|
|||
Определите понятие пенитенциарной психологии.2. Определите понятие пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психология – это отрасль психологии, исследующая факты, закономерности, механизмы поведения осужденных в исправительных учреждениях. Это специфическая среда, где возникают особые социально-психологические явления. Необходимы эффективные средства воздействия на осужденных в процессе исполнения наказания. Чтобы успешно работать в этой области, психолог должен хорошо знать уголовно-исполнительное право, основы педагогики, владеть знаниями в различных отраслях психологии: психологии труда, социальной психологии. Исправительные учреждения решают сложные задачи, они перевоспитывают людей, совершивших преступления, приобщая их к труду, адаптируя к адекватному существованию в социальной среде. Ведущую роль в этом процессе играет психолог. В уголовно-исполнительной системе многих стран психологическая служба находится на высоком уровне. На Первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году были приняты правила обращения с заключенными. Здесь же была поставлена проблема работы психолога в учреждениях исправительного типа, в обязанности которого должна входить разработка исправительной программы для каждого вновь прибывшего заключенного. Программа должна быть построена на основе изучения индивидуальных особенностей, характера человека, его склонностей и способностей. Строго следуя этим установкам, психологическая служба стала одним из главных элементов пенитенциарной системы многих стран мира. 3. Какова роль ресоциализации и насколько она эффективна? Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства. Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к гражданской жизни является тяжелым и болезненным. Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается. Таким образом, ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях (эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека).
4. В чем выражается адаптация и дезадаптация осужденных? Решение проблемы пенитенциарного стресса, сопровождающего личность осужденного с момента заключения под стражу и до освобождения, связано с изучением психологических характеристик начального этапа стресса, который традиционно представлен в пенитенциарной теории и практике в виде процесса адаптации. Анализ данной проблемы в исторической ретроспективе, проведенный по работам педагогических, юридических и пенитенциарных психологов, показал, что интерес к перевоспитанию преступников в педагогике появился еще в 30-е годы прошлого века. Заслуживают внимания труды Ю.М. Антоняна, Н.А. Беляева, В.И. Гуськова, Н.И. Волошина, А.Ф. Зелинского, И.А. Стручкова, И.В. Шмарова. Проблеме социальной реадаптации посвящены исследования И.Н. Да- нынина, В.С. Потемкина и других авторов. Вместе с тем в них имеется определенная односторонность подходов к процессам адаптации и перевоспитания, ограниченная рамками трудового и бытового устройства осужденных с явным преобладанием практического аспекта.
Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации осужденных сегодня представляются наиболее важными, поскольку педагоги, психологи и юристы едины в понимании того, что процесс исправления (социально-психологической реабилитации) является «переменной» от влияния ряда важных организационных факторов. К ним относятся: режим содержания осужденных, социально-воспитательная и общественная работа, проводимая сотрудниками учреждения, организация свободного времени и досуга. Эти аспекты должны быть раскрыты в пенитенциарной педагогической психологии, важнейшей задачей которой является выяснение психолого-педагогических факторов адаптации и реадаптации осужденных в пенитенциарном учреждении. Выделяются следующие стадии и варианты социальной адаптации и одновременно дезадаптации у осужденных: 1) начальная адаптация - усвоение действующих в новой социальной среде ценностей и норм, овладение соответствующими формами деятельности, уподобление остальным членам сообщества (группы). Нарушения процесса адаптации на этой фазе проявляются в повышенной конформности, зависимости; 2) индивидуализация - преодоление противоречия между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к персонализации. Нарушения адаптации в этой фазе приводят к развитию агрессивности, подозрительности, негативизма; 3) интеграция, сопровождающаяся вхождением в сообщество: индивид полностью принимает групповые нормы поведения и предложенную ему социальную роль, группа включает индивида в свою среду. Нарушения адаптации на этой фазе приводят к изоляции либо вытеснению индивида из группы. Успешность адаптации и реадаптации осужденных зависит оттого, насколько воспитательные воздействия являются едиными во всех службах пенитенциарного учреждения при опоре на психологическую службу. Главной стратегией психологической службы УИС должен определяться переход от карацентризма к гуманоцентризму, от тюремной субкультуры к культуре человеческого достоинства. Психолого-педагогические условия ИУ при этом обязаны исключать дегуманизацию, центрироваться не на «сломе» личности, а на ее духовном возрождении. Пенитенциарным психологам и педагогам необходимо учитывать, что процесс адаптации и реадаптации осужденных представляет собой сложный взаимозависимый процесс - систе- могенез. Его содержание, этапы и критерии во многом представляют адекватное отражение качества психолого-педагогических усилий и участия в психологическом состоянии осужденных. Главными системообразующими факторами адаптации и реадаптации являются интегральные психологические качества осужденного - духовность, наличие жизненных планов, высокая осмысленность собственной жизни и умение извлекать уроки из прошлого опыта. Необходимо понимание того, что если личность представляется в качестве системного субъектно-деятельностного начала индивида, формирующегося в совместной и профессиональной деятельности, познании и общении с другими (миром), то это и должно стать фактором, определяющим содержание, этапы, механизмы адаптации и реадаптации осужденных. Более того, если личностные смыслы понимаются как индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых совершается ее деятельность, то и личностные смыслы осужденных помогут им выяснить, ради чего они проходят этапы адаптации и реадаптации, каково их содержание и механизмы. Обращение к целостному образу личности, ее структуре, содержанию и формированию имеет особую важность, поскольку различные сотрудники и службы пенитенциарных учреждений далеко не всегда имеют адекватные представления об особенностях внутреннего мира осужденных.
В проведенных нами исследованиях показано, что процессы адаптации и реадаптации осужденных, представляющие интегрированную систему, имеют следующие системообразующие признаки: активность личности, ресурсы совладания, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими, ориентация на развитие и социально полезный труд. При этом центральное место в процессах адаптации отводится самому субъекту, способному управлять собой в критические моменты жизни, брать ответственность за себя, извлекать уроки из негативного опыта, который тоже может быть полезен. В отличие от этого, сим- птомокомплекс рецидивной преступности составляют такие качества, как доминирующий тип взаимодействия, властность, напряженность, вызывающая конфликтность, отсутствие созидающих жизненных планов и уверенности в себе. Психологическая помощь осужденным состоит: 1) в выработке у них антикриминальной устойчивости личности', 2) снижении психической напряженности и минимизации негативных последствий пенитенциарного стресса; 3) анализе их трудному стей во взаимоотношениях с администрацией и осужденными; 4) духовно-нравственном развитии и помощи в осознании своих экзистенциальных проблем, жизненных событий и т.д. Эти взаимоотношения должны быть конъюнктивными и строиться по механизмам дефицитной значимости (наличия доверия, эмоциональной уравновешенности, гуманного отношения друг к другу, психологической безопасности и др.). В этой связи практический психолог в местах заключения должен иметь особую подготовку, в которой большое значение имеют: толерантность, эмпатия, коммуникативная культура, профессиональная подготовка в области психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии. Адаптация проявляется в процессуальном и содержательном аспектах, поскольку является механизмом вхождения личности осужденного как субъекта деятельности в различные объединения, формальные и неформальные группы. С практической точки зрения адаптация осужденных к местам лишения свободы представляется преимущественно в усвоении ими правил внутреннего распорядка, умении личности в целом усвоить режим содержания, приспособиться к нему.
5. Какие психические состояния наиболее типичны для осужденных? Наиболее типичными психическими состояниями, которые свойственны почти всем осужденным, являются состояния одиночества, ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, незащищенности или мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии. Социальная изоляция усиливает потребность человека в общении, невозможность ее удовлетворить вызывает состояние одиночества. Оно вызвано нарушением непосредственных связей с близкими и родными людьми, находящимися на свободе. Состояние одиночества проявляется в виде психологического шока, сопровождается тревогой, депрессией и различными вегетативными реакциями. Для того, чтобы как-то удовлетворить потребность в общении, осужденные прибегают к тайной переписке, персонифицируют предметы и различных живых существ. Из истории известно, что осужденные одушевляли тараканов, пауков, приручали птиц, подкармливая их на зарешеченных окнах. Страдая от одиночества, осужденные силой своего воображения создавали воображаемых партнеров, с которыми начинали разговаривать вслух. Подобные реакции не являются отклонениями от нормы, являясь защитными. Острое одиночество может сопровождаться бессонницей, поздним засыпанием, ранним просыпанием, кошмарными сновидениями. Одиночество может привести к нарушениям психики: состояниям стойкой депрессии, апатии, снижению двигательных функций, неадекватной оценке действительности, потере контроля над временем, нарушению инстинкта самосохранения, покушению на самоубийство.
В местах лишения свободы осужденные постоянно находятся «на виду у других» в силу постоянной охраны и надзора, поведение осужденных постоянно контролируется персоналом мест заключения, личные вещи досматриваются, переписка не является тайной. Осужденные фактически лишены интимной жизни. Публичность вызывает тягостные внутренние переживания, возникающие при длительной групповой изоляции. Осужденные испытывают напряжение и страдание от того, что не имеют возможности побыть наедине с собой. Возникает тревожность, мнительность, скрытность либо, напротив, неоправданная откровенность, раздражительность, внезапные вспышки гнева, злобы, а затем фрустрация. Остроту переживания феномена публичности усиливает скученность осужденных, недостаточная информированность о своем положении, родственниках. Довольно часто осужденные говорят о том, что «все надоело», «надоели одни и те же рожи», «всех ненавижу», «хочу домой» и пр. Порой переживание феномена публичности приводит к побегу или самоубийству. Ф. М. Достоевский писал: «Впоследствии я понял, что кроме лишения свободы, кроме вынужденного труда в каторжной жизни есть еще одна мука, чуть не сильнейшая, чем все другие, это вынужденное общее сожительство». Например, свидания с родными в колонии особого режима проходят в присутствии сотрудников и невозможно поговорить о чем-нибудь интимном. Большинство осужденных страдают от своеобразного чувства неполноценности. На свободе каждый из них был кем-то, занимал определенное, иногда высокое социальное положение, однако наказание и связанное с ним лишение свободы резко снижает статус осужденного. В местах отбытия наказания человек начинает чувствовать, что он никто, страдает чувство собственного достоинства, которое он стремится компенсировать различными способами. Психические состояния осужденных обычно проявляются в виде синдрома. Основной из них - синдром ожидания возможного наступления важного события: следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержания, освобождения. У человека в состоянии ожидания возникает повышенная напряженность, обострение психических реакций. Если ожидается хорошее событие (амнистия, освобождение, приезд на свидание родственников и т. д.), то осужденный испытывает нетерпение и стремится приблизить это событие, подсчитывает оставшееся время. Если ожидается неприятное событие, то осужденный испытывает страх и как бы пытается отодвинуть это событие. Если неизвестен исход события, то испытывает тревогу, подавленность. Тревожный фон усугубляется и может перерасти в депрессию. Депрессивные состояния сопровождаются бессонницей, раздражительностью, растерянностью, озлобленностью, агрессивностью, которые накапливаются, требуя определенной «разрядки» в виде драк, побегов, притеснения слабых, членовредительства.
Особым состоянием лишенного свободы является надежда на лучшее будущее. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода - это надежда на изменение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда - мощный стимул в исправлении личности. Безнадежность и обреченность - тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии. Особенно это присуще осужденным к большим срокам наказания, а также страдающим неизлечимыми болезнями. Лишенным свободы свойственно и такое состояние как незащищенность. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным перед органами правосудия. Ему кажется, что они имеют лишь одну цель - сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так возникает состояние незащищенности. Такой человек пытается защититься. Одна из мер - объединение осужденных в группы. Согласно М. Н. Гернету, «краеугольным камнем, фундаментом тюремной жизни в пенитенциарных учреждениях царской России» было состояние тоски27. Тоска по дому, свободе, родным, друзьям действует на человека с особой силой, вырабатывая специфическую тюремную походку, своеобразную мимику, вызывает повышенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун праздников, семейных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д. От тоски следует отличать скуку - состояние, при котором понижается внимание и интерес к окружающей действительности. Скука вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интересов, ограниченностью кругозора). Скука - неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни усилием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (познавательной, трудовой, общественной и т. д.), другие ищут развлечений, нередко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол. К типическим психическим состояниям осужденных относится апатия - состояние равнодушия, которое вызывает пассивность, парализует волю и интеллект. Осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться, трудиться и участвовать в коллективной жизни колонии.
6. Роль психологической подготовки к условиям жизни на свободе. Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента. Необходимо различать следующие виды психологической подготовки (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985): 1) к отбыванию уголовного наказания осужденными в ИУ определенного вида начиная со следственного изолятора; 2) при перемещении осужденных в рамках ИУ; 3) в связи с переводом осужденных из ВК в ИУ; 4) к освобождению по истечении срока наказания или в связи с условно-досрочным освобождением. Психологическая подготовка к отбыванию уголовного наказания осужденным в исправительном учреждении определенного вида проводится уже в следственном изоляторе. Она предполагает: ослабление или снятие психических состояний, отрицательно влияющих на поведение заключенного в качестве подследственного и подсудимого в следственном изоляторе, формирование состояния раскаяния и установки вести себя честно и правдиво на следствии и в суде. После осуждения в процессе психологической подготовки раскрываются дальнейшие перспективы и цели жизни осужденного: он узнает об условиях содержания в колонии, своих правах и обязанностях. При этом происходит формирование положительного отношения к воспитательной работе, общественно полезному труду, общеобразовательной и профессиональной подготовке. Психологическая подготовка при перемещении осужденных в рамках исправительного учреждения чаще всего осуществляется при изменении условий содержания в связи с прогрессивной системой отбывания наказания (например, при переводе со строгого на общий режим). В случае улучшения условий содержания психологическая подготовка должна включать: а) формирование положительного отношения к представленным льготам; б) вызов у осужденного стремления оправдать оказанное ему доверие; в) ознакомление осужденного с режимом, условиями жизни и работы в новом ИУ, с его новыми правами и обязанностями; г) определение дальнейших перспектив жизни осужденного и последствий его отрицательного поведения (В.Ф. Пирожков, 1975). Содержание и формы психологической подготовки, связанные с перемещением осужденных в рамках исправительного учреждения, зависят от его поведения; вида учреждения, где он отбывал наказание и куда переводится; срока лишения свободы; количества судимостей и т.п. Естественно, что психологическое влияние на осужденного условий содержания в колонии-поселении, где уголовное наказание отбывается в полусвободных условиях, значительно отличается от воздействия тюремного режима. Наряду с общими целями, характерными для всех исправительных учреждений, содержание в колонии-поселении преследует и особенные: а) стимулирование ресоциализации осужденных и твердого становления их на путь исправления; б) подготовка осужденных к жизни на свободе; в) прогнозирование их адаптации после освобождения. Эти цели соответствуют назначению колоний-поселений – вести подготовку и проверку готовности осужденных жить на свободе. Колонии-поселения располагают для этого всеми возможностями: осужденные могут проживать здесь вместе со своими семьями, иметь личное хозяйство, учиться в заочных учебных заведениях. Особенно велика их роль в подготовке к освобождению лиц, утративших родственные связи на свободе. По этому поводу как отечественные, так и западные ученые-пенитенциари-сты высказывают мнение, что для отдельных категорий преступников, утративших связи с родными и близкими вследствие длительного пребывания в местах лишения свободы, а также не имевших до ареста постоянного места жительства или не занимавшихся общественно полезным трудом, путь от режима мест лишения свободы к освобождению должен обязательно проходить через полусвободные и свободные условия жизни. Еще одним видом психологической подготовки являются программы для несовершеннолетних осужденных, переводимых для дальнейшего отбывания наказания из воспитательных колоний в исправительные учреждения в связи с достижением ими совершеннолетия. Как известно, условия отбывания наказания в этих учреждениях значительно отличаются по объему кары и правоограничений, соотношению кары и воспитания, условиям труда и быта, общеобразовательного и профессионального обучения и требуют перестройки адаптивной системы «личность – социальная среда» (В.Ф. Пирожков, 1985). Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является приспособление и реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий. Решение задач психологической подготовки осужденных к жизни и деятельности в новых условиях должно строиться с учетом следующих принципов (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985): 1) нравственной направленности всех проводимых мероприятий; 2) максимального соответствия содержания и объема сообщаемой осужденным информации условиям их предстоящей жизни (в процессе ресоциализации следует создавать такие ситуации, которые могут встретиться осужденному в новой обстановке); 3) систематичности и последовательности (психологическое воздействие на личность осужденного должно быть не эпизодичным, а планомерным и последовательным); 4) дифференцированности и индивидуализации (работу по ресоциализации следует вести с учетом различий между категориями и группами осужденных); 5) активизации и опоры на положительные качества личности. Этот принцип указывает на значимость позитивного в человеке. При освобождении из исправительных учреждений осужденные попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на их психику экстремальное воздействие. В этой ситуации необходима не только установка на новый образ жизни, но и создание условий для реализации этой установки. Для того чтобы облегчить осужденному переход к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению конкретных вопросов, с которыми ему придется встречаться (М.И. Еникеев, 1996). В целях подготовки осужденных к освобождению с ними проводится воспитательная работа, разъясняются их права и обязанности. В исправительных учреждениях подготовкой осужденных к освобождению занимаются инспектора по трудовому и бытовому устройству и начальники отрядов, социальные работники. Психологическую подготовку осужденных к освобождению чаще всего проводят психологи учреждения, о чем свидетельствует опрос начальников отрядов учреждений общего и строгого режима. Иногда психологическая подготовка осужденных к освобождению в ИУ общего режима недооценивается. Это часто объясняют тем, что здесь осужденные содержатся непродолжительное время и, по мнению начальников отрядов, не представляют большой общественной опасности. Однако, учитывая довольно высокий процент рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из ИУ общего режима, следует признать такое мнение не совсем правильным. Известно, что за несколько месяцев до освобождения осужденные начинают переживать так называемый «период ожидания», для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т.п. Их радует скорое освобождение и пугает то, что ожидает на свободе. Перед ними встает масса вопросов: куда поехать? как встретят дома? где жить и работать? У осужденных, которые длительное время отбывали наказание, утеряна способность к самостоятельной и активной деятельности, что в условиях рыночной экономики является непременным условием позитивной адаптации. Период ожидания освобождения характерен тем, что человек начинает недооценивать фактор времени: ему кажется, что оно тянется чрезвычайно медленно. У некоторых осужденных этот период сопровождается снижением активности и появлением мотива необходимости «отдохнуть» перед освобождением. Поэтому начинать работать с осужденными по подготовке их к освобождению следует примерно за 6 месяцев до окончания отбывания наказания (этот срок закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе РФ). Шестимесячный срок наиболее оптимален, так как за менее длительное время можно не успеть провести необходимый комплекс мероприятий, а растягивать подготовку к освобождению на большие сроки нецелесообразно по той причине, что она теряет свою актуальность и растворяется в массе других проблем, возникающих у осужденного. Естественно, что психологическая подготовка связана с социализацией осужденного. Подготовка к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание. Поэтому проводить такую подготовку нужно своевременно, и тогда она поможет осужденным позитивно адаптироваться. Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников по активизации таких качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого. Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе. Практическая подготовка – это приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков и умений в определенной профессиональной сфере. Эти формы подготовки осужденных к жизни на свободе находятся или должны находиться в тесной связи друг с другом и осуществляться с учетом вида режима, срока отбывания наказания, возрастных, криминологических, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности освобождаемого. В.Л. Васильев (1999) разделяет всех лиц, освобождающихся из мест заключения, на три группы: 1) вполне исправившиеся в период отбытия наказания; 2) с дефектами воспитания (положительный прогноз поведения лиц этой категории в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут); 3) не исправившиеся в период отбытия наказания (в процессе нахождения в местах лишения свободы они не только не избавились от своих криминальных взглядов и убеждений, но и обогатили свой преступный опыт; освобождение они связывают с продолжением преступной деятельности). Психологическую подготовку осужденных к жизни на свободе следует строить как на ее индивидуализации и дифференциации, так и на глубоком изучении отрицательных и положительных факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на адаптацию освобождаемого из мест лишения свободы. Программу психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях составляют два ее вида (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985): а) общая психологическая, или заблаговременная подготовка; б) специальная (непосредственная). Программа психологической подготовки направлена на решение задач активизации психической деятельности осужденного как в процессе всего периода отбывания наказания, так и после освобождения (ресоциализация и вторичная социализация личности). Ее специальными задачами могут быть: 1. Развитие и укрепление нравственно ценных черт и качеств осужденного: осуждение им своего прошлого образа жизни; вызов чувства вины и раскаяния за совершенное преступление; формирование установки на правопослушное поведение. Важно оказать положительное влияние на изменение криминальных убеждений осужденного. 2. Вызвать к жизни, развить и укрепить стенические эмоции, которые повышают психическую активность человека в позитивной активности, сформировать умение управлять своими эмоциями и чувствами. 3. Развитие волевой сферы у осужденных – умения преодолевать различные трудности и препятствия, которые встретились или могут встретиться в повседневной жизни. Программа специальной (непосредственной) психологической подготовки включает решение проблем, встающих перед осужденным в определенный период или этап отбывания наказания. К ним можно отнести подготовку осужденного при переводе на другой вид режима, например, из воспитательной колонии в исправительную, к освобождению после отбытия наказания и т.п. Основной задачей специальной, или непосредственной, психологической подготовки является социально-психологическая реадаптация человека. Программа реадаптации освобожденных из мест заключения – это процесс многогранный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с нравственной, психологической подготовкой к жизни после освобождения, освоением ими новых социальных ролей, восстановлением полезных контактов, устранением и нейтрализацией отрицательных факторов, препятствующих их возвращению к категории правопослушных граждан. Положение освобождаемых, как указывалось, осложняется тем, что в период лишения свободы у них снижается, а у некоторых утрачивается способность к самостоятельности и инициативности (буквально все в ИУ предусматривается и организуется администрацией). При выходе на волю они не готовы проявить энергию, инициативу и самостоятельность для того, чтобы преодолеть встречающиеся проблемы и трудности, и идут по пути наименьшего сопротивления, то есть по преступному пути. Ресоциализационная практика в исправительных учреждениях должна быть направлена на уменьшение их изоляционного характера и создание условий, приближающихся к условиям жизни на свободе (бесконвойное содержание, проживание вне колонии, условно-досрочное освобождение, предоставление отпусков и т.п.). Известно, что этих целей мы часто не достигаем, во-первых, в связи с дальнейшей криминализацией осужденного; во-вторых, из-за того, что процесс адаптации освобожденных проходит в условиях, когда бывает трудно получить своевременную помощь от соответствующих служб; в-третьих, вследствие экономической нестабильности, криминогенности общества, отсутствия социальной помощи освобожденным. Чаще всего это касается лиц без постоянного места жительства, несовершеннолетних, не имеющих родителей (одного или обоих), воспитанников детских домов, наркоманов и алкоголиков, освободившихся из мест лишения свободы. Практика подтверждает взаимосвязь длительного пребывания человека в колонии (тюрьме) и трудностей его адаптации в условиях свободы.
|
|||
|