Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Защитная речь



Защитная речь

 

Добрый день, уважаемые члены комиссии, преподаватели и гости. Разрешите представить Вам курсовую работу по теме «Возможности применения игровой технологий при изучении обществоведческих тем курса Окружающий мир как условие развития познавательных УУД младших школьников»(слайд)

Особое место в стандарте начального образования сегодня отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника.

ФГОС НОО предъявляет высокие требования к развитию познавательных умений младшего школьника по окончанию начальной школы, которые представлены на слайде (слайд )

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

На сегодняшний день в школе, несмотря на наличие этих требований, учителя сталкиваются с проблемами в развитии познавательной сферы младших школьников, одной из которых является снижение познавательной активности учащихся. По нашему мнению, решению данной проблемы может поспособствовать использование учителем начальной школы современных образовательных технологий, например игровой технологии.

С помощью ее использования учитель начальных классов создает условия для развития творческих способностей младших школьников, их познавательных умений.

(слайд) Учитывая вышеизложенное, мы сформулировали цель нашей курсовой работы: выявление педагогических условий использования игровых технологий, обеспечивающих формирование познавательных УУД младших школьников при изучении обществоведческих тем курса окружающий мир в начальной школе.

В соответствии с целью, нами были сформулированы задачи курсовой работы.

 (слайд) Решая первую задачу, мы разобрали понятия учебные универсальные действия. Мы выяснили, что УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Также в работе мы и кратко охарактеризовали личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия и  уделили особое внимание познавательным универсальным учебным действиям и их значению в современном начальном образовании. Нами был сделан вывод, что познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем (слайд ).

Данная группа универсальных учебных действий является одной из наиболее важных в современном учебном процессе, т.к. учит младших школьников решать задачи, которые требуют от него непростого действия - копирование действий учителя. В данном случае полезен не столько готовый результат, а сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии его мыслительных качеств.

(слайд) Решая вторую задачу, мы рассмотрели возрастные особенности младших школьников и выяснили, что освоение методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте. 

Были выделены следующие возрастные особенности познавательных  УУД в младшем школьном возрасте:

1. Доминирующей функцией у школьников - мышление, развита способность к рассуждению, к выводам и умозаключениям, анализам предметов и явлений, переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

2. У младших школьников выделяют 3 группы мышления: «теоретиков» или «мыслителей», которые решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия и «художников - ярким образным мышлением.

3. У младших школьников формируются научные понятия, оказывая важное влияние на становление словесно-логического мышления. Овладение системой научных понятий может говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления.

4. Особенностью памяти младших школьников является стремление запоминать наглядный материал. При данном возрасте значительно хуже запоминается словесный материал. Младшие школьники лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия. Также благодаря непроизвольной памяти, дети запоминают учебный материал, который преподносится в игровой форме.(слайд )

(слайд ) Мы сделали вывод, что учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, но роль игровой деятельности на данном возрастном этапе не уменьшается, что обуславливает необходимость использования учителем игровой технологии обучения.

Решая третью задачу, мы выявили, что под технологией обучения понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Мы также узнали, что в условиях реализации требований ФГОС начального образования наиболее актуальными становятся технологии, которые представлены на слайде:

(слайд )

1. Игрового обучения - Ф. Шиллер., .Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко

2. Проблемного обучения – Джон Дьюи

3. Развивающего обучения – Л.В. Занков, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов

4. Проектной деятельности - Джон Дьюи

5. Технология развития критического мышления (ТРКМ) - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит,Л.Выготского, Ж. Пиаже

6. Интерактивного обучения – Рег Реванс, Е.Я. Голант

7. Здоровьесберегающие технологии – Е.С. Полат, А.Н. Леонтьев

8. Исследовательские технологии – Савенков А.И.

9. Коммуникативные технологии - В.А. Кан-Калик

10. Информационные технологии – К. Шеннон

Данная курсовая работа связана с игровыми технологиями, поэтому мы рассмотрели отличие технологии от приёмов и методов, составили сравнительную характеристику традиционной игры и игровой технологии, ознакомились с этапами организации, компонентами, а также функции и виды игровых технологий. (слайд )

При этом образовательные задачи включаются в содержание игры, а в образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые и ролевые игры. Нами была проанализирована игровая технологии, являющаяся одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и сделать определенные шаги по достижению предметных результатов обучения. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. 

Был сделан вывод, что применение игровой технологии является эффективным средством развития интереса младших школьников к учебному предмету. Она даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

 (слайд ) Решая четвертую задачу, мы проанализировали УМК «Школа России» и «Перспектива» в начальной школе, а также разобрали отдельные задания на формирование познавательных универсальных учебных действий и использование в УМК игровых технологий при изучении обществоведческих тем курса окружающий мир.

 Например, в УМК «Школа России» при изучении темы: «Основной закон России и права человека»дается задание:представь себя в роли художника и придумай оформление для обложки издания «Всеобщая Декларация прав человека», при изучении темы: «Мы – граждане России»даётся задание:о чём вам хотелось бы спросить Президента Российской Федерации.  

В УМК «Перспектива» при изучении темы: «Семейный бюджет»даётся задание: придумай воображаемую семью и составь для неё бюджет, при изучении темы: «Государственное устройство России»даётся задание: поиграем в деловые игры:1. «Если бы Президентом России был(а) я…»

2. «Если бы Председателем Правительства России был(а) я…»

3. «Если бы депутатом Государственной думы был(а) я…» (примеры на слайде)

Несмотря на то, что данные задания носят ролевой и деловой характер, в содержании проанализированных нами УМК они представлены лишь фрагментарно. Это позволило нам сделать вывод, что игровые технологии в обществоведческих темах различных УМК не раскрыты подробно и учителю начальных классов даётся возможность собственного выбора игровых технологий.

(слайд ) Решая пятую задачу, нами были подобраны конспекты уроков с использованием игровых технологий, проведённые учителями начальных классов. 

Так, при изучении темы «Права ребенка» в 4 классе учитель начальных классов можно провести викторину на этапе первичного закрепления знаний младших школьников о правах человека. На доске записаны названия сказок и изображения. Дети отвечают, называя сказку.

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? «Дюймовочка»

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? «Гарри Поттер»

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? «Три поросенка»

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? «Золотой ключик»

 5. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? «Золушка»

При выполнении данного задания создаются условия для формирования познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

При изучении темы: «Семейный бюджет» в 3 классепедагогом начальной школы была подобрана игра«Распредели доход семьи»и проведена на этапе закрепления знаний понятий дохода и расхода семьи.

Задания дети выполняют в командах. На карточках записаны доходы вашей семьи, задача детей сосчитать и запишите итог. Выбрать те товары, которые посчитают нужными приобрести для их семьи. Их надо отметить в списке «Расходы» галочкой. Подсчитать доходы и расходы. Сравните их. Обсудите в группе. Таким образом, дети доходят до понятия экономия.

При выполнении данного задания создаются условия для формирования следующих познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы, обобщение, сравнение и классификация; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что использование игровых технологий формирует познавательные УУД, как:

(слайд)

1. Построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы;

2. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

3. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

4. Обобщение, сравнение и классификация;

5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Мы считаем, что теоретических выводов недостаточно, чтобы с уверенностью сказать, что игровые технологии развивают познавательную активность и любознательность учащихся, поэтому на преддипломной практике мы планируем реализовать комплекс уроков по Окружающему миру с использованием данной технологии

Спасибо за внимание!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.