Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие № 4. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.. Общие сведения о словосочетании. Вычленение словосочетаний из предложений



Практическое занятие № 4

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Общие сведения о словосочетании. Вычленение словосочетаний из предложений

Теоретические вопросы:

1. Определение словосочетания. Отличительные признаки словосочетания: а) в сопоставлении со словом; б) с фразеологизмом; в) с предложением.

 

2. Структурные особенности словосочетания: знаменательное слово (главное) и форма слова (зависимое). Виды СС по морфологической природе главного и зависимого компонента .

 

3. Виды СС по характеру семантико-синтаксических отношений между его компонентами: с атрибутивными, объектными, субъектными, обстоятельственными, комплетивными отношениями; с контаминированными (комплексными, синкретичными) отношениями.

 

Практические задания:

Упр. 1. Выделите простые словосочетания и проанализируйте их смысловую цельность и грамматическое оформление. Обратите внимание на соединения слов, которые не являются словосочетаниями (фразеологические единицы, описательные глагольно-именные обороты, сочетания имен с вспомогательными словами, сочетания знаменательных слов с частицами и др.).

1. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер (Т.). 2. По улице, с горы Св. Давида, стремительно катилась мощная река, выворачивая камни улицы. Вой ветра, сердитый плеск воды, грохот каких-то разрушений сотрясал дом (М. Г.). 3. Рубцов обладал ненасытной жадностью знать (М. Г.). 4. В лесах становилось все сумрачнее, все тише (Пауст.). 5. Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются (Баж.). 6. Дверь в столовую была приоткрыта (М. Г.). 7. Лес тянулся до самого горизонта (С.Ц.). 8. Вдруг Захар занедужился, недельку, другую помаялся и отдал богу душу (М.-П.). 9. Иной скажет мне слово, меня всего проймет; другой то же самое слово скажет или еще красивее, — я и ухом не поведу (Г.).

Упр. 2. Определите тип приведённых словосочетаний в зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи. Какие конструкции не являются словосочетаниями?

Чуть заметно, овладеть наукой, ответ по существу, дружески приветливый, наблюдая за детьми, стремление к знаниям, взмах руки, витать в облаках, первая встреча, оба друга, окрепнуть в боях, в лице директора, хочу учиться, стремление выдвинуться, бледность от волнения, подобен приливу, недалеко от моря, жить в лесу, насчет работы, полон жизни, строг до предела, утверждённый директором, трое братьев, кто-то в толпе, преданный друзьям.

Упр. 3. Выделите простые словосочетания. Определите вид синтаксических отношений между членами словосочетания: 1) атрибутивные; 2) объектные; 3) релятивные («обстоятельственные»); 4) субъектные; 5) комплетивные; 6) аппозитивные.

1. Все, что нравилось, ласкало, давало надежду — шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, — все это стало одним воспоминанием (Ч.). 2. Слух его за несколько лет жизни в обсерватории очень окреп (Пауст.). 3. На камень панелей тяжко падают с крыш капли воды, звонко бьет подкова о булыжник мостовой (М. Г.). 4. Улицы были полны бегущих, но на валах толпа стояла густо и безмолвно; она оцепенела от бури (Пауст.). 5. Каштанка взвизгнула от восторга, но в это время старик кот зевнул и, потеряв равновесие, свалился с гуся (Ч.). 6. Солнечный восход застал нас в дороге (Арс).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.