Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Альтернативная история. Танковая мощь СССР. Тяжелый танк Т-28. Часть 3. Машины на базе Т-28. Предыдущая часть



2

 

 

Альтернативная история

3228 подписчиков

Подписаться

Танковая мощь СССР. Тяжелый танк Т-28. Часть 3. Машины на базе Т-28

11 января

743 дочитывания

5 мин.

1,2 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.

743 дочитывания, 61%. Пользователи, дочитавшие до конца.

5 мин. Среднее время дочитывания публикации.

Предыдущая часть

В 1935 году танк Т-28 стал удовлетворять РККА по параметрам надежность и ремонтопригодность. Однако руководство УММ РККА желало видеть штурмовую САУ на базе этого танка. И не удивительно – после принятия на вооружение легких и средних штурмсау, появление тяжелого штурмового орудия было закономерностью. И такая машина была разработана. В 1935 году была принята на вооружение штурмовая САУ на базе танка Т-28 – АТ-5. АТ-5 была все тем же Т-28, на который, вместо большой башни, смонтировали неподвижную рубку с установленной в ней 122-мм гаубицей образца 1910/30 года. Очертания рубки совпадали с очертанием подбашенной коробки танка Т-28. Рубка собиралась из 45 и 37 мм броневых листов. Гаубица опиралась на тумбовую установку, в передней части рубки. Конструкция САУ преследовала единственную цель – исключить переделку базового шасси. Что и удалось добиться – машина имела минимальные отличия в конструкции корпуса. Ведь эту машину планировали выпускать на ЛКЗ одновременно с танком. Однако директор завода смог доказать невозможность такой сборки и комитету обороны пришлось искать другую площадку. А все более-менее подходящие мощности уже были заняты другими изделиями. Поэтому, не смотря на принятия АТ-5 на вооружение в 1935 году, её выпуск начался только в конце 1937 года – после ввода в эксплуатацию танкового цеха на УЗТМ в Свердловске. Кстати сказать, этот цех не имел конвейера. В нем было оборудовано 12 сборочных мест и САУ собирались стапельным способом. Сборочные места имели возможность быстрой переналадки, что позволило заводу в одном цехе выпускать АТ-5, СУ-8 и СУ-14. Причем иногда одновременно все три. Следует добавить, что этот цех выпускал САУ и во время войны. Поэтому не следует путать с новым танковым цехом этого завода, запущенным в 1942 году – новый цех как раз и имел конвейер.

Тяжелая штурмовая САУ АТ-5А (1937 год)

ТТХ:

· Боевая масса – 28,4 т,

· Длина – 7,165 м,

· Ширина – 2,91 м,

· Высота – 2,94 м,

· Клиренс — 0,5 м.

· Бронирование:

· Лоб корпуса, щиток мехвода, лоб рубки, маска орудия – 45 мм,

· Борт корпуса – 30 мм,

· Корма корпуса, корма рубки, борт рубки, лобовые скосы рубки – 37 мм,

· Крыша и днище – 15-20 мм,

· Фальшборт – 10 мм.

· Двигатель М-17Т,

· Мощность двигателя 450 л.с.,

· Максимальная скорость 42 км/ч,

· Запас хода 140-190 км.

· Вооружение:

· 122-мм гаубица с длиной ствола 12,8 калибра образца 1910/30 года,

· 2 пулемета винтовочного калибра Максим в малых башнях.

· Угол горизонтальной наводки орудия – 38° (±19°),

· Угол вертикальной наводки – -3°, +34°.

· Боезапас 42 выстрела к орудию и 3400 патронов к пулеметам.

В 1937 году собрали 2 машины АТ-5А, а к марту 1940 года в каждой ТТБр было от 4 до 12 таких САУ. Еще 7 машин было в учебных подразделениях – всего 59 машин. Однако уже в 1937 году военные стали предъявлять претензии к штурмовым орудиям. В первую очередь их не устраивала теснота боевого отделения. В боевой рубке справа от орудия находился командир САУ (он же наводчик №2), слева наводчик (он же замковой), а заряжающий, находясь за орудием, переходил то вправо – то влево (в зависимости от положения казенной части гаубицы). Именно заряжающему и было тесно в рубке – ему постоянно нужно было следить за орудием, что бы не попасть под откат. Не устраивало военных и само орудие. Поршневой замок обуславливал низкую скорострельность. Да и могущество снаряда желали иметь по более. Поэтому задание на модернизацию АТ-5А было выдано уже в марте 1938 года. А техзадание звучало до безобразия просто: «Провести модернизацию САУ АТ-5 с целью усиления артиллерийского вооружения, увеличения броневой защиты, без снижения подвижности. Предельный боевой вес не должен превышать 32 тонн. Принять меры для нормализации расположения экипажа». КБ ЛКЗ было занято модернизацией танка Т-28, поэтому модернизацию САУ поручили коллективу КБ УЗТМ – где эта САУ и выпускалась. ГАБТУ как то странно отнеслась к этому заданию и контроля, за ходом работ, не осуществляло. Ну, а как говорится: «Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти». Коллектив конструкторов танкового отдела УЗТМ был молодой и только, только едва справился с сопровождением серийного производства АТ-5. А тут такое ответственное задание. И все же опытные инженеры в КБ были. В декабре 1937 года в Свердловск перевели Павла Сячентова – осужденного за вредительство по чьему-то доносу. И хотя Павел числился простым чертежником, тему АТ-5М вел именно он.

Первые же расчеты показали, что при неизменных габаритах боевой вес уйдет далеко за оговоренный максимум, а ведь требовалось увеличить боевое отделение для «нормализации расположения экипажа». Да и артсистема должна быть мощнее, а значит и габаритнее. Решено было укоротит корпус машины и отказаться от пулеметных башенок – ведь в техзадании требование на их наличие не оговаривалось. Пулемет оставили один – в лобовом листе корпуса справа. Рабочее место механика-водителя сместили влево. Проработки новой рубки, удлиненной вперед – на место башенок, показали правильность решения. Дело стало за орудием. Так как тип орудия не оговаривался, Свердловчане отработали две артсистемы: опытную 122-мм гаубицу У-2С – АТ-5МА и 107-мм пушку образца 19310/30 года – АТ-5МБ. Гаубица У-2С была адаптированным под установку в САУ вариантом опытной гаубицы У-2. Гаубица У-2 была спроектированная в КБ УЗТМ. У-2С имела ствол длиной 21 калибр, объём каморы 3,0 л, оснащалась дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Можно было установить орудие и предыдущей модели САУ, но завод надеялся победить на конкурсе 122-мм гаубиц, в том числе и за счет САУ. 107-мм пушка была выбрана как резервный вариант и отвечала условиям – «усилить вооружение».

В мае 1939 года обе опытные САУ прошли заводские испытания и были отправлены на Гороховецкий АНИОП, и тут разгорелся скандал, который сводился к одной фразе «кто посмел лишить тяжелую САУ пулеметных башенок?». Никакие доводы не принимались – ГАУ и ГАБТУ требовали переделки САУ, с возвратом малых башен. Представитель завода согласился, но настоял на испытании предъявленных образцов. Проведенные испытания выявили недостатки артсистем: 122-мм гаубица была признана не прошедшей испытания по причине низкой надежности. Следует добавить, что уже в ноябре 1939 года заводу УЗТМ было рекомендовано переделать гаубицу У-2С в вариант со стволом гаубицы М-30, производство которой разворачивалось на этом заводе. 107-мм пушку признали избыточной для данного типа САУ. Ходовые испытания новых САУ больших недостатков не выявили, а обстрел из 37-45-мм пушек показал высокую снарядостойкость. Комиссия отметила комфортные условия для экипажа, удобную боеукладку для 107-мм пушки и плавный ход машины. САУ, за исключением артсистем, полигонные испытания выдержали, но к принятию на вооружение рекомендованы небыли. Заводу же было выдано новое ТТТ: «провести конструкторские изыскания с целью установки пулеметных башенок на предъявленные опытные САУ. А так же разработать новую САУ с улучшенной 122-мм гаубицей на основе гаубицы М-30».

КБ УЗТМ прорабатывало варианты установки пулеметных башенок на крышу рубки САУ АТ-5М. Для этого потребовалось расширить рубку почти до краев гусениц. Памятуя о случившейся оплошности, собранный из дерева макет рубки, предъявили комиссии ГАУ и ГАБТУ. Комиссия макет одобрила и КБ начало работы по проектированию новой САУ. Однако вскоре все поменялось. Начавшаяся Зимняя война выявила слабость бронирования всех танков РККА. Сразу же вспомнили про опытные САУ завода УЗТМ. Обе машины были доставлены на Карельский перешеек и включены в дивизион штурмовых САУ двадцатой ТТБр. Применение хорошо бронированных АТ-5МБ, вооруженной 107-мм пушкой, дали превосходные отзывы военных – САУ работали по огневым точкам противника с большого расстояния. А эффективность 107-мм пушки по бетонным укреплениям оказалось удовлетворительной. САУ побывали и под непрерывным огнем малокалиберных ПТО. При этом повреждений не имели.

Штурмовая САУ АТ-5М (1941 год)

ТТХ:

· Боевая масса – 32,6 т,

· Длина без пушки – 6,885 м,

· Длина с пушкой – 8,845 м,

· Ширина – 2,91 м,

· Высота – 2,75 м,

· Клиренс — 0,5 м.

· Бронирование:

· Лоб корпуса низ, лоб рубки, маска орудия – 60 мм,

· Борт корпуса – 37/50 мм,

· Корма корпуса, корма рубки, борт рубки – 50 мм,

· Крыша и днище – 15-20 мм,

· Фальшборт – 10 мм.

· Двигатель дизельный 2Д-6,

· Мощность двигателя 500 л.с.,

· Максимальная скорость 45 км/ч,

· Запас хода 420-450 км.

· Вооружение:

· 107-мм пушка образца 1910/30 года,

· 2 пулемета винтовочного калибра ДТ-38 (один зенитный).

· Угол горизонтальной наводки орудия – 38° (±19°),

· Угол вертикальной наводки – -10°, +20°.

· Боезапас 52 выстрела к орудию и 3400 патронов к пулеметам.

В апреле 1940 года комиссия комитета обороны рассмотрела штурмовые САУ АТ-5М еще раз. Было принято решение, выпускать эту САУ как есть – без пулеметных башенок, в варианте со 107-мм пушкой. Вариант со 122-мм гаубицей сочли перспективным, но только с новой танковой гаубицей, с длиной ствола в 22,7 калибра, на основе гаубицы М-30. Комиссия так же рекомендовала ЛКЗ модернизировать танк Т-28 по типу САУ АТ-5М. В декабре 1940 года, новая танковая гаубица под индексом У-11 была изготовлена и поступила на АНИОП для полигонных испытаний. А в апреле 1941 года десять серийных гаубиц УРАЛМАШ установил на САУ АТ-5М1.

Штурмовая САУ АТ-5М1 (1941 год)

ТТХ:

· Боевая масса – 31,5 т,

· Длина без орудия – 6,885 м,

· Длина с орудием – 7,140 м,

· Ширина – 2,91 м,

· Высота – 2,75 м,

· Клиренс — 0,5 м.

· Бронирование:

· Лоб корпуса низ, лоб рубки, маска орудия – 60 мм,

· Борт корпуса – 37/50 мм,

· Корма корпуса, корма рубки, борт рубки – 50 мм,

· Крыша и днище – 15-20 мм,

· Фальшборт – 10 мм.

· Двигатель дизельный 2Д-6,

· Мощность двигателя 500 л.с.,

· Максимальная скорость 45 км/ч, запас хода 420-450 км.

· Вооружение:

· 152-мм гаубица с длиной ствола 12,4 калибра образца 1940 года,

· 2 пулемета винтовочного калибра ДТ-38 (один зенитный).

· Угол горизонтальной наводки орудия – 38° (±19°),

· Угол вертикальной наводки – -3°, +34°.

· Боезапас 42 выстрела к орудию и 3400 патронов к пулеметам.

До начала войны было выпущено 44 САУ АТ-5М1. При этом выпуск САУ АТ-5М (выпущено 36 САУ), со 107-мм пушками был прекращен. В связи с чем, производство 107-мм пушек образца 1910/30 года так же прекратили. Однако начавшаяся война внесла свои коррективы – Красной Армии нужны были не штурмовые орудия, а противотанковые САУ. Нет, штурмовые орудия тоже боролись с танками противника и довольно успешно. Но точность их стрельбы желала быть лучше. При этом 107-мм пушка показала себя превосходно. Но восстановить выпуск этих пушек не смогли. Поэтому, в срочном порядке, совместно с заводом №92, УЗТМ устанавливает перспективную 85-мм пушку Ф-30С в расширенную рубку АТ-5М. Однако производить это орудие тоже было негде – все длиннобазные сверлильные станки были заняты производством других артсистем, производство которых остановить было нельзя. Директор УЗТМ – Музруков Б.Г., в августе 1941 года принимает беспрецедентное решение – скопировать, купленный перед войной, немецкий станок для стволов длинной более 6,2 м (всего, за время войны, на УЗТМ было изготовлено несколько таких станка). Работы шли в пожарном порядке, люди работали в три смены круглосуточно. Усилия увенчались успехом. С ноября 1941 года станок начинает давать стволы (в том числе и для танков КВ, выпускаемых на ЧКЗ) и АТ-5М3 идет в войска. А что же делал завод пока не было станка? В расширенную рубку АТ-5М3 устанавливали 107-мм пушки. Причем эти пушки были японские, русские и советские. Откуда же взялись японские пушки?

16 октября 1914 года русский генерал Германиус, направленный в Японию для закупок вооружения, купил 12 японских 105-мм пушек обр. 38 Мейдзи (обр. 1905 года). 11 из них были направлены 11 ноября во Владивосток. В 1916 году Россия заказала Японии 120 107-мм пушек обр. 1905 г. Это были те же самые японские пушки обр. 38, но их канал и камора были сделаны по образцу русских 107-мм пушек обр. 1910 г. Поставки были начаты в 1917 году, в течение которого было доставлено 73 орудия. Остальные пушки, судя по всему, были поставлены белогвардейцам.

К началу 1920 года Красная Армия располагала не менее 43 107-мм японскими орудиями. На 1 октября 1936 года в РККА состояло 107-мм японских пушек обр. 1905 г.: исправных – 84, требующих капитального ремонта – 3, негодных – 1. Некоторое количество 105-мм японских орудий обр. 38 Мейдзи было захвачено на Халхин-Голе (в списках трофеев числится 12 штук). На 1 июня 1941 года большая часть этих орудий требовала ремонта – в основном неисправны были противооткатные устройства и лафеты. Неисправные орудия были переданы на УЗТМ, где их подвергли переделке и установке в рубки штурмовой САУ. 105-мм пушки при этом были перестволены под советский боеприпас. Кроме этих орудий на УЗТМ были переданы неисправные 107-мм пушки образца 1910 года и 107-мм пушки образца 1910/30 года. Всего было выпущено 88 САУ АТ-5М2 с различными 107-мм пушками. На фронте эти пушки были эффективным противотанковым средством. Даже лобовую броню новейших немецких танков Pz.Kpfw.VI «Тигр», появившиеся в 1942 году, орудия АТ-5М2 пробивали с дистанции 600-1000 метров (в зависимости от типа орудия). А основной танк Вермахта Pz.Kpfw. IV пробивался с дистанции 2000 метров (в том числе и бетонобойным снарядом). С марта 1943 года в боекомплект 107-мм пушек был введен бронебойный подкалиберный снаряд, пробивающий по нормали, на дистанции 1500 метров, 138-165 мм броню.

Противотанковая САУ АТ-5М2 (1941 год)

ТТХ:

· Боевая масса – 32,8 т,

· Длина без пушки – 6,885 м,

· Длина с пушкой – 8,845 м,

· Ширина – 2,91 м,

· Высота – 2,75 м,

· Клиренс — 0,5 м.

· Бронирование:

· Лоб корпуса низ, лоб рубки, маска орудия – 60 мм,

· Борт корпуса – 37/50 мм,

· Корма корпуса, корма рубки, борт рубки – 50 мм,

· Крыша и днище – 15-20 мм,

· Фальшборт – 10 мм.

· Двигатель дизельный 2Д-6,

· Мощность двигателя 500 л.с.,

· Максимальная скорость 45 км/ч,

· Запас хода 420-450 км.

· Вооружение:

· 107-мм передельная пушка,

· 2 пулемета винтовочного калибра ДТ-38 (один зенитный).

· Угол горизонтальной наводки орудия – 38° (±19°),

· Угол вертикальной наводки – -10°, +20°.

· Боезапас 34 выстрела к орудию и 3400 патронов к пулеметам.

С января 1942 года АТ-5М3 с 85-мм пушкой Ф-30 начали поступать в войска. Однако уже менее чем через год, на сборочной линии 1-го танкового цеха УЗТМ её сменила СУ-107, спроектированная на базе танка КВ-13. В боевой рубке которой, стояла 107-мм пушка ЗИС-6. А САУ АТ-5А, АТ-5М, АТ-5М1, АТ-5М2 и АТ-5М3 с честью прошли начальный период войны, контрнаступление под Москвой, Сталинград и Курскую дугу, но их было очень мало. В 1942 году пушку Ф-30С и гаубицу У-11 установили на самый массовый танк ВОВ — Т-34, где эти орудия прожили не менее яркую жизнь.

Противотанковая САУ АТ-5М3 (1942 год)

ТТХ:

· Боевая масса – 32,4 т,

· Длина без пушки – 6,885 м,

· Длина с пушкой – 9,340 м,

· Ширина – 2,91 м,

· Высота – 2,75 м,

· Клиренс — 0,5 м.

· Бронирование:

· Лоб корпуса низ, лоб рубки, маска орудия – 60 мм,

· Борт корпуса – 37/50 мм,

· Корма корпуса, корма рубки, борт рубки – 50 мм,

· Крыша и днище – 15-20 мм,

· Фальшборт – 10 мм.

· Двигатель дизельный 2Д-6,

· Мощность двигателя 500 л.с.,

· Максимальная скорость 45 км/ч,

· Запас хода 420-450 км.

· Вооружение:

· 85-мм пушка Ф-30,

· 2 пулемета винтовочного калибра ДТ-38 (один зенитный).

· Угол горизонтальной наводки орудия – 38° (±19°),

· Угол вертикальной наводки – -10°, +20°.

· Боезапас 56 выстрелов к орудию и 3400 патронов к пулеметам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.