Тема: Лексические нормы литературного языка
Тема: Лексические нормы литературного языка
Прочитайте предложенные в плане практического занятия справочные материалы и ответьте на следующие вопросы:
- Что понимают под лексическими нормами? Для какого вида речи они характерны (устная речь, письменная речь)? Отвечая на данный вопрос, используйте материал, представленный в лекции и справочном материале.
- Что такое лексическое значение слова? Какие ошибки в речи могут возникнуть из-за употребления слова в несвойственном ему значении? Что понимают под лексической сочетаемостью?
- Чем отличаются омонимы и многозначные слова? Каковы особенности функционирования синонимов и антонимов в речи?
- Какие речевые ошибки возникают из-за многословия?
- Какие существуют виды лексики ограниченного употребления?
- Что такое фразеологизмы? Какие выделяют фразеологические средства?
- Что такое штампы и канцеляризмы?
- Что понимается под лексическими ошибками?
Практические задания
Дома
Задание 1.Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1. К работе студенческих отрядов мы относимся крайне положительно. 2. Объявляется набор на курсы воспитания речевых навыков у детей. 3. Гения признали заживо. 4. Чтобы согреться, им следовало растопить огонь. 5. Ученики пристально слушали выступление артиста. 6. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 7. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 8. В парке стоит архитектура. 9. Результаты следствия ясны всем, осталось только резюмировать приговор. 10. Осадков очень сильных мы не ожидаем. 11. Температура не будет очень холодной. 12. Этот саквояж выглядит стильно и дорого. 13. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но этого никто не знал. 14. Это решение гроша выеденного не стоит. 15. Перед нашими учеными, конструкторами, дизайнерами непочатый край научных поисков. 16. Цены очень высокие, покупка стройматериалов влетит вам в бешеную копеечку.
|