Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 1.4.  Предмет: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»



 №-4. Урок 1.4.             Предмет: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

 

РАЗДЕЛ №-1. «ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИЯ»

ТЕМА: «ПРЕДМЕТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Предмет философии.

2.Функции философии.

3.Основные методы.

ЛЕКЦИЯ:

          1. Предметом философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Понятие предмета философии многогранно. Начиная с Сократа – нахождение высшего начала и смысла бытия. Уникальность, смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, её бессмертие/ смерть, проблемы нравственности и эстетики, социальная и историческая философия, история самой философии – все это и фундаментальные проблемы и предметное самоопределение философии.

          2. Функции философии: 1. Мировоззренческая – философия связана с формированием индивидуального и коллективного мировоззрения (т.е. системы общих представлений о мире и человеке); 2. Гносеологическая (познавательная) – философия связана с познанием мира и человека; 3. Логическая – осмысление и формирование законов рационального мышления; 4. Ценностная (аксиологическая) – осмысление и обоснование значимости духовных ценностей для человека и общества; 5. Методологическая – выработка общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека; 6. Критическая функция – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; 7. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества; 8. Гуманистическая – обоснование ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод; 9. Эвристическая – направление интеллектуальной интуиции в область неведомого и направление научного познания; 10. Эстетическая – изучение законов Красоты и её восприятия человеческим сознанием; 11. Практическая – выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической деятельности человека; 12. Культуротранслирующая – обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

           3.  Основные методы: 1. Критический метод позволяет при помощи специфического мыслительного способа достижения поставленной цели выявлять и анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению; 2. Герменевтический метод предполагает необходимость такого подхода к объекту, при котором в нем выявляются и анализируются не только явные признаки, стороны и отношения, но и те, которые подразумеваются «контекстом» самого существования объекта и спецификой его взаимоотношения с субъектом познания (деятельности); 3. Диалектический метод подразумевает рассмотрение объекта с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин следствий, единства и борьбы противоположностей; 4. Эвристический метод предполагает проблемное восприятие анализируемой сферы действительности, а также постановку проблемы и выявление методологии ее решения с принципиально новых, «неожиданных» позиций. Разнообразию философских концепций присущи и разнообразные методы (однако для всех них общим является теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах; 5. Материализм и идеализм, с точки зрения методов философии, они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки; 6. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас»; 7. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. В средние века эклектика использовалась в религии; 8. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но выданных за истинные, суждений нового суждения, логически верного, но ложного по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не достижение истины, а победу в споре; 9. Эмпиризм – метод направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса и знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувствительного познания. В первую очередь эмпиризм присущ англо-американской философии. 10. Рационализм – метод и направление в философии, согласно которому основой и бытия и познания является разум. Рационализм господствовал в континентальной европейской философии XIII-XIX вв; 11. Иррационализм – окружающий мир есть хаос, он не имеет целостности, внутренних законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется неразумным движущим силам, например, аффектам, воле и т.п. иррационализм окреп в европейской философии в XIX в. и распространен до настоящего времени. Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Составить кроссворд по теме.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.