|
|||
План-схема морфологического разбора местоимений.
Склонение притяжательных местоимений
Одна из целей нашего урока – определить морфологические признаки местоимений. Давайте просклоняем притяжательное местоимение мой и определим, по какому принципу склоняются притяжательные местоимения. По группам. 1 группа – МОЙ – 6А 2 группа – МОЯ – 6б 3 группа – МОИ – 6в Вывод: Как склоняются притяжательные местоимения? Значит в предложении какую роль будут играть?
Задание. Языковое наблюдение:
Мы слушали его. Мы были в восторге от него.
Мы слушали еголекцию. Мы были в восторге от его лекции.
Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. В каких примерах они обозначают лицо, в каких – принадлежность? К какому местоимению прибавлено н? Какой вывод мы можем сделать?
Какие притяжательные местоимения мы узнали ? Как местоимение их мы употребляем в речи? Какие ошибки нельзя допускать?
Притяжательные местоимения «мой», «твой, «наш», «ваш», свой» указывают на принадлежность признака предмета и замещают в речи имена прилагательные. В связи с этим значением по грамматическим признакам они сходны со словами этой части речи и изменяются по падежам, числам и родам как прилагательные. Запомним, что притяжательные местоимения «его», «её», «их» — неизменяемые слова.
3. Мини – тест «Притяжательные местоимения» 1. В какой загадке есть притяжательное местоимение? а) У неё печали нет, я иду – она вослед. б) Вырос лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. в) День и ночь колесом вертится, а никто этого не замечает. г) Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай. 2. В каком предложении местоимение ЕГО является притяжательным и выполняет функцию определения? а) Я увидел его. б) Его не бывало дома. в) Мне понравилась его книга. г) Учитель попросил его выйти из класса. 3. Укажите словосочетание, в состав которого входит притяжательное местоимение. А) вспоминаю их Б) её День рождения В) который час Г) кто-то 4. Найдите притяжательное местоимение: А) самый Б) моего В) иной Г) ничей 5. Каким членом предложения являются притяжательные местоимения? А) определением Б) дополнением В) обстоятельством
Д/з упр. 647, 648.
План-схема морфологического разбора местоимений. 1. Местоимение – изменяемая часть речи? (Да или нет) - Да. 2.Начальная форма для всех разрядов местоимений является Именительный падеж единственное число? (Да или нет) – Нет (возвратного мест «себя» , отриц. Мест. Некого, нечего – не имеет И.П.) 3.У всех местоимений есть постоянные и непостоянные признаки? (Да или нет) – Да. 4.Разряд местоимений - это постоянный признак? ( Да или нет) – Да. 5.Лицо, число для местоимений-существительных – это постоянный признак? (Да или нет) - Да 6. Число, род, падеж для местоимений - прилагательных - это постоянный признак? (Да или нет) – Нет (это непостоянный признак). 7.Падеж для местоимений-числительных – это постоянный признак? (Да или нет) – Нет (это непостоянный признак). 8.Местоимения могут быть любым членом предложения? (Да или нет) – Да. План – схема: I.Часть речи – местоимение. II.Морфологические признаки: Начальная форма –И.п. ед.ч. (но не для возвратного – себя- и отрицательных местоимений: некого, нечего) Постоянные признаки: Разряд, лицо (для личных), число (для местоимений-существительных) Непостоянные признаки: Род, число, падеж. III. Синтаксическая роль. Любой член предложения.
|
|||
|