СМОТРИТЕЛЬ МАЯКА
СМОТРИТЕЛЬ МАЯКА
Обратите внимание, что повсеместно в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия) мы наблюдаем, как будто один строитель, один человек старательно выкладывал кирпичную кладку всех сооружений и зданий,
не только в дальних деревушках, но и в городах.
Проходили столетия, но ничего не менялось.
Те же стройность, отточенность линий, аккуратность, точность инженерных расчетов, долговечность отличают все старые постройки. То, чего, к сожалению, нельзя сказать о наших домах с их недолговечностью и неказистым видом. Это небольшое отступление сделано для того, чтобы рассказать об одном из тех, кто оставил добрую память о себе своим потомкам. Чаще всего нам известен автор проекта - архитектор. Но имена тех, кто непосредственно занимался возведением и строительством проектируемых объектов, безвозвратно утеряны и забыты. К счастью, такого не случилось с одной из главных достопримечательностей нашего города - балтийским маяком. Из всех башен, сохранившихся до настоящего времени в Балтийске (бывший Пиллау), именно он является самой значительной и впечатляющей, обозначающей принадлежность города к морю.
Строителем маяка в Пиллау был Иоганн Фридрих Петерсен.
Он родился в 1778 году в Гольштынии, в небольшой деревушке. Родители имели небольшую усадьбу, и первые навыки в учении он получил дома, затем в гимназии. С раннего детства проявил интерес к точным наукам - математике, геометрии, вычислению. Затем приобрел практические навыки в области строительства и плотницкого искусства - особенно в строительстве мельниц. В этих профессиях он преуспел, но желание совершенствоваться дальше привело его в Пруссию. В 20-летнем возрасте он попадает в Кенигсберг и сдает экзамены на землеустроителя. А вскоре возвращается в Берлин и поступает в строительную академию. Во время своего пребывания в Берлине с 1798 по 1802 гг. он много изучал земельное, ирригационное строительство, а также сооружение дамб, укрепление проливов и молов. В 1803 году он опять приезжает в Пруссию и получает патент инспектора по строительству гавани в г. Пиллау. В 1804 году Иоганн Фридрих Петерсен отправляется в Голландию изучать строительство каналов, дамб и т.д. Голландия была хорошей школой не только для многих европейских стран, но и для России. Еще с петровских времен многие наши соотечественники обучались плотницким, строительным, морским, землеустроительным наукам, путешествуя по Голландии.
После возвращения в 1805 году Петерсен приступает к строительству
маяка. И 8 февраля 1813 г. маяк начал нести морскую службу. Его высота составляет 31,38 метра. Толщина стен - 1 метр. Внутри имеется винтовая лестница, и сначала маяк был керосиновым, огонь находился от уровня воды на высоте 29,15 метра, видимость - 18 миль. Окраска маяка первоначально была белой. Режим работы маяка неоднократно менялся: до 1830 г. маяк не зажигался летом. А с 1913 г., когда его модернизировали в электромаяк, он начал "мигать". В 1927 г. маяк отремонтировали и верхнюю часть покрасили в красный цвет.
Всем известно назначение маяков – служить ориентиром для кораблей. Но и сейчас, спустя почти 200 лет, маяк не потерял своей актуальности.
Он функционирует, украшает город и является памятником деятельности Иоганна Петерсена. Иоганн Фридрих Петерсен также занимался архитектурной застройкой Русской дамбы (ныне Русской набережной). За его личные деньги там были высажены фруктовые деревья. В 1806-12 гг., когда Пиллау постоянно подвергался военным нашествиям французов, все свои силы строитель посвятил сохранению города. В это тяжелое время командовал егерской ротой и от прусского правительства получил благодарность. В последующие годы он продолжал работу строителя - облагораживал каменные ограждения побережья. На косе занимался посадкой зеленых насаждений для укрепления грунта. Благодаря всем своим усилиям и заслугам Петерсен приобрел известность. В 1825 году его назначают в строительный совет г. Данцига. Там он строит каменные молы и портовые сооружения. В начале 1834-го он заболевает и вскоре умирает. В некрологе было написано: «Он был счастливым человеком в семейной и общественной жизни, после себя он оставил 10 детей и более 2-х десятков строительных сооружений». Сооружений, часть из которых функционирует по сей день и приносит пользу современному Балтийску.
Людмила КОРМАШЕВА, сотрудник музея БФ.
История города Пиллау и Балтийска по ссылке - https://vk.com/club110097399
|