Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы развития логистики в экономике.



Этапы развития логистики в экономике.

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х и начале 70-х годов в экономически развитых странах стали осознавать, что рациональное распределение произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта͵ попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, ᴛ.ᴇ. на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. В этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в данном направлении.

Главные причины резкого возрастания интереса к логистической идее заключаются в следующем:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счёт снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

- энергетический кризис;

- научно-технический прогресс и компьютеризация управления;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Логистика как искусство комплексного управления материальными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя применяется в экономике более 30 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа.

Первый этап приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов. К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, то есть на улучшении работы в сфере распределения. Более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

Этот этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта͵ в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т.д. (рис. 1).

Рисунок 1 - Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса

Второй этап приходится на вторую половину 1970-х - 1980-е годы. Основные факторы большей востребованности логистики в Европе и Америке - энергетический кризис и экспансия Японии в сфере производства и торговли. В данный период обозначились переход к задаче управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу, а также отличие логистического управления от управления физическим распределением продукции и от сквозного управления потоками материалов и информации.

Для этого этапа характерна оптимизация в сфере обращения, при этом было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно: ибо, любое изменение расходов в одном из видов деятельности фирмы (перевозки, производства, складирования) непременно оказывает не всегда благоприятное влияние на сопряженные процессы.

Так, стремление к максимальному снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, в случае если при этом снижается скорость и, особенно, надежность поставки. В соответствии с логистической концепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспортировку, материально-техническое обеспечение и производство.

В начале этого этапа в научных выработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо понятия «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». Логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы.

К взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства (рис. 2). Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счёт своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Рисунок 2 - Второй этап развития логистики - производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый, слаженный механизм

Третий этап приходится на современное состояние логистики. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства.

Суть этого подхода состоит, по сути, в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без содержания существенных объёмов запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения логистики.

На третьем этапе совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер (рис. 3).

Рисунок 3 - Третий этап развития логистики – целостный характер участников

логистического процесса

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась, в основном, как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов в нашей стране решались задачи оптимизации мощных грузовых потоков, для чего разрабатывался уникальный методический аппарат и по существу логистические задачи решались для потоков продукции производственно-технического назначения.

Несмотря на отмеченные различия, очевидным является то, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения от первичного источника сырья до конечного потребителя (рис. 4).

Рисунок 4 - Общая схема материального и информационного потоков

Четвертый этап - перспектива логистики; эта фаза начинается сейчас в странах развитой рыночной экономики. На этом этапе путем построения интегрированных логистических систем полностью реализуется комплексный подход, охватывающий потенциалы производства, снабжения, сбыта и потребления. Организационно это находит свое выражение в создании межотраслевых и внутриотраслевых структур, научно-производственных объединений, корпораций, концернов, ассоциаций.

Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее компьютеризации. Использование компьютеров и современных информационных коммуникаций создает богатые возможности для рационализации деятельности всех участников логистической цепи. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, состояние производственных запасов, объём поставки материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказа.

Для этого этапа характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так, с целью максимального сокращения издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции: от этапа проектирования до утилизации вторичного сырья и отходов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.