|
|||
ДРУГИЕ ЗАМЕТКИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 II ДРУГИЕ ЗАМЕТКИ 1960-1974
Wondrous, wondrous, wondrous machine! Purcell.
«Как это удивительно, не так ли, что человек - это человек!» (Бодлер). Именно это, возможно, и говорят себе камера и магнитофон перед G (модель). * Не ведай того, что ты намереваешься поймать, как не ведает этого рыбак со своей удочкой. (Рыбка, возникающая ниоткуда.) * Когда публика готова чувствовать прежде, чем понимать то, что фильмы ей показывают и объясняют. * Помню один старый фильм: ТРИДЦАТЬ СЕКУНД НАД ТОКИО. Жизнь была приостановлена на тридцать замечательных секунд (тридцать секунд полета над Токио на американском истребителе в войну), когда не происходило ничего. На самом деле, там происходило все. Кинематограф, искусство изображений ни о чем. * G, чудесным образом мужчина, F, чудесным образом женщина, безо всяких трюков. ТРЮК - то, что в них спрятано, не выдано (не раскрыто). * Леонар рекомендует (Записные книжки) хорошенько думать о финале, прежде всего думать о финале. Финал, это экран лишь как поверхность. Подчини свой фильм реальности экрана, как художник подчиняет свою картину реальности холста и наложенных на него красок, как скульптор подчиняет свои фигуры реальности мрамора или бронзы. * Десять свойств предмета по Леонару: свет и темнота, цвет и вещество, форма и положение, отдаленность и близость, движение и неподвижность. * Прохожие, которых я встречаю на Елисейских полях, производят на меня впечатление мраморных фигур, движущихся на пружинах. Но лишь только их глаза встречаются с моими, как шагающие и глядящие статуи становятся человечными. * Два противостоящих человека, глаза в глаза. Две кошки, гипнотизирующие друг друга. * Преодолеть ложную силу фотографии. * Пустая мысль о «художественном кино», о «художественных фильмах». Художественные фильмы - те, что более всего лишены художественности. * То, что я отбрасываю как слишком простое, и есть то важное, где нужно копать. Глупое недоверие к простым вещам. * Развитие в области, запретной для существующих искусств, непригодной для них. * Театр слишком известен, кинематограф до сегодняшнего момента слишком неизвестен. * Непреодолимая потребность публики увидеть, приблизиться, потрогать звезду во плоти, которой ее лишает снятый на пленку театр. Автографы. * Красота твоего фильма будет не в картинках (открыточность), а в невыразимости, которую они обнаружат. * Нужны многие, чтобы снять фильм, но только один тот, кто делает, разрушает, переделывает изображения и звуки, возвращаясь каждую секунду к исходному ощущению, непонятный другим, рождающий их. * Придумывать себе железные законы, не потому ли, что их трудно выполнять или не выполнять. * В глазах Х синема - это специальная индустрия, для Y это разросшийся театр. Z видит мультипликацию. * Телефон. Голос делает человека видимым. * ЭКОНОМИЯ. Расин своему сыну Луи: Я достаточно знаю ваш почерк, поэтому вы не обязаны ставить свою подпись. * Будущее кинематографа - это новое поколение молодых одиночек, которые будут снимать, вкладывая последнюю копейку и не поддаваясь материальной рутине профессии. * В твоей страсти к правдивому, можно увидеть лишь маниакальность. * Не обращай внимания на дурную репутацию. Бойся хорошей, которую ты не смог бы поддерживать. * Безгранично восхищаться простотой и скромностью великих мастеров прошлого, стоящих выше спесивости аристократии. * Подумай о том, что тебя принуждает к этой кропотливой работе, и о том, что актер (профессиональный или нет) всегда остается актером, даже посреди пустыни. * Чудесные машины (камера и магнитофон), упавшие с неба; использовать их только для того, чтобы бесконечно пережевывать подделку, покажется через пятьдесят лет неразумным, абсурдным. * Публика не знает, чего хочет. Навязывать ей свои причуды и наслаждения. * Соловей так восхитителен потому, что поет всегда одну и ту же песню? * Новизна не в оригинальности, не в современности. (Примеч. Руссо: Я не стараюсь делать ни как другие, ни по-другому.) * Пруст говорит, что Достоевский оригинален в своей композиции. Это единство невероятно сложное и напряженное, чисто внутреннее, с течениями и противотечениями как в море, что находишь также у Пруста (однако, насколько другое), и чье время хорошо вошло бы в фильм. * (1963) Неожиданно уехать из Рима, бросить навсегда приготовления ГЕНЕЗИСА, чтобы кратчайшим путем прийти к идиотской болтовне, к палкам в иссохших колесах. Как это странно, что вас могут попросить сделать то, что лучше было бы не делать самому, потому что неизвестно, что это такое! * Многое можно выразить рукой, головой, плечами!.. Сколько бесполезных и мешающих слов тогда исчезнет! Какая экономия! * Трепет просыпающихся изображений. * Я мечтал о фильме, создающемся постепенно при взгляде, как живописное полотно, вечно свежее. * Это принуждение к механической регулярности, механика, рождающая чувство. Вспомнить некоторых великих пианистов, чтобы это понять. * Крупный пианист, не виртуоз, вроде Липатти, берет совершенно одинаковые ноты: половинные, одинаково долгие, одинаково сильные; четвертные, восьмые доли, шестнадцатые и т.д., idem. Он не помещает чувство в клавиши. Он ждет его. Оно приходит и наполняет его пальцы, инструмент, его самого, зал. * Создание чувства, получаемое из сопротивления чувству. * Бах отвечает восхищенному ученику: «Нужно брать ноты точно вовремя». * Кажется, есть две ИСТИНЫ: одна пресная, плоская, скучная, по меньшей для глаз того, кто ее раскрашивает ложью, другая... * За неимением правды публика привязывается ко лжи. Выразительность, с которой мадмуазель Фальконетти поднимает глаза к небу в фильме Дрейера, вызывала мучительные слезы. * Эти ужасные дни, когда на меня находит отвращение к съемке, когда я истощен, бессилен перед этим множеством трудностей, составляющих часть моего метода работы. * Фильм очень сжатый не сообщит с первого раза того, что в нем есть лучшего. Сначала там видишь то, что похоже на уже виденное. (Надо бы иметь в Париже маленький зал, очень хорошо оборудованный, где давать один или два фильма в год.) * Ясность цели проступает по мере поисков. Дебюсси: «Я потратил неделю на то, чтобы предпочесть один аккорд другому». * Не отказывайся от чудес. Прикажи луне и солнцу. Вызови гром и молнию. * Какое опустошение, и не только в публике, с ее ленивой запоздалой критикой, судящей через призму театра! * Нет исторических фильмов, которые делали бы «театр» или «маскарад». (В ПРОЦЕССЕ ЖАННЫ Д’АРК я попытался без «театра» и «маскарада» найти в исторических фразах внеисторическую правду.) * Оскары актерам, чьи тела, лица, голоса, не рождают эффект бытия в них, не дают уверенности, что они им принадлежат. * Напрасно и бессмысленно работать специально для публики. То, что я делаю, я могу лишь примерить на себя. Остается только делать хорошо. * Будь точным в форме, но не всегда в сути (если можешь). * Именно то, что мне не удается узнать о F и G (модели), делает их для меня такими интересными. * То, что тебе подсказывает интуиция, предпочитай тому, что ты десять раз сделал и переделал в голове. * Идеи, взятые из книг, всегда будут книжными. Идти напрямую к людям и вещам. * Будь глазом художника. Художник создает, когда смотрит. * Выстреливающий взгляд художника разбивает реальность. Затем художник воссоздает и организует ее в своем зрении, по своему вкусу, своими методами, своим идеалом красоты. * Всякое движение открывает нас (Монтень). Но оно открывает нас только будучи автоматическим (не заказным, невольным). * По поводу автоматизма у Монтеня: Мы не приказываем нашим волосам встать дыбом, а нашей коже дрожать от желания или страха; наша рука устремляется часто туда, куда мы ее не посылаем. * Тема, техника, игра актеров имеют определенную моду. Отсюда вытекает некий прототип, который обновляется каждые два-три года. * ШЕДЕВР. Шедевры живописи, скульптуры, типа ДЖОКОНДЫ, ВЕНЕРЫ МИЛОССКОЙ, имеют столько причин быть восхитительными, что они являются шедеврами во благо и во зло. Шедевр СИНЕМА часто является шедевром только во зло. * Чтобы следовать моде Х помещает в свои фильмы всего понемногу, как художник, работающий со слишком большим количеством цветов. * В то время как одни, под влиянием СИНЕМА, силятся изменить театр, другие, снимая фильмы, копаются в его старых привычках (правилах, кодексах). * НЕДОРАЗУМЕНИЯ . Нет (или мало) хулы или похвалы, которые не исходят из недоразумения. * Нужно родиться с определенным чувством близости и взаимопонимания. * В этом фильме, где нет ничего театрального и живописного, В видит пустоту. * Всегда одинаковая радость, одинаковое удивление перед новым смыслом изображения, которое я только что поставил на другое место. * Какую власть имеют вещи, которые получаются у нас удачно! * «То или не то», с первого взгляда. Обоснование приходит позже (чтобы подтвердить наш первый взгляд). * Враждебность к искусству, это враждебность к новому, к неожиданному. * Сначала действовать. В Лондоне банда взламывает сейф ювелирного магазина и крадет жемчужные колье, кольца, золото, драгоценные камни. Внутри они находят также ключ от сейфа соседнего ювелирного магазина, который грабят, и в сейфе которого лежит ключ от сейфа третьего ювелирного магазина. (Газеты.) * Вытащить вещи из привычного, пробудить их от наркоза. * В НАГОТЕ все, что не красиво, непристойно. * По поводу необходимого абсолютного доверия к себе у мадам де Севиньи: «Когда я слушаю только себя, я делаю чудеса». * Равенство всех вещей. Сезанн, пишущий с одним и тем же глазом, с одной и той же душой, вазу для фруктов, сына, гору Сен-Виктуар. * Сезанн: «В каждом мазке я рискую жизнью». * Выстраивай свой фильм на белом, на тишине и неподвижности. * Тишина необходима в музыке, но не является частью музыки. Музыка опирается на нее. * Сколько фильмов, починенных наскоро музыкой! Наводнить музыкальными фильмами. Помешать увидеть, что в них ничего нет. * Лишь недавно и не полностью я устранил музыку и воспользовался тишиной как элементом композиции и как эмоциональным средством. Сказать это под страхом быть нечестным. * Не изменяя, сделать все другим. * Монтескье говорит по поводу юмора, что «его трудность в том, чтобы вас побудить найти новое чувство в той вещи, которая остается, однако, той вещью». * Не добиваться, не желать слез публики, одновременных слезам твоих моделей, а, скорее, одновременных тому или иному изображению или звуку на своем точно найденном месте. * ЗАСТАВЬ СЕБЯ ПОВЕРИТЬ. Данте в изгнании, прогуливающийся по улицам Вероны, шушуканье, что он ходит в ад, когда хочет, и оттуда приносит новости. * Из чего я исхожу? Из предмета для выражения? Из ощущения? Из обоих? * Что такое, перед лицом реальности, эта промежуточная работа воображения? * Быть скрупулезным. Отбрасывать то, что в реальном не становится правдой. (Отвратительная реальность лжи.) * Н (модель), то, что он прячет от меня, он прячет не из желания произвести впечатление того, кем он не является, но из скромности. * ПРОВИДЕНИЕ, это слово, как не связать его с теми двумя тонкими приборами, которые мне служат для работы? Камера и магнитофон, уведите меня подальше от ума, который все усложняет.
Париж, 1975. пер. с фр. Оксана Гилюк, 2007.
|
|||
|