Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Откуда грамота пришла



Откуда грамота пришла

  Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Всё, что узнавал или изобретал человек, он хранил только в голове. Знания от одного человека к другому передавались устно. Это было важное и очень трудное дело – не прервать нить знания, передать его ученику, чтобы тот когда-то, через годы, передал его своему ученику. И так далее от поколения к поколению. И ведь не всегда это удавалось – сколько секретов было утеряно безвозвратно! Сколько раз приходилось людям начинать всё сначала…

Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом, они хранили информацию в своей памяти и передавали её друг другу, используя различные символы-сигналы. Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка. Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ. Но при помощи пиктограмм не так просто выразить всё, что ты думаешь. Даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек не всегда может прочитать твое письмо так, как ты этого хочешь. Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.

В древнем Китае на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов идеографического письма. Их называли «священными знаками». Каждый иероглиф обозначал слово или его часть. Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков. Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность.

  Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древне-болгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт свое начало славянская письменность. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... " В 1992 г в такой праздник - День славянской письменности и культуры в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, единый, понятный всем славянам книжный язык, который называется старославянским. Переведённые на старославянский язык духовные книги стали орудием распространения на Руси новой христианской религии, а с нею и письменности. Появление и распространение единой системы письменности у славян подняло их на качественно новый уровень духовного развития, способствовало их самоопределению.

   Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Кирилл и Мефодий часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку – Кириллицу. Обучение азбуке было очень непростым занятием. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали. Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д. На Древней Руси обучались грамоте с 7-10 лет. В этом возрасте ребёнка отдавали учителю. Учителем часто выступал местный священнослужитель. В классах детей было немного, всего около 10 человек. Вместе они сперва изучали алфавит, затем начиналось изучение слогов, из которых, в свою очередь составлялись слова. После устного изучения алфавита, дети проходили написание букв и слов. Писали ученики на церах– дощечках из дерева, которые были заполнены воском. Из них делались своеобразные тетради: две церы соединяли вместе, одна сверху другой, а потом скрепляли тесёмками так, чтобы можно было открывать и закрывать получившуюся книжку. Позже, когда дети становились старше, они начинали писать, а точнее, царапать, на жёсткой бересте. Это было гораздо сложнее, чем выводить буквы на мягком воске. Именно поэтому обучение грамоте считалось делом нелегким.

   Термин грамота был заимствован из Византии, где означал указы, различные послания и любые письменные документы. На Руси же слово «грамота» изначально подразумевало собой берестяные таблички, на которых и писали славяне. Они были разного предназначения: чаще всего это были обычные, бытовые, использовались в качестве записок и посланий разного характера. Известно также о грамотах-указах, завещаниях, церковных текстах. Спустя время это слово получило знакомое нам значение.

   Кириллица постепенно изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание. Из алфавита были устранены юсы (большой и малый), кси, пси, фита, ижица, зело, ять. Но ввели в алфавит буквы э, й, я. Постепенно создавалась русская азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита - аз, буки) или алфавит (названия двух греческих букв - альфа, вита). В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 служат для обозначения гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.