать с соседями. Соедини каждую пару животных с нужными местами в вагончиках. А теперь помоги пассажирам


разместить свои чемоданы. Догадайся, где чей чемодан? Объясни. (Это волчий чемодан, так как на нём нарисована волчья пасть.) На бирочках чемодана проставь номера мест их владельцев. Ещё раз вни­мательно рассмотри картинки и назови все предметы, в названии ко­торых прячется звук «Ч».


Рассмотри открытки и назови предметы, нарисованные на них. Какой звук объединяет все эти слова? «Опусти» открытки в почтовые ящики с учётом схемы места звука «Щ» в слове, расположенной на каждом из них. Соедини открытки с ящиками дорожками. Определи количество слогов в каждом слове и назови самое длинное.


Объясни назначение каждого из ящиков, изображённых на рисунке. Составь предложение про каждый из ящиков.


Осьминог коллекционирует разные щётки. Объясни осьминогу назначение каждой щётки. Проведи от щёток дорожки к подходя­щим картинкам.


Составь предложение про каждую щётку. Назови самое короткое предложение и самое длинное. Сколько слов получилось в коротком предложении; в длинном?


1. Подумай и ответь.

Петя прячется от Коли. Кто кого ищет? К Ане приходила Оля. Кто кого навещал? Света просит прощения у Юли. Кто кого прощает? Кате предлагает яблоко Оля. Кто кого угощает?

2. Послушай и выбери правильное предложение.

У Димы день рождения, потому что ему подарили щенка. Диме подарили щенка, потому что у него день рождения.

В роще щебечут птицы, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что в роще щебечут птицы.

Колесо сломалось, потому что в него попала щепка. В колесо попала щепка, потому что оно сломалось.


1. Послушай и ответь правильно.

Суп не такой густой, как каша. Что гуще?

Сахар не такой сладкий, как мёд. Что слаще?

Левый ботинок не такой грязный, как правый. Какой чище?

Ваня болеет реже Вити. Кто болеет чаще?

У Кати задача сложнее, чем у Иры. У кого задача проще?

Альбом тоньше книги. Что толще?

2. Составь предложение по образцу:

Левый ботинок чистый, а правый - ещё чище.

 


Зуева Людмила Николаевна, Костылева Наталия Юрьевна, Солошенко Ольга Павловна

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Логопедия для дошкольников

Отв. редактор О. Л. Лисицына Технический редактор Л. Б. Чуева

Корректор И. Н. Мокина Компьютерная верстка М. В. Коршунова

Подписано к печати 19.12.2001. Формат 70x90Vi6- Усл. печ. л. 5,85. Бумага офсетная. Тираж 10 000 экз.

Зак. № 3018. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93,

том 2; 953000 — книги, брошюры Гигиеническое заключение №77.99.14.953.11.12850.7.00 от 14.07.2000

ООО «Издательство Астрель»

Изд. лиц. ЛР № 066647 от 07.06.99

143900, Московская обл., г. Балашиха, пр-т Ленина, 81

ООО «Издательство ACT» Изд. лиц. ИД № 02694 от 30.08.2000

674460, Читинская обл., Агинский р-н, п. Агинское, ул. Базара Ринчино, д. 84 Наши электронные адреса:

WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru

Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской

литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации по

делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

170040, г. Тверь, проспект 50-летия Октября 46.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.