Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СМОТРИТЕЛЬ МАЯКА



СМОТРИТЕЛЬ МАЯКА

Обратите внимание, что повсеместно в Кали­нинградской
области (бывшая Восточная Пруссия) мы наблюдаем, как будто один стро­итель,
один человек старательно выкладывал кирпичную кладку всех сооружений и зданий,


не только в дальних деревушках, но и в городах.


Проходили столетия, но ниче­го не менялось.

Те же
стройность, отточенность линий, аккуратность, точность инженерных расчетов,
долговечность отличают все ста­рые постройки. То, чего, к сожале­нию, нельзя
сказать о наших до­мах с их недолговечностью и не­казистым видом. Это небольшое
отступление сделано для того, чтобы рассказать об одном из тех, кто оставил доб­рую
память о себе своим потомкам. Чаще всего нам известен ав­тор проекта -
архитектор. Но име­на тех, кто непосредственно зани­мался возведением и
строитель­ством проектируемых объектов, безвозвратно утеряны и забыты. К
счастью, такого не случилось с одной из главных достопримеча­тельностей нашего
города - бал­тийским маяком. Из всех башен, сохранившихся до настоящего времени
в Балтийске (бывший Пиллау), именно он является са­мой значительной и впечатляю­щей,
обозначающей принадлеж­ность города к морю.


Строителем маяка в Пиллау был Иоганн Фридрих Петерсен.


Он
родился в 1778 году в Гольштынии, в небольшой деревушке. Ро­дители имели
небольшую усадь­бу, и первые навыки в учении он получил дома, затем в гимназии.
С раннего детства проявил инте­рес к точным наукам - математи­ке, геометрии,
вычислению. Затем приобрел практические навыки в области строительства и плотниц­кого
искусства - особенно в стро­ительстве мельниц. В этих про­фессиях он преуспел,
но желание совершенствоваться дальше при­вело его в Пруссию. В 20-летнем
возрасте он попадает в Кенигс­берг и сдает экзамены на земле­устроителя. А
вскоре возвращает­ся в Берлин и поступает в строи­тельную академию. Во время
сво­его пребывания в Берлине с 1798 по 1802 гг. он много изучал зе­мельное,
ирригационное строи­тельство, а также сооружение дамб, укрепление проливов и
молов. В 1803 году он опять приезжает в Пруссию и получает патент инс­пектора
по строительству гавани в г. Пиллау. В 1804 году Иоганн Фридрих Петерсен
отправляется в Голландию изучать строительство каналов, дамб и т.д. Голландия
была хорошей школой не только для многих европейских стран, но и для России.
Еще с петровских времен многие наши соотече­ственники обучались плотницким,
строительным, морским, землеус­троительным наукам, путешествуя по Голландии.


После возвращения в 1805 году Петерсен приступает к стро­ительству


маяка. И 8 февраля 1813 г. маяк начал нести морскую службу. Его высота
составляет 31,38 метра. Толщина стен - 1 метр. Внутри имеется винтовая ле­стница,
и сначала маяк был керо­синовым, огонь находился от уров­ня воды на высоте
29,15 метра, ви­димость - 18 миль. Окраска маяка первоначально была белой.
Режим работы маяка неоднократно ме­нялся: до 1830 г. маяк не зажигал­ся летом. А с 1913
г., когда его мо­дернизировали в электромаяк, он начал "мигать". В
1927 г. маяк от­ремонтировали и верхнюю часть покрасили в красный цвет.

 






 

Всем известно
назначение маяков – служить ориентиром для кораблей.
Но и сейчас, спустя по­чти
200 лет, маяк не потерял сво­ей актуальности.

Он функциони­рует, украшает город
и является памятником деятельности Иоган­на Петерсена. Иоганн Фридрих Петерсен
так­же занимался архитектурной зас­тройкой Русской дамбы (ныне Рус­ской
набережной). За его личные деньги там были высажены фруктовые деревья. В
1806-12 гг., когда Пиллау постоянно подвергался военным нашествиям францу­зов,
все свои силы строитель посвятил сохранению города. В это тяжелое время
командовал егерской ротой и от прусского правительства полу­чил благодарность.
В последующие годы он продолжал работу строителя - облаго­раживал каменные
ограждения побере­жья. На косе занимался
посадкой зеленых на­саждений для укреп­ления грунта. Благодаря всем своим
усилиям и зас­лугам Петерсен при­обрел известность. В 1825 году его на­значают
в строитель­ный совет г. Данцига. Там он строит камен­ные молы и портовые
сооруже­ния. В начале 1834-го он заболе­вает и вскоре умирает. В некро­логе
было написано: «Он был сча­стливым человеком в семейной и общественной жизни,
после себя он оставил 10 детей и более 2-х десятков строительных сооруже­ний».
Сооружений, часть из кото­рых функционирует по сей день и приносит пользу
современному Балтийску.


Людмила КОРМАШЕВА, сотрудник музея БФ.

 

История города Пиллау и Балтийска по ссылке - https://vk.com/club110097399

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.