|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемые педагоги! Дорогие родители!
Уважаемые педагоги! Дорогие родители! Многие взрослые ошибочно полагают, что для грамотного письма ребенку необходимо только знание букв. Однако, чтобы в письменной форме передать устную речь, дошкольнику прежде всего следует представлять количество звуков в слове и их последовательность, то есть овладеть ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ. Первой ступенью в этом процессе является выделение в словах гласных звуков (I часть пособия). Формированию у ребенка именно этого навыка посвящается данное пособие. То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве вспомогательного средства мы предлагаем разработанные нами и успешно применяемые ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЗВУКОВ (ЗНАКИ).Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается, чего, к сожалению, нельзя сказать о буквах. Многолетний опыт работы с детьми позволяет нам утверждать, что именно символы (знаки) помогут малышам сделать первый, доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи. Кроме того, представленные в пособии игровые задания тренируют внимание, память, восприятие и мышление ребенка — процессы, необходимые для обучения в школе. Успехов вам! Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т.А.Ткаченко Однажды Буратино стоял перед зеркалом и повторял своё имя. Вдруг он заметил, что губы у него сначала сжимаются в маленький кружок — БУУУУ,затем превращаются в большой круг — РАААА,растягиваются в полоску — ТИИИИи, наконец, становятся похожими на овал — НОООО.Попробуй и ты посмотреть на себя в зеркало и увидишь, как меняется форма губ, когда ты произносишь разные звуки: Получилось? Легко запомнить? Тогда догадайся — какие пары звуков скрываются за следующими знаками?
Ну вот, ты уже и читаешь! А теперь поучимся письму. Можешь отгадать, с какого звука начинается название каждой картинки? Скажи слова, «нажимая», протягивая первый звук (АААкула, ИИИндеец, ОООстров, УУУлитка).А теперь самостоятельно нарисуй ЗНАКуслышанного первого звука.
АКУЛА ОСТРОВ УЛИТКА I Произнеси названия картинок и выдели голосом первый звук. Затем проведи линию от картинки к нужному знаку.
АРБУЗ АНАНАС АЙБОЛИТ
УЛЕИ
УЧИТЕЛЬ АКВАРИУМ 2. Звуки и энаки. Гласные. Пора подвигаться, размяться! Ты не против? Тогда встань пожалуйста и постарайся выполнить трудное задание: если услышишь в начале слова звук У — губы вперёд и руки вперёд, звук И— губы растягиваются в стороны и руки в стороны, звук О — губы растягиваются вверх и вниз, а ты подними одну руку вверх, а другую опусти вниз. А теперь слушай в предложении каждое слово и реагируй на первый звук движением: Оля Увидела Индюка и Улыбнулась. Ира Укрыла Игрушечного Ослика. Илюша Очень Увлечён Игрой. Иней Укутал Избушку. Иван Унёс Инструменты. А сможешь ли ты догадаться, какой звук пропущен в начале слов? Если отгадаешь — нарисуй, пожалуйста, нужный знак в пустом квадрате. БРИКОС НТЕННА ЧИТЕЛЬ МЫВАЛЬНИК НТИЛОПА ПТЁКА Поищем в начале слов другие звуки. Ты не забыл наши знаки? Полоска обозначает звук И, овал — звук О. Вспоминаешь? Тогда проведи линию от картинки к нужному знаку.
ОСТРОВ ИГРУШКИ ИНДЮК
ОВОЩИ ИГЛА ОКНА
ИЗБА ОБЛАКО ИНСТРУМЕНТЫ
2* ОСЫ А вот новый звук: грозный, сердитый Ы. Послушай, как он сердится: ЫЫЫЫЫ. Когда мы говорим его, нижняя губа опускается и форма губ напоминает половинку круга. Посмотри в зеркало, сравни Ы—
Звук Ынеобычный. Он никогда не бывает в начале слова, а вот в конце слов его можно услышать часто. Попробуй потянуть конец слова и встретишься со звуком Ы. ШАРЫЫЫ, КУСТЫЫЫ, КОТЫЫЫ, ШКАФЫЫЫ. Мы назвали не один предмет, а много. А какой звук сейчас окажется в конце слов, обозначающих несколько предметов? Отгадай, а затем проведи линию от картинки к нужному знаку.
ЛОЖКИ ЗОНТЫ
ДЕВОЧКИ КОВРЫ ЧАШКИ столы ВОРОНЫ книги Отыскать звук в конце слова непросто! Сможешь выделить, сказать громче последний звук, а потом самостоятельно отметить его в пустом квадрате?
ОКНО ОСА ПАЛЬТО Давай проверим твоё внимание. Повторяй только те слова, в которых услышишь изображённый значком звук. (У) МАК, КУСТ, ДОГ, ГОЛ, МУХА, УШИ, ОКНА, ОСЕНЬ, КАКАДУ, ДУБ. (А) АВТОБУС, КОТ, ИЗБА, КОМ, ЛИСТОК, АКУЛА, ТОРТ, УЛИЦА, ИЗЮМ. (И) БАНКА, ЛИФТ, ПАСТА, ИНСТИТУТ, ОБЛАКО, ИСКРЫ, ЛЕНТА, КНИГИ. (О) ОТПУСК, УДАВ, ОБУВЬ, ПОЛ, ПЕСОК, УЛИЦА, КУБИК, ЛИМОН, ОСЫ. Попробуй повторить 3 похожих слова. Это не просто! ДОМ-ДЫМ-ДАМ БАТОН-БЕТОН-БУТОН ВЕНИК-ВЕНОК-БИНОКЛЬ КИТЁНОК-КОТЁНОК-УТЁНОК КАТОК-МОТОК-ПОТОК А сейчас ты увидишь, как всего один звук сможет изменить целое слово. Понять — какой звук изменился тебе помогут знаки. ЛУК ЛАК ПОЛКА ПАЛКА
БИНТ БАНТ СУК СОК
кит кот СЫР СОР
дом дым БАК БЫК
Хочешь стать волшебником и сам превращать одни слова в другие? Тогда посмотри на значки и замени в слове зачёркнутый звук на тот, который находится рядом. Попробуй самостоятельно изобразить предмет, в пустом квадрате. Нарисуй рядом с картинкой значок того звука, который мы тянем в каждом слове Ты уже научился в одних словах определять первый звук, в других последний. А теперь попробуй услышать и первый и последний звуки в одном слове. Для этого протяни начало слова и его конец, например так УУУКАЗКААА. Понятно? А теперь соедини картинку с нужной парой знаков. УЛИЦА ИЗБА
УЛИТКА УДОЧКА ИГРУШКА ИГЛА Следующие задания еще трудней. Постарайся сказать протяжно и услышать сразу 2 звука в слове. Соедини линией каждую картинку с нужной парой знаков.
МИСКА БАТОН НАСОС
ДИВАН СУМКА УТКА
КНИГА ГРУША А сейчас послушай стихотворение и отгадай — какое слово пропущено? А поможет тебе значок, подсказывающий первый звук в задуманном слове.
Улитка замерла, дрожа, Облако, похожее на ослика,
Давно и в наши времена
18 Алые аисты к лесу летят, Белые астры вдруг заалели На покрасневшей от солнца...... (аллее) Попробуй сказать слово протяжно и услышать в нём сразу 2 ( звука. Затем нарисуй знакомые тебе значки в двух клеточках. КУРЫ ТЫКВА ПИЛЫ КОШКА ШАРЫ КРЫША СТАНОК ВИЛКА Задания становятся все трудней! Постарайся сказать слово протяжно и услышать в слове сразу 3 звука. Затем соедини линией каждую картинку с нужной тройкой знаков. ВАГОНЫ РАДУГА
БАБУШКА ЗАБОРЫ
КАТУШКА ПИОНЫ Скажи слово протяжно и выдели в нём сразу 3 звука. Определи недостающий звук и дорисуй его значок в схему. БАБУШКА А — У — ДИВАНЫ И — — Ы ПАСТУШОК А —У — КРАПИВА А — И — РЫБАКИ Ы — А — КВАРТИРА — И — А
А —О — КУКУШКА — У — А Скажи слово протяжно и выдели в нем сразу 3 звука. Затем нарисуй знакомые тебе значки в том порядке, в каком слышишь звуки в слове. УРАГАН ЗАНОЗЫ КУЛАКИ НАСОСЫ РУБАШКА ГАЗОНЫ КАРТОШКА МИМОЗА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|