Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здоровье купишь?



Здоровье купишь?

Как выбрать врача, который вылечит, а не навредит.

Так уж вышло, что у меня давно болит спина. Старая травма, сидячая работа, высокие каблуки. Но в последний раз терпеть стало невозможно, и я решила идти к врачу.

Первым делом я отправилась в районную поликлинику. Отстояв в очередь в регистратуру, получила талончик к терапевту. Выяснилось, что врач общей практики примет меня только через день, в свою смену. Обменяв половину зарплаты на запас обезболивающих в аптеке я дождалась встречи с врачом. Даже не осмотрев меня, терапевт сообщил о необходимости консультации невролога. Только через полтора часа, проведенных в очереди в регистратуре,  выяснилось, что невролога в нашей поликлинике нет. И не будет.

Собрав вторую половину зарплаты, я записалась в частную клинику. Травмотолог-ортопед там, также не стал тратить свое время на осмотр. Он назначил консультации еще пары смежных специалистов и обследование МРТ. Заглянув в прайс клиники, я поняла, что половины зарплаты мне явно не хватит. К тому же задумалась, помогут ли мне на самом деле эти дорогие, но не слишком внимательные врачи. Куда же пойти со своей болью?

Еще недавно выбора у нас не было: заболел – иди в районную поликлинику. Сейчас варианты, вроде как, есть: формально можно прикрепиться к любой поликлинике, в городскую больницу прийти по направлению или воспользоваться платными услугами, можно отправиться в частную клинику. Но ни одному из предложенных вариантов мы не доверяем безоговорочно. Я задалась вопросом,  как  и где все-таки найти себе врача.

Дорого, да мило?

Плюсы лечения в частных клиниках на лицо – уютные кабинеты, отсутствие очередей, большое количество времени, которое врач может уделить каждому, забота, красивые интерьеры, наконец. Многие, входя в двери такого учреждения «чувствуют себя человеком». Однако встает вопрос, кто контролирует врачей частных клиник, регламентирует их работу.

Региональный министр здравоохранения Геннадий Гридасов рассказал, что, по сути, лечение в государственных и частных лечебных учреждениях не может отличаться ничем кроме сервиса. Отношения врача и пациента во всех случаях регламентируются Гражданским Кодексом РФ и законом о защите прав потребителей.

Ему противоречит президент Первой Общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексей Каменев. Он рассказал, что в частной медицине есть возможность реализации международного принципа автономии врача. Это означает, что лечение специалист проводит полностью самостоятельно, и ни один руководитель не вправе вмешиваться. Если этот врач отличный профессионал – все хорошо, а если новичок, если бездарь или лентяй? Каменев утверждает, что такие в сфере вряд ли задержатся. Рыночные отношения, высокая конкуренция, просто вытеснят такого сотрудника из медицины. На практике законы конкуренции терпят крах. Медицина - профессия семейная, и сыны и дочери главного врача или заведующего зачастую работают в больницах вне зависимости от своих профессиональных качеств.  А вот в муниципальную медицину такие не пойдут – там миллионы не заработаешь. Может именно в государственных больницах как на подбор собрались настоящие профессионалы?

По словам самих медиков, государственную медицину, особенно поликлиническое звено, уничтожает конвеерность. Слишком мало врачей, слишком много пациентов. Чтобы выработать ставку нужно «обслужить» (цитата) весь поток. В стандартной районной поликлинике на каждого больного – не более 3 минут. Это и разговор, и осмотр, и написание истории болезни. От таких нагрузок, смешных зарплат и ощущения того, что ты вынужден плохо делать свою работу, врачи бегут, к частникам или вообще, прочь из здравоохранения. Остается горсточка энтузиастов, десяток пофигистов, новички и усталые пенсионеры, просто не видящие жизни без привычной работы.

Несколько иначе обстоит дело в амбулаторном звене. Все-таки поток госпитализаций ниже, чем приемов. Чаще всего, именно в крупных муниципальных больницах и собираются коллективы талантливых врачей, там отделения сами выращивают новичков, почтенные пенсионеры приезжают консультировать.  К тому же, есть оборудование, есть штат самых разных специалистов, готовых к критической ситуации, есть лекарства и расходные материалы. В Самаре пример такой благополучной больницы – СОКБ имени Калинина. Проблема в другом – туда практически не попасть.

Вообще есть несколько официальных путей лечь в больницу: по направлению из поликлиники, экстренная госпитализация «скорой», платные услуги или спецпрограммы. Чтобы воспользоваться спецпрограммой нужно подходить под определенную категорию граждан: быть инвалидом, или многодетной мамой, или, скажем, ветераном ВОВ. Путь экстренной госпитализации не много чем отличается от мытарств в поликлинике: тебя отправят не куда нужно, а в дежурную больницу, если там будут места. Если нет – полежишь в коридоре. Или еще куда-нибудь отвезут. Все также конвеерность.  На первый взгляд самый логичный вариант, - взять направление. Но не тут-то было. В большинстве случаев вам направление не дадут: кончились бланки, есть свои специалисты, нет причин для госпитализации. Просто поликлиникам дан «указ свыше»: справляться своими силами. Остаются платные услуги, вот только лечение в той же Калинина стоит дороже самой «крутой» частной клиники. Многие выбирают альтернативный вариант: найти знакомых во врачебной среде. Увы, именно этот вариант работает лучше всех.

Сами врачи говорят, что еще одна беда в отношениях. За последние несколько лет пациенты в массе своей изменились. Большинство приходит в больницу не рассказать о своей беде и не получить помощь, а потребовать от медика желаемого: справку, анализ, больничный лист, направление. «Люди приходят к врачу с уверенностью, что здесь ему не помогут, не станут слушать, если только не начать кричать и угрожать. Создан уже образ медика- рвача, безграмотного, работающего только за взятки. Переступая порог поликлиники, человек идет воевать. Вместо того, чтобы объяснять свои жалобы, состояние, опасения пациент пытается рассказать медику, что именно он должен»- поясняет нам заведующая одной из женских консультаций в Самаре Елена Муравец.  Больные очень любят сами себе назначать лечение, требовать выписать самим себе выбранные препараты, и жаловаться, чуть что жаловаться, имея на это основания или нет.

Страх перед судебными разбирательствами сковывает медикам руки, особенно болезненно это бьет именно по сотрудникам государственных и муниципальных клиник. Там строже контроль, больше ответственность, нет дорогих юристов, способных защитить в суде.

Возвращаясь к своей проблеме, отмечу, что я таки нашла «своего» специалиста именно через знакомых. В порядке общей очереди он принял «блатную» меня, осмотрел и назначил лечение, которое помогло. И посоветовал еще двух «своих» специалистов уже по другим проблемам со здоровьем. Между делом он рассказал, что чаще всего медики, особенно хорошие, работают и в частных и в государственных больницах по совместительству. Коммерческая медицина приносит стабильный заработок, государственная – дает возможность совершенствоваться и учиться у мэтров. Так что для себя вопрос о форме собственности больниц я закрыла. Лечиться идем не в больницу, а к врачу. Лучше, если конкретному, проверенному знакомыми и личным опытом.

 

Дарья Сулоева

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.