Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль.



 

— Вы знаете теперь, — говорил он, — что наша сценическая работа начинается с вве-дения в пьесу и в роль, магического «если бы», которое является рычагом, переводящим артиста из повседневной действительности в плоскость воображения. Пьеса, роль — это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им. Подлинной «были», реальной действительности на сцене не бывает, реальная действительность — не искусство. Последнему, по самой его природе, нужен художественный вымысел, каковым в первую очередь и является произведение автора.

Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль.

Воображение и фантазия: Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия — то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковёр-самолёт, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия всё знает и всё может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику.

 

А для чего, по-вашему, артисту нужно воображение? — задал встречный вопрос Аркадий Николаевич.

— Как для чего? Чтобы создавать магическое «если бы», «предлагаемые обстоятельст-ва», — ответил Шустов.

Всё ли, что артистам нужно знать о пьесе, даёт им драматург? — спросил Торцов. — Можно ли на ста страницах полностью раскрыть жизнь всех действующих лиц?

Нет, всё это должно быть дополнено, углублено самим артистом. Только тогда всё данное нам поэтом и другими творцами спектакля оживёт и расшевелит разные уголки души творящего на сцене и смотрящего в зрительном зале. Только тогда сам артист сможет зажить всей полнотой внутренней жизни изображаемого лица и действовать так, как повелевает нам автор, режиссёр и наше собственное живое чувство. Во всей этой работе нашим ближайшим помощником является воображение, с его магическим «если бы» и «предлагаемыми обстоятельствами». Оно не только досказывает то, чего не досказали автор, режиссёр и другие, но оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля, творчество которых доходит до зрителей прежде всего через успех самих артистов.

Если воображение играет для артистов такую важную роль, то что же делать тем, у кого его нет? — робко спросил Шустов.

— Надо развивать его или уходить со сцены. Иначе вы попадёте в руки режиссёров, которые заменят недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение?

Между тем активность воображаемой жизни имеет для актёра совершенно исключитель-ное по важности значение. Воображение его должно толкать, вызывать сначала внутрен-нее, а потом и внешнее действие.

Как развивать воображение?—

1. Не насиловать своё воображение, а увлекать его.

2. Ставить цель. В работе вашего воображения должен быть смысл, интересное задание, необходимого при творчестве.

3. мечтания должны быть действенны и активны. Воображение актёра должно толкать, вызывать сначала внутреннее, а потом и внешнее действие.

— Я расскажу вам любимую игру моей шестилетней племянницы. Эта игра называется «Кабы да если бы» и заключается в следующем: «Что ты делаешь?» — спросила меня девочка. «Пью чай», — отвечаю я. «А если б это был не чай, а касторка, как бы ты пил?» Мне приходится вспоминать вкус лекарства. В тех случаях, когда мне это удается и я морщусь, ребёнок заливается хохотом на всю комнату. Потом задаётся новый вопрос. «Где ты сидишь?» — «На стуле», — отвечаю я. «А если бы ты сидел на горячей плите, что бы ты делал?» Приходится мысленно сажать себя на горячую плиту и с невероятными усилиями спасаться от ожогов. Когда это удаётся, девочке становится жалко меня. Она машет ручками и кричит: «Не хочу играть!» И если будешь продолжать игру, то дело кончится слезами. Вот и вы придумайте себе для упражнения такую игру, которая вызывала бы активные действия.

Каждый из моментов её требует необходимых, целесообразных действий, которые логически и последовательно намечаются в нашем воображении. Надо поверить в их необходимость. В противном случае мечтания потеряют смысл и привлекательность.

Допустим, что все мы — члены научной экспедиции и отправляемся в далекий путь на самолёте. Во время перелёта над непроходимыми дебрями происходит катастрофа: мотор перестаёт работать, и аэроплан принужден опуститься в горной долине. Надо чинить ма-шину. Эта работа задержит экспедицию на долгое время. Хорошо ещё, что есть запасы продовольствия, однако они не слишком обильны. Надо добывать себе пропитание охо-той. Кроме того, надо устроить какое-нибудь жилище, организовать варку пищи, охрану на случай нападения туземцев или зверей. Так, мысленно, складывается жизнь, полная тревог и опасностей. Каждый из моментов её требует необходимых, целесообразных дей-ствий, которые логически и последовательно намечаются в нашем воображении. Надо по-верить в их необходимость. В противном случае мечтания потеряют смысл и привлека-тельность.

Всё это проводилось в комнате, были условно выбраны зоны, где самолёт, где лес, где подъем в гору.и т.д.

Тем более, что у нас есть на этот случай свой художник. Он в одну секунду, бесплатно исполняет всякие требования. Ему ничего не стоит мгновенно превратить гостиную, кори-дор, залу во что нам заблагорассудится. Этот художник — наше собственное воображе-ние.

 

Мы были заняты делом. Неправда вымысла заслонялась правдой нашего чувство-вания, физического действия и веры в них.

Но как быть, когда при мечтании имеешь дело с незнакомой жизнью? Это условие создаёт новый вид работы воображения.

Чтоб понять её, отрешитесь снова от окружающей вас сейчас действительности и мыс-ленно перенеситесь в другие, незнакомые, не существующие сейчас, но могущие сущест-вовать в реальной жизни условия. Например: едва ли кто-нибудь из здесь сидящих совер-шал кругосветное путешествие. Но это возможно как в действительности, так и в вооб-ражении.

Эти мечтания нужно выполнять не «как-нибудь», не «вообще», не «приблизительно» (вся-кое «как-нибудь», «вообще», «приблизительно» недопустимы в искусстве), а во всех под-робностях, из которых складывается всякое большое предприятие.

Во время дороги вам предстоит иметь дело с самыми разнообразными условиями, с бытом, обычаями чуждых стран и народностей. Едва ли вы найдёте в своей памяти весь необходимый материал. Поэтому придётся его черпать из книг, картин, снимков и иных источников, дающих знание или воспроизводящих впечатления других людей. Из этих сведений вы выясните, где именно вам придётся мысленно побывать, в какое время года, месяца; где вам предстоит мысленно плыть на пароходе и где, в каких городах придётся делать остановки. Там же вы получите сведения об условиях и обычаях тех или иных стран, городов и прочее. Остальное, чего недостаёт для мысленного создания кругосветного путешествия, пусть творит воображение. Все эти важные данные сделают работу более обоснованной, а не беспочвенной, какой всегда бывают мечтания «вообще», приводящие актёра к наигрышу и ремеслу. После этой большой предварительной работы можно уже составлять маршрут и пускаться в дорогу. Не забудьте только всё время быть в контакте с логикой и последовательностью. Это поможет вам приблизить зыбкую, неустойчивую мечту к незыблемой и устойчивой действительности.

 

Переходя к новому виду мечтания, я имею в виду то обстоятельство, что воображению дано от природы больше возможностей, чем самой реальной действительности. В самом деле, воображение рисует то, что в реальной жизни неосуществимо. Так, например: в мечте мы можем переноситься на другие планеты и похищать там сказочных красавиц; мы можем сражаться и побеждать несуществующих чудовищ; мы можем спускаться на дно морское и брать себе в жены водяную царицу. Попробуйте всё это проделать в действительности. Едва ли нам удастся найти в готовом виде материал для таких мечтаний. Наука, литература, живопись, рассказы дают нам лишь намёки, толчки, точки отправления для этих мысленных экскурсий в область несбыточного. Поэтому в таких мечтаниях главная творческая работа падает на нашу фантазию. В этом случае нам ещё нужнее те средства, которые приближают сказочное к действительности. Логике и последовательности, как я уже говорил, принадлежит в этой работе одно из главных мест. Они помогают приближать невозможное к вероятному. Поэтому при создании сказочного и фантастического будьте логичны и последовательны.

Если судить по собственному ощущению, то воображать, фантазировать, мечтать означает прежде всего смотреть, видеть внутренним зрением то, о чём думаешь.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.