|
|||
Дикция. Сонорные согласныеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Дикция. Сонорные согласные [М] — [М'], [Н] — [Н'], [Л] - [Л'] и [Р] - [Р'] Среди звонких согласных выделяются своей особой звучностью сонорные (звучный) , в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. Если воздух выходит ерез нос, образуются сонорные звуки "М", "Н" Звуки [М] и [Н] — сравнительно благополучные звуки нашей речи. При произнесении звука [Н] следите, чтобы язык не выходил за зубы. При произнесении звука [М], [М'] губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, и воздух выходит через нос, разрывая преграду. Голосовые связки вибрируют. При произнесении звука [Н], [Н'] кончик языка упирается в верхние передние зубы, как при звуках [Д] и [Т], зубы открыты, выдыхаемый воздух выходит через нос.Связки вибрируют.
Повторите вслух на одном выдохе каждое следующее упражнение (Если строчка длинная, делайте добор воздуха):
Упражнение № 1. Ми, мэ, ма, мо, му, мы, ме, мя, мё, мю. Ни, нэ, на, но, ну, ны, не, ня, нё, ню.
Упражнение № 2. Мими-мимми, мэмэ-мэммэ, мама-мамма, момо-моммо, муму-мумму, мымы-мыммы
Упражнение № 3. Нини-нинни, нэнэ-нэннэ, нана-нанна, ноно-нонно, нуну-нунну, ныны-нынны,
Упражнение № 4.
Мимимим, мэмэмэм, мамамам, момомом, мумумум, мымымым.
Упражнение №5. Мимимимь, мемемемь, мямя-мямь, мёмёмёмь, мюмюмюмь.
Упражнение №6. Нининин, нэнэнэн, нананан, нунунун, нононон, нынынын.
Упражнение № 7. Нинининь, нененень, нянянянь, нёнёнёнь, нюнюнюнь.
Произнесите слова: мина, мелочь, мастер, мята, молодость, мудрость, нить, нежность, панама, новость, стон, накануне, осень. Звук [Л]
Звук [Л]труден для произношения и дефекты Л в речи встречаются часто. Здесь может быть и полное пропадание звука, например, вместо «лампа» произносится «ампа» и замена его другими звуками алфавита, например, вместо «ложка» — «вошка», вместо «лошадь» — «уошадь». Это бывает в том случае, когда кончик языка не доходит до зубов или если этот звук произносится с почти закрытым ртом. Таким образом, причиной неправильного звучания [Л] является неверное положение и функционирование языка. Для произнесения звука [Л] кончик языка прижимается к верхним передним зубам, зубы обнажены, нёбная занавеска поднята. Воздух проходит по бокам между языком и верхними коренными зубами вдоль щеки. Связки вибрируют. При произнесении смягченного [Л'] кончик и часть языка прижимаются к альвеолам верхних передних зубов, ближе к середине твердого нёба.
Упражнение № 1. Ли-лэ-ла-ло-лу-лы-ле-ля-лё-лю.
Упражнение № 2. Ли-ли, лэ-лэ, ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы, ле-ле, ля-ля, лё-лё, лю-лю.
Упражнение № 3. Ли-ли-ли, лэ-лэ-лэ, ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, ле-ле-ле, ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю.
Упражнение № 4. Ли-ли-ли-лилл, ла-ла-ла-лалл, лэ-лэ-лэ-лэлл, ло-ло-ло-лолл, лу-лу-лу-лулл, лы-лы-лы-лылл. Упражнение №5. Ли-ли-ли-лилль, ле-ле-ле-лелль, ля-ля-ля-лялль, лё-лё-лё-лёлль, лю-лю-лю-люлль.
Упражнение № 6. Гли-глэ-гла-гло-глу-глы-
Упражнение №7. Дли-тли, длэ-тлэ, дла-тла, дло-тло, длу-тлу.
Упражнение № 8. Л-ль, л-ль, л-ль, л-ль...
Произнесите слова: лист, лето, Лара, лом, луч, люлька, люстра, зал, соль, колокол.
Повторите на выдохе медленно и четко следующие предложения (поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдаться или уговорить, меняйте темп произнесения): 1.Раз солгал — навек лгуном стал. 2.За сцену бала он получил три балла. 3.Ване удалось помыться в ванне. 4.Звону много, а толку мало. 5.У злой Натальи все люди канальи. 6.Мимозы Мила маме купила. 7.Он за нас, а мы — за ананас. 8.Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 9.Вашему пономарю нашего пономаря не перепоно-маривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепо-номарит, перевыпономарит.
10.Не мил и вольный свет, коли милого нет. 11.Шел мимо, зашел, где мило. 12.Не красна изба углами, а красна пирогами. 13. Полили ли Лилию? Видели ли Лилию? Полили Лилию. Видели Лилию. 14. Взяла у мамы Мила мыло, Мила мылом Маню мыла. 15. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал. 16. Раз солгал — навек лгуном стал.
Орфоэпия. 1. Произнесите в соответствии с орфоэпическими правилами следующие слова: коллектив — [къликтиф], коммутатор — [къмутатър], коллекционер — [кълъкцыанер]. 2. Произнесите двойные согласные на стыке слов — он настаивает — (оннастаивает), дом маленький — (доммаленький). 3. Перед [T], [Д], [С], [Ч'], [Щ'] согласный [Н] смягча Произнесите слова: кандидат — (каньдидат), командир — (команьдир), пентюх — (пеньтюх), пенсия — (пеньсия), вакансия — (ваканьсия), кончать — (конь-чать), блинчики — (блиньчики), бетонщик — (бетонь-щик), сменщик — (сменьщик).
Дикция. Отработка произношения согласного [Р], [Р'] Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи. возникают сонорный звук "Р" Это самый трудный звук в устной речи, и потому особенно часто подвергается разнообразным искажениям. При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам. При произнесении мягкого [Р'] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибрации, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха. При картавом [Р] следует путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном выдохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает постепенно ощущение легкой вибрации кончика языка.
Упражнение № 1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.
Упражнение № 2. Зждр, зждрр, зждррр... зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.
Упражнение № 3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру...
Упражнение № 4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры...
Упражнение № 5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр...
Упражнение № 6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.
Упражнение № 7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.
Упражнение № 8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.
Упражнение № 9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.
Упражнение № 10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.
Упражнение № 11. Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю. Упражнение № 12. Ври, врэ, вра, вро, вру, вры. Упражнение № 13. При, прэ, пра, про, пру, пры.
Упражнение № 14. Лри, лрэ, лра, лро, лру, лры.
Упражнение № 15. Рли, рлэ, рла, рло, рлу, рлы.
|
|||
|