Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ



УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Указательные местоимения в русском языке — это слова, указывающие на предмет, его признак или количество и выделяющие его среди других предметов.

  Указательные местоимения отвечают на вопросы: какой? каков? сколько?

   Что такое указательные местоимения? По значению и грамматическим признакам все местоимения делятся не несколько разрядов.

    Поговорим об указательных местоимениях в русском языке. Местоимения этого разряда имеют название в соответствии с той функцией, которую они выполняют.

Указательные местоимения выделяют среди однотипных вариантов предметов, признаков и количеств такой предмет, признак или количество, который представляет интерес для говорящего в этой речевой ситуации.

   В тот город мы уже не вернемся. Такой беспорядок царит в комнате! Столько солнца вокруг!

Указательные местоимения:  

этот

тот

такой

таков

столько.

Добавим в этот список указательных местоимений устарелые синонимы, встречающиеся в литературе:   

экий

этакий

сей

оный

   Среди указательных местоимений можно выделить местоимения-прилагательные, указывающие на признак предмета:

тот

этот

такой

таков

  Местоимение «столько» указывает на некоторое количество предметов, поэтому назовем его местоимением-числительным.

 

       Склонение указательных местоимений

     Узнаем, как изменяются указательные местоимения, определив, что по грамматической форме местоимения «тот», «такой», «этот» напоминают прилагательные.

   Эти местоимения склоняются и изменяются по родам и числам, как прилагательные: тот человек, та сумка, то сообщение, те дети; такой учебник, такая книга, такое озеро, такие дни; этот портфель, эта вещь, это дерево, эти новости.

Местоимение-числительное «столько» изменяется только по падежам. Падежи Единственное число Множественное число Муж. род Ср. род Жен. род

И. п.

этот ,тот, такой, таков ,это то, такое ,таково, эта, та, такая, такова ,эти, те,такие, таковы, свои, столько.

Р. п. этого, того, такого, этой, той, такой, этих, тех, таких, стольких ,

Д. п. этому, тому, такому, этой ,той ,такой, этим ,тем ,таким, стольким ,

В. п. этого (этот), того (тот), такого (такой), это, то, такое, эту, ту, такую,

этих (эти), тех (те), таких (такие), стольких (столько)

Т. п.этим, те,м таким, этой (этою), той (тою), такой (такою), этим ,теми, такими, столькими

П. п. об этом .о том ,о таком, об этой, о той, о такой, об этих, о тех о таких ,

о стольких

 Местоимение «каков» напоминает краткую форму прилагательного. Как и краткая форма прилагательного, оно изменяется только по родам и числам: каков друг ; какова проблема; каково предложение; каковы мосты. Синтаксическая роль указательных местоимений

В предложении указательные местоимения в одиночку или в сочетании с зависимым словом могут быть подлежащим, составным именным сказуемым, определением или дополнением.

Примеры  Тот вас не поймет. Этот уже давно ушел, его не догонишь. Этого человека Федор знал еще в юности. Узнал все, что ему надо, и был таков. Какова Устинья, такова и ботвинья. Он упорно избегал этого.

 Местоимение «столько» употребляется в сочетании с существительными в форме родительного падежа единственного или множественного числа. Это синтаксически неделимое сочетание «местоимение + существительное» употребляется в предложении в роли подлежащего или дополнения.

Столько берез выросло здесь с тех пор, как я покинул родное село! Я не ожидал столько звонков с поздравлениями.

Местоимения «тот», «такой», «столько» участвуют в формировании сложноподчиненных предложений. Они используются в главном предложении в качестве указательных слов.

 Виктор до сих пор помнит то место, где он с ребятами ловил раков в детстве. Была такая непогода, что, как говорят, добрый хозяин собаку не выгонит. За одну вьюжную ночь выпало столько снега, сколько выпадает за месяц.

 

 

Просклоняйте местоимения ТАКОЙ, ТОТ, ЭТОТ.

 

Найдите в предложениях указательные местоимения.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. В этих гнёздах птицы выведут потомство. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Что посеешь, то и пожнёшь. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Каков привет, таков ответ.

 

 

Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу указательные местоимения.

1. Каков привет, ___________ ответ. 2. Об ___________ они говорили вчера. 3. Она __________ красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ___________ мы не пошли в парк. 5. О ________ деревьях нужно позаботиться. 6. Наша дача стояла по ______ сторону реки, а по _______ простиралось поле да лес заповедный. 7. _______ цветы очень красивые, но _____ мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады _____________.

 

Употребите местоимения ТАКОЙ и ЭТОТ в нужном роде и числе.

 

__________________ звук __________________ звук

__________________ красота __________________ красота

__________________ разочарование __________________ разочарование

__________________ краски __________________ краски

 

Найдите указательные местоимения, определите число, род и падеж этих местоимений.

1) За тем лесом расстилаются поля нашего хозяйства. 2) Надо сходить в тот лес. 3) Около того леса протекает речка. 4) В том озере много рыбы. 5) В том лесу много грибов. 6) Над тем заливом пролетел самолет. 7) В том здании помещается школа.

 

 

 

Прочитайте текст. Подчеркните все местоимения и укажите сверху разряды.

Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто(то) её ра…красил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зелёным цветом она ра…красила р…стущую травку. Таким же цветом покрыла лес. Голубой она под…рила небу, а белый – тем д…лёкие облака. Смотриш… на небо, и тебе к…жется, будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака. Но впереди у Весны ещё столько работы! Разные краски понадобят…ся ей, чтобы создать пр…крас…ный орнамент, чтобы завершить чудес…ные пр…вращения!

 

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Найдите в них указательные местоимения, заключите их в овал. Есть ли в тексте местоимения других разрядов? Каких?

А. Настоящий книголюб ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей.

Б. Ныне не найдёшь такого города или районного центра, где бы не было книголюбов.

В. Книга в нашей стране проникла в те места, которые прежде считались недоступными и непроезжими.

Г. Он ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных.

Ответ: _________________________________

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.